Балансовый метод изучения основных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить основные этапы метода научного познания и разобрать основные задачи.
Задачи исследования:
1.Изложить, в чем суть методологии, как научной дисциплины.
2.Предмет и сущность методологии.
3.Дать определение понятия метод, охарактеризовать основные типы методов и их взаимосвязь.
4.Проанализировать основные методы эмпирического и теоретического познания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Суть научной дисциплины «Методологии»………………………..4
Глава 2. Предмет и сущность Методологии………………………………….6
Глава 3. Виды методов научного познания…………………………………...8
Глава 4. Основные методы эмпирического и теоретического познания……9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

2 КУРСОВАЯ.docx

— 29.27 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Суть научной дисциплины «Методологии»………………………..4

Глава 2. Предмет и сущность Методологии………………………………….6

Глава 3. Виды методов научного познания…………………………………...8

Глава 4. Основные методы эмпирического  и теоретического познания……9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………13 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность темы курсовой работы:

     Актуальность  темы курсовой работы заключается  в том, что метод научного  познания является способом достижения  определенных результатов. Очень важно иметь представления о методологии и методах научного познания, как для начинающих, так и для опытных исследователей.

     Изучение методологии  важно для развития науки. Какой  мир можно назвать современным  без развивающейся науки?

     Данная тема имеет актуальность в современном обществе, т.к. является важным этапом в изучении познания и практики.

     Цель исследования: изучить основные этапы метода научного познания и разобрать основные задачи.

     Задачи  исследования:

1.Изложить, в чем суть методологии, как научной дисциплины.

2.Предмет и сущность  методологии.

3.Дать определение понятия  метод, охарактеризовать основные  типы методов и их взаимосвязь.

4.Проанализировать основные  методы эмпирического и теоретического  познания.

 

Глава 1. Суть научной дисциплины «Методологии»

     Для начала  необходимо разобраться с понятием  «метод». Метод - способ достижения определенных результатов в познании и практике. Любой метод включает в себя познание объективных закономерностей.

     Также метод  - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Современная наука основывается на определенной методологии - то есть совокупности используемых методов изучений о методе[2.-стр.213]. Система методов научного исследования включает в себя, во-первых, методы применяемые не только в науке, но и в других отраслях знания, во-вторых, методы применяемые во всех отраслях науки. В-третьих, методы специфические для отдельных определенных разделов науки, отдельных научных дисциплин.

     Истории науки не известен ни один метод, который реально применялся бы в научной практике и в то же время в той или иной мере не был бы рационален, т.е. применение которого не приводило бы к позитивным результатам в той или иной области. Это могло произойти только в одном случае: если бы метод строился на ложной системе знания. Но ни один ученый не будет строить метод на заведомо ложном знании.

  основывалась на закономерностях, открытых наукой, но превратила их в универсальный метод познания. Этим обстоятельством и объясняется двойственность метафизики: она и правильна в определенных границах и беспомощна в своей претензии на универсальность.

     В метафизическом методе можно выявить истинную сторону, указать границы его применения, что, собственно говоря, и делает диалектика. Например, метафизика проявляется в двух основных формах: классической, абсолютизирующей момент устойчивости, качественной определенности, покоя, и в форме релятивизма, наоборот, абсолютизирующего само движение.  

     От метода надо отличать методологию, т.е. учение о методе, теорию метода. Осмысливая какой-либо научный метод, можно переоценить его роль и возможности, считая его единственным и абсолютным[3.стр2-5]. Поэтому диалектика направлена не против метафизики в любой ее форме как метода познания, применимого в известных границах, а против той методологии, которая стремится не видеть этих границ и превратить его в философский метод современной науки.

 

                Глава 2. Предмет и сущность Методологии

     Методология - наука, изучающая и обобщающая методы построения научного знания и способы его получения. Методология науки - часть теории познания - гносеологии, которая исследует познавательные процессы, происходящие в науке, исследует методы и формы научного познания. Имея тесную связь с различными науками, методология не растворяется в них. В этом отношении ее можно определить как метанауку, имеющую отношение к различным сторонам познавательной и преобразовательной деятельности.

     В методологии науки для понимания взаимосвязи его методов и способов исследования, организации полученного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни. К эмпирическому уровню относятся приемы и методы научного познания, непосредственно связанные с научной практикой, с теми видами предметно - орудийной деятельности, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала для построения теоретического знания (наблюдение, эксперимент, факты, их группировка, систематизация и способы их анализа и обобщения)[4.-стр].     К теоретическому уровню относятся все те виды и методы познавательной деятельности и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории как логически организованного знания об объективных законах, об общих и необходимых связях реального мира (теория, абстракции, понятия, идеализации, мысленные модели; научные законы и их формулировки; научные идеи и гипотезы; различные методы оперирования с научными абстракциями и построения теорий: дедукция, индукция, аналогия, экстраполяция, мысленный эксперимент). Хотя отличие между эмпирическим и теоретическим методами обусловлено объективными качественными различиями в содержании и способах научной деятельности, а также в характере самого знания, но это различие относительно: ни один вид эмпирической деятельности или эмпирического знания невозможен без теоретического его осмысления, без соответствующих понятий, гипотез и теорий, как и наоборот. Любая теория, в конечном счете, опирается на практику, опытные данные и ориентирована на объективную действительность, опосредованную эмпирией.

     Способом выражения эмпирического и теоретического знания является язык науки. Методология научного познания исследует язык лишь в той мере, в какой он является средством выражения, фиксации, переработки, передачи и хранения научных знаний, научной информации. С методологической точки зрения язык рассматривается как знаковая система, а его элементы - как знаки особого рода, под которыми понимаются материальные чувственно воспринимаемые предметы, выступающие в процессе познания и общения как представители других предметов и используемые для получения, хранения, преобразования и передачи информации об объектах. Язык, используемый в научном познании, определяется как искусственный, который базируется на естественном, житейском языке. Искусственный отличается от житейского специальных терминами, специальными правилами образования сложных языковых выражений. Потребность в точном и адекватном языке удовлетворялась в ходе развития некоторых наук путем создания определенной терминологии, научной номенклатуры (химия и др.). В ряде наук, в первую очередь в математике и логике, создание точных и адекватных языков привело к возникновению специальных формализованных языков. В таких языках не только заданы исходные символы (алфавит языка), но четко и явно сформулированы правила построения осмысленных выражений, правила преобразования одних выражений (формул) в другие.

 

Глава 3. Виды методов научного познания

     Для начала  необходимо рассмотреть, какие именно методы чаще всего используются в научных работах:

- Анализ

- Аналогия

- Дедукция

- Индукция

- Классификация

- Моделирование

- Наблюдение

- Обобщение

- Описание

- Прогнозирование 

- Синтез

- Эксперимент

     Важнейшими логическими методами построения научных теорий является дедукция.

 

Глава 4. Основные методы эмпирического и теоретического познания

     Поскольку критериями истины в ее классическом научном понимании являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой — ясность и логическая отчетливость, все известные методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры).

     Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

1.Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

2.Эксперимент - изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

3.Измерение - определение отношения измеряемой величины к

эталону (например, метру);

4.Сравнение - выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Чистых эмпирических методов  в научном познании не бывает, гак  как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания - выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.

     Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

1.Анализ - процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

2.Синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

3.Классификация - объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);

4.Абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования - абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);

5.Формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);

6.Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

7.Моделирование - создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);

8.Идеализация - создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);

9.Дедукция - движение от общего к частному;

10.Индукция - движение от частного (фактов) к общему утверждению [1.стр-13-15].

     Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе - теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы - это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).

     Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы:

метафизический - рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами;

диалектический - раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

     Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называется эклектикой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Из проделанной  мной контрольной работы я могу сделать вывод, что научное знание играет огромную роль в жизни науки.

     В ходе работы  была определена основная цель  исследования. Изложена основная  суть методологии, как научной  дисциплины, выяснен предмет и  сущность методологии, также дано  определение понятия метод, охарактеризованы  основные типы методов и их  взаимосвязь.

     Выяснилось, что  основную роль в познании играют различные методы: анализ, аналогия, дедукция, индукция, классификация, моделирование, наблюдение, обобщение, описание, прогнозирование, синтез, эксперимент.

     Были проанализированы  основные методы эмпирического  и теоретического познания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дегтярев М.Г., Войшвилло Е.К.- Логика: Учебник .- М.: ВАЛДОС-ПРЕСС, 2001.

2.Ивин А.А.- Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004.

3.Маслов К.А. - Предмет,  метод и условия появления  Философии. -2005.

4. Спиркин А.Г, Юдин  Э.Г - Методология (Большой Советский  словарь)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Балансовый метод изучения основных фондов