Анализ текущего состояния и динамика развития малого и среднего предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в проведении комплексного статистического анализа текущего состояния и динамики развития малого и среднего предпринимательства.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.Изучить организацию статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
2.Определить динамику развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации за 2006-2009 гг.;
3.Рассмотреть Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
4.Внести предложения по развитию малого и среднего предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

статистика малого и среднего предпринимательства.docx

— 113.54 Кб (Скачать)

Введение

     Россия  прошла важный этап экономических преобразований. В стране активно формируются  различные варианты дальнейшего  стратегического развития. Государство  в лице Правительства РФ разрабатывает  средне- и долгосрочные программы, в  которых ставит перед собой сложные  задачи, такие как: обеспечение прогрессивного осуществления структурных изменений  в экономке, удвоение ВВП, борьба с  бедностью, создание условий для  интегрирования в мировую экономику. Программы не содержат явно выраженных задач, направленных на поддержку малого бизнеса. Однако, опыт развитых зарубежных стран показывает, что особую роль в реализации подобных задач играет уровень развития малого предпринимательства, выражающийся в численности субъектов данного сектора, в объемах производства, в охвате занятых. Малый бизнес способен оказывать существенное влияние на многие экономические и социальные процессы, на структуру экономики страны, на воспроизводственный процесс в целом. Экономические условия государства в свою очередь также влияют на состояние и тенденции развития малого предпринимательства, среда существования которого коренным образом отличается о той, в которой функционирует средний и крупный бизнес.

     Актуальность  данной работы обусловлена тем, что  для эффективного содействия развитию малого предпринимательства в стране важно представлять его природу, знать его проблемы, понимать характер его взаимосвязи с основными социально-экономическими процессами. Знание основных тенденций развития малого бизнеса, особенностей формирования его динамики в зависимости от изменяющихся внешних условий позволит оказывать влияние на протекающие в этом секторе процессы. Выработка скоординированной экономической государственной политики, учитывающей интересы малого предпринимательства, позволит достичь желаемого экономического роста в стране, повышения уровня жизни населения, социальной стабильности.

     Таким образом, существенная зависимость  экономического роста и социально-политической стабильности страны от динамики развития малого предпринимательства, а также  значимость государственной политики по отношению к малому бизнесу  в процессе экономического управления побуждает к глубокому статистическому  исследованию состояния и динамики развития малого предпринимательства.

     Все вышесказанное обусловило выбор темы и структуры настоящего исследования, а также определило его цель.

     Цель исследования заключается в проведении комплексного статистического анализа текущего состояния и динамики развития малого и среднего предпринимательства.

     Реализация  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

  1. Изучить организацию статистического наблюдения за деятельностью    субъектов малого и среднего предпринимательства;
  2. Определить динамику развития малого и среднего бизнеса в                            Российской Федерации за 2006-2009 гг.;
  3. Рассмотреть Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
  4. Внести предложения по развитию малого и среднего предпринимательства.

     Объектом  исследования служит малое предпринимательство, как социально-экономическое явление, рассматриваемое в соответствии с действующим российским законодательством  и экономической сущностью в  качестве совокупности определенного  типа хозяйствующих субъектов.

     Предметом исследования являются состояние и  динамика развития малого и среднего предпринимательства.

     Статистические  сведения о предпринимательской  деятельности основываются на определенной системе источников информации, которая  включает перечни прошедших государственную  регистрацию коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств. При исследовании были использованы такие журналы как: «Вопросы статистики», «Проблемы современной экономики», «Вопросы экономики»; так же использованы данные официальной государственной статистики, и различные интернет ресурсы, такие как: http://www.glossary.ru, http://www.rg.ru и другие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Организация статистического наблюдения за деятельностью    субъектов малого и среднего предпринимательства

     Российский  малый бизнес – именно тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Дата его  рождения – 18 июля 1991 года, когда Постановлением Правительства Российской Федерации  № 446 были введены критерии отнесения  предприятий к категории малых, определены общие условия и правила  их функционирования.

     На  начало реформ пришелся мощный рывок  людей в частное предпринимательство, прежде всего в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом  за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех российских частных  предприятий были малыми.

     За  прошедшие 18 лет создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

     Так, в частности, в 2007 г. разработан новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В связи с введением в действие нового Федерального закона  от 24.07.2007 №209-ФЗ Федеральная служба государственной статистики, проанализировав действующую систему статистических наблюдений, определила направление ее реформирования с учетом требования названного закона. Закон устанавливает новые критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. Им введены также новые понятия; «среднее предприятие», «микропредприятие».

       Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном  законе, является принципиально  новый подход к критериям выделения  субъектов малого и среднего  предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения  предприятий к соответствующей  категории являются средняя численность  работников, определяющаяся по формуле 1.

     (1) 

где - сумма численности работников за весь отчетный период;

     Т – количество дней, месяцев в отчетном периоде, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

     В соответствии с указанным законом  к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся  внесенные в Единый государственный  реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие установленным законом условиям по структуре уставного капитала, средней численности работников, размеру выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов.

     Независимо  от вида экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, законом установлены следующие  категории по средней численности работников:

     - До 100 человек включительно - малые предприятия, из которых выделяются микропредприятия (до 15 человек);

     - От 101 до 250 человек включительно - средние предприятия.

     Таким образом, к ранее наблюдаемой  совокупности малых предприятий добавились предприятия потребительской кооперации (ранее некоммерческие организации к малым предприятиям не относились); ряд предприятий перешел из категории крупных и средних в малые по критерию средней численности работников (например, в оптовой торговле ранее порог численности был до 50 человек, в розничной торговле - до 30 человек, по новому закону - до 100 человек).

     Существенно изменился критерий структуры уставного капитала. Уставной капитал - организационно-правовая форма капитала, величина которого определяется уставом или договором об основании предприятий в различных отраслях экономики, в т.ч. банков. В уставной капитал входит стоимость основных и оборотных средств. Взнос в уставной капитал может осуществляться не только в виде денежных средств, но и в имущественной форме, в виде строений, земли, а также объектов интеллектуальной собственности: патентов, лицензий, проектов. Ранее он был установлен по каждой перечисляемой категории акционеров – не более 25%, а по новому закону «для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных, инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%».

     Законом специально оговорено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

     Добавился новый критерий со значениями балансовой стоимости активов  и выручки от реализации товаров. Балансовая  стоимость активов – это стоимость долгосрочных активов (объекта, основных средств предприятия, фирмы), внесенных в ее баланс, зафиксированных в балансовой ведомости. Балансовая стоимость активов рассчитывается по формуле 2.

     (2)

     БСА= ОБС + ВОС

где ОБС  – оборотные активы;

       ВОС – внеоборотные активы.

       Выручка от реализации товаров - начисленная сумма дохода за переданные другим лицам имущественные права на товары, результаты работ, оказанные услуги. Балансовая стоимость активов или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. Выручка от реализации товаров вычисляется по формуле 3.

     (3)

     БСА= Q*P

     где Q – количество проданных товаров (оказанных услуг, работ);

            P – цена товаров (работ, услуг)

      Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях  выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов  малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

    • для микропредприятий – 60 млн. рублей;
    • для малых предприятий – 400 млн. рублей.

      С 1 января 2010 года также вступает в  силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

      Изменения коснулись и порядка ведения  статистических наблюдений за деятельностью  малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью  субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства  Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79), статистические данные в  сфере малого предпринимательства  формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью  микропредприятий проводятся один раз  в год.

      В настоящий момент Федеральной службой  государственной статистики осуществляется переход к новой системе статистического  учета субъектов малого предпринимательства. Эта система учета основывается на анализе следующих параметров:

Информация о работе Анализ текущего состояния и динамика развития малого и среднего предпринимательства