Вопросы экзаменационного зачета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:19, шпаргалка

Описание работы

Структура соц-го знания – не просто совокупность информации, представлений и науч. понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся соц. сист. Она предстает как сист. взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, соц. групп или общества в целом.

Содержание

1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания. Особенности социального познания.
2. Наблюдение как метод социологического исследования.
3. Функции социологической науки.
4. Понятие социальной роли.
5…. Нация как социально-этническая общность.
6. О.Конт – родоначальник социологической науки.
7. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
8. Программа и план в социологическом исследовании.
9. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
10. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
45. Интегральная социология П.А. Сорокина.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.

Работа содержит 1 файл

Экз. вопр. по Социологии (1 курс - БЭ, БМ)на 2011-2012 г..doc

— 267.00 Кб (Скачать)

1.Менеджеры – совладельцы акционерных обществ, которые руководят ими по найму, но имеют контрольный пакет акций. 2.Наемные менеджеры, которые управляют государственными и частными предприятиями за заработную плату. 3.Предприниматели – собственники, преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющих ими. 4.Самостоятельные работники, которые заняты мелким предпринимательством с помощью собственных средств. 5.Бизнесмены – менеджеры – наемные директора мелких и средних предприятий, которые совмещают управленческую работу с собственным бизнесом. 6.Полупредприниматели, которые совмещают работу по найму (не руководящую) с разными видами предпринимательства.

 

 

42.    Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.

 

Метод экспертных оценок — один из видов экспертного опроса, предполагающий использование экспертных оценок. Основное содер­жание метода заключается в рациональной организации экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученных данных.

Экспертный опрос — это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность этого метода состо­ит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экс­пертизу) в анализе и решении проблем исследования. В опросе экс­пертов достаточно широко используются процедуры других методов, в частности методов анализа информации и принятия решений.

Основное назначение метода: выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций бла­годаря использованию знаний и опыта экспертов.

Область применения экспертного опроса — при изучении всех сфер деятельности, в диагностике, прогнозировании, программирова­нии и нормировании, в проектировании, в оценке состояния социаль­ного объекта, в принятии решений. (Можно, например, попросить экспертов дать оценку того, в каком направлении будут развиваться духовные запросы различных категорий трудящихся; выяснить мнение экспертов о том, какие формы участия трудящихся в управлении общественньши делами будут выходить на первый план по мере совершенствования общества, системы самоуправления, запросить их мнение о влиянии НТР на качества личности и т. д. и т. п.)

Экспертиза — процедура получения информации от экспертов; самостоятельное решение экспертами поставленных перед ними задач в ходе исследования.

Экспертные оценки — суждение экспертов о различных сферах человеческой деятельности, предполагающих процедуру сравнения объектов, их свойств по выделенным критериям.

 

43.    Интеллигенция в социальной структуре российского общества.

 

Интеллигенция - всё нас. гуманитар. специальностей и профессий (врачи, учителя, работники искусства, культуры). Базовый слой общества

До рецепции социализма в Р. русской интеллигенции не сущ-ло, был только «образован. класс» и разные в нем направления». Т.о, м/о сделать вывод, что интел-ция – это образов. класс об-ва, стремящийся к его реформированию, улучшению жизни, демократии. Но после революции 1917 г. смысл понятия «интел-ция» стал искажаться. Многие интеллигенты, не смирившись с новой властью, вынуждены были эмигрировать, др. были репрессированы и конец своей жизни провели в лагерях. В итоге «сливки об-ва» были из об-ва удалены, а их место заняла новоиспечен. «совет. народ. интел-ция», «сел. интел-ция». К интел-ции отн-ся «люди, профессионально занимающ. умствен. трудом и обладающие необходимым для такого труда спец. образованием (инженеры, техники, врачи, учителя, юристы, работники науки и искусства)». Рос. интел-ция развивалась отлично от европейской. В связи с этим интересно рассмотреть различия между русской интеллигенцией и западными интеллектуалами (обратите внимание, само слово «интеллигенция» существует только в русском языке). Говоря о рус. интел-ции, стоит отметить такую ее харак-ую черту, как «подпольность», противостояние гос. власти, даже склонность к анархизму. Не зря же в сер. 19 в. появ-сь Канцелярия и III отделение, осуществл. политич. надзор и сыск! Интел-ция была оторвана от реальности, ей приходилось прятаться, жить в своем собств. мире надежд и мечтаний, не имея возможности реализовать свои планы. В Европе: западные интеллектуалы всегда бережно относились к гос-ву, видя в нем товарища, ср-во достижения своих целей. Они были реальной политической силой, которая продвигала новые законы, осуществляла реформы и т. д

 

44.    Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.

 

Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получили в процессе перехода к рыночным отношениям.

Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.

Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.

1. Социально-политические конфликты.

Можно проследить три аспекта проблем политической власти в конфликтах российского общества:

1.конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими силами за обладание властью;

2.роль власти в конфликтах в других сферах жизни общества, которые как-то влияют на основы существования самой власти;

3.роль государственной власти во многих случаях как посредника.

Основные конфликты в сфере власти в современных условиях выступают как:

1.конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной) ;

2.конфликты внутри парламента;

3.конфликты между политическими партиями и движениями;

4.конфликты между звеньями управленческого аппарата и др.

Эти конфликты могут развиваться и протекать то спокойно, сглажено, то могут разгораться до формы ожесточенных схваток. Потенциальным источником ожесточенной борьбы за власть являются новые социальные группы, претендующие на более высокое положение в политической жизни, на обладание материальными благами и властью.Сложилась реальность, когда для проведения реформ требуется достаточная свобода для исполнительной власти, но с другой стороны - неконтролируемая исполнительная власть может выбрать неправильный курс, который невозможно будет исправить.

2. Социально-экономические конфликты.

Серьезные предпосылки к конфликтам содержат в себе социально-экономические отношения между средними и мелкими предпринимателями и властными структурами. Причины: коррупция; неопределенность функций многих государственных служащих; неоднозначность толкования законов, огромные налоги.

Фактором, способствующим обострению ситуации является многократное различие доходов между самыми богатыми и самыми бедными. Мы стоим на гране социального взрыва.

Такие профессии, как учитель, медик становятся не престижными в нашей стране из-за нищенской заработной платы, а ведь эти профессии самые затратные по уровню образования. Молодежь, получив образование, которое до сих пор еще очень не плохое в нашей стране, уезжает на Запад и поднимает экономику этих стран, а не России.

Чтобы лабировать свой бизнес крупные предприниматели идут во властные структуры, депутаты.

3. Межнациональные, межэтнические конфликты.

Эти конфликты по своей структуре, по характеру и по ожесточенности противостояния, по сложности их регулирования и разрешения являются наиболее сложными среди социальных конфликтов. К социальным противоречиям, языковым и культурным проблемам добавляется историческая память, которая углубляет конфликт.

Распад СССР, казалось бы, разрешил противоречия между нациями. Но по причине того, что государства возникли в результате келейного, верхушечного решения группы политических лидеров, межэтнические противоречия усилились, конфликты вспыхнули с новой силой. (Карабах, Осетия, Абхазия, Приднестровье, Чечня и др.)

Россия многонациональная страна, где проживает более 120 народов. Во многих республиках в составе Российской Федерации "коренное население" составляет меньшинство. Только в 5 республиках его численность превышает 50% (Чувашия, Тува, Коми, Чечня, Северная Осетия). Особенность межэтнических конфликтов в России обусловлена как различием соотношения русского и нерусского населения, так и главным образом тем, что национальная психология русских и разбуженное национальное самосознание могут дестабилизировать социально-политическую ситуацию и обострить межэтнические противоречия. Впервые в истории нравственное самочувствие русского народа, его самосознание испытывают такую ущемленность и страх за будущее, когда каждый другой, даже небольшой по численности народ может предстать перед ним в образе врага.

В последние годы усилилось агрессивно-наступательного настроение в русском национальном сознании. Его питают беженцы-русские из других бывших республик СССР. Также создалось несколько национал-демократических партий по типу фашистских, которые пропагандируют, что Россия только для русских и устраивают конфликты с представителями других наций, особенно бывших советских южных республик и выходцами из стран Африки.

 

 

 

45.    Интегральная социология П.А. Сорокина.

 

Сорокин делил соц-гию на теоретическую и практическую. Теоретич. соц-гию он делил на 3 отдела: Соц. аналитика изучает строение (структуру) соц. явления и его осн. формы. Предмет соц. механики— процессы взаимодействия лю­дей— поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Соц. генетика изучает развитие соц. жизни, ее отдел. сторон и институ­тов. Понятно, что развитие соц. явления опред-ся его строением (структурой) и взаимодействием с др. явлениям, так что соц.генетика содержит в себе соц. аналитику и соц. механику. Практич. соц-гия харак-ся как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые форму­лирует теоретич. соц-гия, она д/а помогать об-ву и чел-ку управлять соц. силами в соответствии с поставленными целями. Объектами изучения неопозитивист. соц-гии Соро­кина яв-ся соц. поведение и деят-ть людей, соц. группы и структура об-ва в целом, а также происходящие в нем соц. процессы. Неоднородность об-ва, его объектив. деление на разные соц. группы на­шли свое отражение в теории соц. стратификации и соц. мобильности. Соц. стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существов. высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Под соц. мобильностью понимается любой переход индивида или соц. объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано челов. деят-тью, из одной соц. позиции в др. Сущ-ет 2 осн. типа соц. мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонт. соц. мобил-тью или перемещением, подразумевается переход индивида или соц. объекта из одной  соц. группы в др., расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из одного гражданства в др., из одной семьи (как мужа, так и жены) в др. при разводе или при повторном браке. Ими же явл-ся перемещения соц. объектов (радио, автомобиля, моды) в рамках одного соц. пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого др. Под вертикал. соц. мобил-тью подразум-ся те отнош., которые возникают при перемещении индивида или соц. объекта из одного соц. пласта в др. Сорокин был противником всяких со­ц. потрясений, в т.ч. революций, и выступал за нормал. эволюционный путь развития. Он анализи­рует развитие культур народов, разрабатывает теорию ценно­стей. Понятие «ценность» выступает как одно из важн. в его соц-гии. С помощью этого понятия объясняется пове­дение индивидов и соц. групп, их взаимодействия по разным направлениям.

 

46.    Социальные институты и организации, их виды и функции.

 

социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений.

К числу общих признаков социального института можно отнести:

1.выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

2.определенную (более или менее формализованную) организацию;

3.наличие специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;

4.наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:

       регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;

       создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;

       обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;

       социализация индивидов.

Можно выделить следующие структурные элементы социального института:

       цель и сферу деятельности института;

       функции, предусмотренные для достижения цели;

       нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;

       средства и учреждения достижения цели и реализации функций.

 

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

Фундаментальные потребности общества

Основные социальные институты

Потребности в воспроизводстве рода

Институт семьи и брака

Потребности в безопасности и социальном порядке

Политические институты

Потребности в добывании средств безопасности

Экономические институты

Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения

Институты образования

Потребности в решении духовных проблем, смысл жизни

Институт религии

Информация о работе Вопросы экзаменационного зачета