История возникновения статистики рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:00, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы выявить, когда произошло возникновение статистики рынка.
Задачи:
•Изучить зарождение статистики как науки;
•Изучить историю возникновения статистики рынка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Зарождение статистики как науки………………………………………….4
1.1 История и развитие научной статистики………………………….........................4
1.2 Развитие статистики в России……………………………………………………..9
Глава 2. Статистики рынка товаров и услуг…………………………………….….13
2.1 Возникновение статистики рынка…………………………………………….…13
2.2 Предмет, задачи и система показателей статистики рынка…………………....15
Заключение……………………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

селя.docx

— 37.86 Кб (Скачать)

Петровская реформа налоговой  системы связана с появлением новой единицы, ею стала «душа» мужского пола, что потребовало подушной переписи населения – ревизии. Первая ревизия  была объявлена 26 ноября 1718 г., ревизию  проводила армия.

В начале XIII в. в России зарождался и текущий учет населения. Так, в 1702г. был издан указ о подаче в  Патриарший Духовный приказ приходскими  священниками недельных ведомостей о родившихся и умерших. В первой половине XIII в. проводились уже переписи рабочих фабрик и мануфактур.

Первая половина XIX в. связана  с новым этапом в развитии отечественной  статистики. В сентябре 1802 г. в соответствии с Высочайшим манифестом императора Александра I вводится письменная отчетность министерств. Так началось операционно-структурное  оформление государственной статистики в России. Этот год принято считать  годом рождения российской государственной  статистики.

В 1811 г. впервые был создан официальный центр правительственной  статистики – Статистическое отделение  при Министерстве внутренних дел; сюда поступала отчетность губерний. Первым руководителем Статистического  отделения был К.Ф. Герман.

Российские ученые внесли большой вклад в развитие статистической науки. Большое значение, например, имеет работа Д.П. Журавского «Об  источниках и употреблении статистических сведений», изданная в 1846 году. Определив  статистику как «счет по категориям», Журавский отмечал, что статистика необходима для «изучения всего, относящегося к человеку». Журавский  определил важнейшие разделы  социальной статистики:

  • статистика народонаселения – необходимость его исчисления по классам и занятиям;
  • изучение народного быта, жилища, питания;
  • статистика театров, клубов, дворянских собраний, народных увеселений;
  • статистика учреждений, охраняющих права собственности;
  • статистика нищеты, бедности, сиротства;

статистика самоубийств  с указанием средств, причин, званий, возраста и прочих характеристик  лиц, лишивших себя жизни.

Во всех предложениях Д.П. Журавский проводил идею как можно  более точного и полного выявления дифференциации людей по условиям их жизни, по состоятельности.

Особое место в истории  российской статистики принадлежит  земской статистике. При земствах, органах местного самоуправления, с  середины 70-х годов XIX века были созданы  специальные статистические бюро. Земские  статистики собирали и разрабатывали  огромный статистический материал, который  использовался для глубоких экономических  и социальных исследований пореформенной  России. Работа земской статистики характеризуется не только сбором и  разработкой статистических данных, но и развитием статистической методологии.

Видными земскими статистиками были В.И. Орлов, П.П. Червинский, Ф.А. Щербина, А.П. Шликевич.

В 90-х годах были созданы  фабрично-заводские инспекции, которые  вели текущую статистику, разрабатывали  данные по статистике труда, в том  числе о составе рабочей силы, несчастных случаях, стачках и др.

Стала развиваться промышленная статистика. Под руководством В.Е. Варзара  в 1900, 1908 и 1912 гг. были проведены первые переписи промышленности.

Начальный этап советской  статистики (1917–1930 гг.) отличается исключительной интенсивностью: проводится большое  число специально организованных, статистических переписей и обследований, плодотворно  работают различные научные коллективы, строится первый баланс народного хозяйства.

Последующее развитие советской  статистики тормозилось созданием  в 30-е годы административно-бюрократической  системы, массовыми репрессиями, в  том числе и лучших экономистов  и статистиков (Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, В.Г. Громана, О.А. Квитнина и  многих других).

В это время формируются  отраслевые статистики, складывается система объемных показателей, скрывающая негативные тенденции в развитии народного хозяйства. Активно разрабатываются  и качественные статистические показатели (индексы производительности труда, себестоимости и др.). Статистика подчиняется решению оперативных  задач, оценке выполнения плана в  ущерб ее аналитическим функциям.

В годы Великой Отечественной  войны перед советской статистикой  стояли задачи по оперативному учету  трудовых, материальных ресурсов, перемещение  производственных сил страны в восточные  районы.

После войны роль и значение статистики возросли: развернулись балансовые работы, углубилась теория индексного метода и расширилась практика его  применения, получили распространение  экономико-математические модели и  методы, развитие прикладной статистики.

 

Глава 2. Развитие статистики рынка товаров и услуг.

    1. Возникновение статистики рынка.

В конце XX века в российской экономике начались глубокие преобразования, ориентированные на формирование рыночного механизма. Процесс этот оказался сложным, противоречивым, достаточно болезненным, затронувшим интересы всего общества.

Реорганизация экономики  повлекла за собой ряд негативных последствий, часть которых была неизбежной платой за отказ административно-распределительной  системы, а часть явилась следствием серьезных ошибок и идеалистических  иллюзий, углубленных отсутствием  опыта.

К концу XX века и в начале XIX века наметелись некоторые позитивные сдвиги в экономике, влекущие за собой  определенную стабилизацию товарного  рынка.

Переход к рыночной экономике, демократизация общества, демонтаж и  преобразование административно-управленческой системы, основанной на принципах централизованного  планирования как в сфере производства, так и в сфере обращения, поставили  качественно новые задачи перед  статистической наукой и практикой. Возникли серьезные проблемы, связанные  с необходимостью реорганизации  системы отбора статистической информации и совершенствования методологии  анализа рыночных процессов, появлением различных форм собственности. За десятилетия  накоплен опыт функционирования статистики в условиях переходного периода, произошли серьезные качественные сдвиги в системе статистических показателей, преобразована система  сбора статистической информации о  рыночных явлениях и процессах, усовершенствована  методология статистического анализа  рынка. Определились точки соприкосновения  статистикой рынка и маркетингом (точнее, маркетинговым исследованием).

Изменились приоритеты статистики. Сократился круг централизованных отчетных показателей, рассчитанных на потребности  государственного управления, постольку  действие рыночного механизма сужает сферу деятельности государства  по непосредственному управлению процессами купли продажи, но зато дает определенный простор для их прямого и косвенного регулирования. При этом значительно  расширяются потребности статистического  обеспечения бизнеса, менеджмента  и маркетинга.

Однако и государственная  статистика получает мощный импульс  исследования рыночных процессов и  явлений. Информация о состоянии  и развития рынка, о его закономерностях  необходима для разработки соответствующей  государственной политики развития экономики и социальных преобразований, для контроля  и воздействия  на рынок.

Рынок призван связывать  сферу производства со сферой потребления, обеспечивать оптимальные пропорции  между ними, ориентировать производство на удовлетворение нужд потребителей. Должен окончательно сложиться рыночный механизм, регулирующий обмен с помощью  равновесных цен. Однако на современном  товарном рынке необходимо снизить  степень неопределенности принимаемых  решений, регулировать степень риска, обусловленного стихийностью рыночных процессов. Роль инструмента, ограничивающего  рыночную стихийность, выполняет стратегический маркетинг, ориентирующийся на потребности  рынка. Важная роль в информационно-аналитическом  обеспечении этого процесса принадлежит  статистике товарного рынка.

Рынок товаров (продуктов  и услуг) представляет собой единую систему с определенной иерархией  и структурой, прочными взаимосвязями  и определенными пропорциями  между его секторами. На рынке, где  действуют общие для всех его  секторов экономические законы, где  имеет место общность главных  категорий рынка, где используются идентичные приемы маркетинга, перед  статистикой стоит единая цель —  оценка, анализ и прогнозирование  состояния и развития рынка. Для  данной цели применяются одинаковые для всех секторов методы статистического  исследования.

Статистика рынка входит в общую систему научных и  практических дисциплин, также изучающих  рынок.

 

    1.  Предмет, задачи и система показателей статистики рынка.

Предмет статистики рынка — массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке. Статистика рынка изучает рыночные отношения, проявляющиеся в первую очередь в форме множества актов купли-продажи.

В рыночные отношения вступают между собой субъекты рынка —  продавцы (владельцы товара) и покупатели (владельцы денег, предъявители спроса). Объектом их отношений является товар (продукт или услуга), права собственности,на который уступаются продавцом покупателю. Итогом 
их отношений становится сделка, целью которой для продавца является прибыль, а для покупателя — удовлетворение потребностей.

Рыночный механизм, главными инструментами которого являются цены и конкуренция, устанавливает пропорции  спроса1 и предложения2, определяет формы поиска рыночных партнеров.

Поскольку рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных  элементов и взаимосвязями, постольку 
в основу статистического изучения рынка должен быть положен системный подход. Рынок товаров (продуктов и услуг) складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков: средств производства, из которого выделяются субрынки природного сырья, сельскохозяйственных продуктов и промышленной продукции (в том числе полуфабрикатов); предметов потребления, в том числе продовольствия и непродовольственных товаров; услуг, в том числе услуг производственного характера и потребительских услуг. В свою очередь, каждый из этих рынков подразделяется на ряд локальных рынков, иначе — рынков отдельных товаров.

Формой купли-продажи  на рынке является сделка — юридически оформленный акт обмена товара на деньги, при котором право собственности на товар переходит от одного владельца к другому (индивидуальный акт купли-продажи, когда товар и деньги непосредственно переходят из рук в руки, тоже, по существу, является сделкой между продавцом и покупателем, защищенной юридически).

Общая интегральная задача статистики рынка заключается в изучении закономерностей развития рынка, выявлении и моделировании его внутренних и внешних взаимосвязей и на этой основе прогнозировании его дальнейшего развития.

Функциональные задачи статистики рынка могут быть представлены в  следующем порядке:

  • сбор и обработка статистической информации;
  • оценка и анализ конъюнктуры рынка;
  • характеристика структуры рынка;
  • оценка и анализ развития рынка;
  • региональный анализ рынка;
  • характеристика экономических и социальных последствий развития рынка.

Эти задачи реализуются в  ходе статистического исследования рынка в целом и конкретных рынков средств производства, предметов  потребления и услуг. При этом выделяются оптовый и потребительский  рынки. Статистика дифференцирует задачи исследования в соответствии со спецификой отдельных экономических категорий  рынка и рыночных процессов, отраженных системой блок-показателей:

  • исследование спроса и предложения, их тенденций и соотношений;
  • характеристика цен и ценообразования;
  • изучение процессов товародвижения, товарооборота (продажи услуг), товарных запасов и товарооборачиваемости;
  • оценка состояния и развития инфраструктуры рынка;
  • выявление и анализ социально-экономических результатов и результативности функционирования рынка.

В процессе реализации выдвинутых задач  исследования рынка статистика пользуется соответствующими показателями, то есть количественными и качественными характеристиками тех явлений и процессов, которые 
в совокупности и сочетании образуют рынок товаров и услуг.

Эти показатели призваны отразить состояние, развитие и устойчивость рынка на различных уровнях, во времени и  в пространстве (географическом и  социально-экономическом), Они характеризуют  индивидуальные явления и процессы, их типические (групповые) сочетания  и общие, сводные совокупности индивидуальных единиц.

В основе системы показателей лежат  основные экономические и социальные категории рынка. К ним относятся: товар; предложение; спрос; цена; товарооборот; товарный запас; основные фонды; издержки обращения; прибыль от реализации товаров. Поскольку рынок представляет собой сложную многоуровневую и многоструктурную систему, постольку 
и статистическая его характеристика образует взаимосвязанную и иерархическую систему, элементы и блоки которой ориентированы на концептуальные и функциональные задачи статистики рынка.

Рыночный  процесс схематично описывается  следующим образом: складываются в определенных пропорциях спрос и предложение; их взаимодействие порождает акты купли-продажи (товарооборот); товар обменивается на деньги в соответствии с равновесной ценой, которая выступает эквивалентом товарно-денежного обмена в согласии с законом действия рыночного механизма. Процесс этот в зависимости от сложившихся условий идет с разной скоростью, может иметь различные векторы, происходить с ускорением или замедлением. Данный рыночный процесс, совершающийся в массовом масштабе, требует материального, транспортного, информационного и трудового обеспечения.

Конечная  цель всего процесса — социально-экономический  эффект, 
то есть удовлетворение спроса — для потребителя, прибыль — для производителя и продавца-посредника.

Информация о работе История возникновения статистики рынка