Безработица как социально-экономическое явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 10:32, реферат

Описание работы

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть населения трудоспособного возраста не может найти работу.
Безработица расцветает во время экономического спада в стране, когда сокращается число рабочих мест. Но и в нормальных условиях развития экономики имеет место безработица – это так называемая «естественная» безработица – безработица в пределах 4 – 5%, которую можно считать экономически приемлемой. Основными причинами безработицы являются: высокая заработная плата (классическая теория); низкий уровень спроса (кейнсианство); недостаточная гибкость рынка труда (монетаризм).

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Ежегодно из числа выпускников  каждый четвёртый становится потенциальным  кандидатом на переобучение, получение  второй профессии.

Кроме того, часть молодых людей  увольняется из-за неудовлетворенности  профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодёжном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приёме на работу мужчинам.

Проблема занятости молодёжи является далеко не новой. Традиционным решением данной проблемы является функционирование государственной молодёжной политики, однако современное её состояние не является удовлетворительным.

 

2.3 Профессиональное обучение, переподготовка безработных

Одним из направлений активной политики государства по борьбе с безработицей является развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных. В некоторых регионах разработаны и начинают приводиться в действие программы по социальному партнёрству, которое предусматривает заключение договоров с работодателями о гарантии трудоустройства лиц успешно окончивших обучение или курсы по переподготовке, и благополучно прошедших стажировку на предприятии. Государственные органы в свою очередь, обязуются оплачивать часть заработка работника во время его обучения и приобретения необходимых навыков на предприятии. Центры занятости населения организуют различные курсы по подготовке кадров, которые финансируются засчёт государства. Данная система имеет ряд недостатков: федеральные органы занятости пока ещё не имеют развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения, квалифицированных преподавателей, надёжной информации о качественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда. Расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки позволяет сократить на некоторое время предложение рабочей силы на рынке труда и обеспечивает подготовку к работе в новых рыночных условиях.

Большим минусом является то, что  подготовка происходит только с учётом спроса на определенные специальности  в настоящий момент времени и  не берётся во внимание их дальнейшая востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. В экономически развитых регионах страны сейчас практикуется обучение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности. Вовлекаются в эту сферу прежде всего те, кто длительное время ищет работу. Для этого в некоторых областях организованы специализированные бизнес-центры.

Около 40% безработных, направленных на получение дополнительной специальности  – выпускники учебных заведений.  

Социальная реабилитация безработных с высшим образованием

В экономически развитых странах чем  выше уровень образования человека, тем больше шансов получить желаемую и высокооплачиваемую работу. В России же люди с высшим образованием имеют  незначительные шансы получить работу. Как свидетельствует статистика, подавляющее число лиц, ищущих работу-это люди с высшим образованием. Только по Курганской области ежегодно около 38% безработных имеют высшее образование. Большая часть ищет применение своим знаниям и способностям в других регионах, либо заграницей. Те, кто долгое время не могут найти работу, регистрируются в центрах занятости, как безработные. Для них ведётся поиск подходящей работы. Причём, из 36% безработных в России с высшим образованием, только 21% трудоустраиваются по специальности. Остальные заняты в сферах деятельности не соответствующих их квалификации и образованию, на общественных работах (преимущественно женщины и молодёжь), либо направлены на переобучение и повышение квалификации.

 

Пути снижения безработицы  в РФ

Российская система защиты от безработицы

Анализ  ситуации в сфере занятости в  Российской Федерации показывает, что  способность складывающегося рынка  труда к саморегулированию все  еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании  элементов государственного регулирования.

Современная политика российского государства  в области занятости населения  регулируется Законом Российской Федерации  «О занятости населения в Российской Федерации». По сути, он является законом  оказания содействия незанятому населению, ищущему работу и зарегистрированному в органах государственной службы занятости. Большую роль здесь имеет государственная служба занятости – ГСЗ.

Государственная политика на российском рынке труда, характеризуется в основном преобладанием  пассивных мер, таких как сдерживание массовой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, содействие трудоустройству безработных.

Главным направлением активной государственной  политики в социально-трудовой сфере  должно является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы:

– обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

– регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

– разработка трудового законодательства, с учётом потребностей всех

участников  трудовых отношений. Жёсткие административные меры, в случае его нарушения;

– формирование эффективной структуры занятости населения: повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

– предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы, развитие системы общественных работ;

– дополнительные меры по трудоустройству  лиц с ограниченными возможностями;

– инвестирование и кредитование предприятий  и организаций, осуществляющих

по  договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;

– усиление государственного регулирования  миграционных процессов;

– социальная защита безработных, финансирование активных мер борьбы с безработицей;

В целом, российская политика содействия занятости и защиты от безработицы  основана на богатом опыте развитых стран. Однако, этот опыт абсолютно  неэффективен применительно к российским условиям.

 


Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление