Экономико-социальное положение Чувашской республики в 2010 году

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Чувашская Республика – субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Находится в центре европейской части России. Республика Чувашия была образована 24 июня 1920 года.
Республика Чувашия граничит с Нижегородской областью на западе, с Республикой Марий Эл на севере, с Татарстаном на востоке и с Мордовией и Ульяновской областью на юге. Площадь республики составляет 18 тысяч кв. км. Чувашская республика имеет свою конституцию и законодательство. Осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в политической, экономической и культурной сферах жизни общества, в пределах, установленных Конституцией РФ.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая - готовая.docx

— 283.32 Кб (Скачать)
lign="left">
  2007 2008 2009
Число семей (включая  одиночек), получивших жилые помещения  и улучшивших жилищные условия за год, тысяч 2,3 2,4 1,7
в процентах от числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся  в жилых помещениях 4,1 4,1 2,7
Число семей (включая одиночек), состоявших на учете в качестве нуждающихся  в жилых помещениях (на конец года), тысяч 58,8 63,3 66,4
в процентах от общего числа семей (включая одиночек) 13,1 14,1 14,8
 

     В 2009 году в Чувашской Республике получили жилые помещения и улучшили свои жилищные условия 1723 семьи (на 29,3% меньше, чем в 2008 году), в том числе в домах-новостройках – 614 семей (35,6%). Из общего числа семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, 1274 семьи (73,9%) купили жилые помещения, из них 371 семья (29,1%) - на средства федеральных субвенций, 45 семей (3,5%) - по ипотечному кредитованию, 449 семей (26,1%) получили жилое помещение по договорам социального найма. 
     Число семей, получивших жилье в 2009 году, резко упало в связи с ухудшением экономической ситуации в регионе, на которую повлиял экономический кризис, который затронул все аспекты экономического состояния Чувашской Республики. Количество семей, нуждающихся в жилых помещениях на конец 2009 года сильно возросло по той же причине. 
     В январе-июне 2010 года в Чувашской Республике субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получили 25,9 тыс. семей, что составляет 5,8% от общего числа семей. Общая сумма начисленных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составила 130,7 млн. рублей, что больше, чем в январе-июне 2009 года на 27,6%. При этом среднемесячный размер начисленных субсидий на одну семью увеличился на 16,6% и в целом по республике составил 840,0 рубля. 
     На 1 июля 2010 года в Чувашской Республике социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг пользовалось 288,1 тыс. человек, что на 2,1 тыс., или на 0,7% больше, чем на 1 июля 2009 года.

     Непосредственными носителями социальной поддержки являются 240,0 тыс. человек. Лица, пользующиеся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по обязательствам Российской Федерации, составили 125,1 тыс. человек, или 43,4%. Наибольшая их часть (84,9%) приходится на инвалидов. Лица, пользующиеся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по обязательствам субъектов Российской Федерации, составили 162,9 тыс. человек, или 56,6%, из них 66,2% - ветераны труда. 
     Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя в январе-июне 2010 года составил 367,8 рубля и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 21,7%. 
     Одной из характеристик неравенства в распределении доходов является показатель бедности. К бедным слоям населения относят тех, чьи доходы ниже границы бедности. В качестве границы бедности используется прожиточный минимум, то есть уровень дохода, обеспечивающий приобретение научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум включает стоимость минимальной продовольственной корзины, минимально необходимые затраты на приобретение непродовольственных товаров, платных услуг, а также расходов на уплату налогов и других обязательных платежей. Основу прожиточного минимума составляют натуральные сборы продуктов питания по минимальным нормам потребления и сбалансированные по калорийности и химическому составу пищевых веществ. 
     Величина прожиточного минимума рассчитывается Госкомстатом России на душу населения в целом по стране и по субъектам Федерации с использованием утвержденных потребительских корзин и потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также данных о расходах населения по обязательным платежам и сборам. Расчеты проводятся по всему населению и по основным социально-демографическим группам. Величина прожиточного минимума утверждается правительством, а в субъектах Федерации - органами исполнительной власти.
 
 
 
 
 

Таблица 2.3. (www.chuvash.gks.ru)

Величина  прожиточного минимума (в среднем на душу населения; рублей в месяц) в Чувашии.

  Всё население В том  числе по социально-демографическим  группам населения
трудоспособное  население пенсионеры дети
2008 3879 4178 3078 3769
I квартал 3667 3927 2956 3584
II квартал 3972 4279 3141 3866
III квартал 3897 4211 3068 3766
IV квартал 3981 4295 3145 3859
2009 4276 4592 3417 4170
I квартал 4273 4586 3417 4170
II квартал 4319 4639 3451 4209
III квартал 4296 4618 3431 4179
IV квартал 4215 4523 3369 4120
2010        
I квартал 4594 4912 3687 4527
II квартал 4713 5042 3778 4642
III квартал 4845 5184 3881 4772
 

Из таблицы 2.3. видно, что величина прожиточного минимума у пенсионеров довольно сильно отличается от прожиточного минимума у населения трудоспособного возраста, но не стоит забывать, что в республике действуют социальные программы в поддержку пенсионеров. Нужно сказать, что точный расчет прожиточного минимума у населения затруднителен по причине того, что огромная часть населения работает неофициально или ездит на заработки в другие регионы.  
 
 

2.2. Уровень  занятости  и безработицы среди населения. 

     В 1990-е годы по масштабам распространения бедности Чувашия относилась к наиболее проблемным регионам страны наряду с Марий Эл, Мордовией и Пензенской областью. Причинами стали глубокий экономический кризис, значительная занятость в низкооплачиваемом сельском хозяйстве, низкая покупательная способность доходов. В наиболее проблемном 1999 г. две трети населения республики имели доходы ниже прожиточного минимума. К 2003 г. благодаря экономическому росту и возросшим федеральным дотациям уровень бедности удалось снизить вдвое - до 33%. И хотя он наполовину выше среднероссийского, такие же показатели имеет большинство регионов-соседей Приволжского федерального округа. 
     Развитию человеческого потенциала в Чувашии препятствует другая проблема – невысокий уровень образования населения, особенно сельского. Если среди русских (88% которых – горожане) высшее и неоконченное высшее образование имеют 21% населения в возрасте 15 лет и более, то среди чувашей – только 13,7%. Образовательный профиль взрослого населения республики смещен в сторону начального профессионального и общего среднего образования, его имеют 35% жителей (в среднем по РФ - 30%). Помимо высокой доли сельского населения, пониженный уровень образования обусловлен и тем, что Чебоксары никогда не были крупным вузовским центром. Однако в последнее десятилетие высшее образование стало развиваться ускоренно: в столице работают 22 вуза (включая филиалы московских вузов), а численность студентов за 2007-2009 гг. выросла на 984 человека.
 

Таблица 2.4. (www.chuvash.gks.ru)

Численность экономически активного населения, занятых и безработных в Чувашской Республике 
(в среднем за год).

  2007 2008 2009
Всего экономически активного населения, тыс. чел. 679,0 683,0 687,6
Занятых в экономике, тыс. чел. 619,1 627,0 608,4
Безработных, тыс. чел. 59,9 55,0 79,2
 

     Из (таблицы 2.5.) видно, что количество безработных в 2009 году выросло на 24 тыс. 200 человек по отношению к предыдущему году. 
     В Чувашии в январе-феврале 2010 года численность экономически активного населения составила 668,3 тысяч человек, что на 19,3 тысячи меньше по сравнению с 2009 годом. В том числе безработных насчитывалось 82,8 тысяч человек ( в 2009 году – 79,2 тыс. чел). За два месяца по сравнению с прошлым годом уровень экономической активности населения снизился на 1,8% и составил 68,8%, уровень занятости – на 2,2%, составив 58,7%. При этом в январе-феврале 2010 года уровень безработицы достиг 12,4% ( самый высокий в Приволжском федеральном округе). Такие данные мониторинга социально-экономического положения субъектов РФ опубликовал Росстат. 

Таблица 2.5. (www.chuvash.gks.ru)

Численность безработных, состоящих на учете  в органах государственной службы занятости (на конец года), человек.

Всего по Чувашской Республике, чел. 2007 2008 2009
9673 11685 21307
Чебоксары 3400 4571 10160
Алатырь 349 416 736
Канаш 348 414 868
Новочебоксарск 1101 1384 3188
Шумерля 270 288 597

 
     Из (таблицы 2.6.) мы видим, что основное число зарегистрированных безработных приходятся на Чебоксары и Новочебоксарск, так как это два крупнейших промышленных города в республике. Также из таблицы видно, что в 2009 году произошло резкое увеличение числа безработных по всей республике.
За 11 месяцев 2010 года в органы службы занятости республики за содействием в поиске работы обратились 66.573 человека, что составляет 76,2% к соответствующему периоду прошлого года. 
     В ходе реализации Республиканской целевой программы снижения напряженности на рынке труда дополнительными мероприятиями по поддержке занятости населения в январе-ноябре текущего года охвачены 44,4 тыс. человек, в том числе на временные рабочие места трудоустроены 35,8 тыс. человек, находящихся под угрозой увольнения, безработных и ищущих работу. На реализацию мероприятий израсходовано 505,5 млн рублей за счет средств федерального и республиканского бюджетов.

2.3. Государственные  и частные организации. 

Таблица 2.6. (www.chuvash.gks.ru)

Образовательные учреждения.

Образовательное учреждение, единиц 2007 2008 2009
Дошкольные 231 234 234
Общеобразовательные 556 539 524
Высшие  учебные заведения 22 22 22

 

Таблица 2.7. (www.chuvash.gks.ru)

Учреждения  здравоохранения.

  2007 2008 2009
Число больничных учреждений 63 62 67
Численность врачей всех специальностей, человек: 6144 6117 5936
на 10000 человек населения 47,9 47,8 46,4
Число врачебных амбулаторно-поликлинических  учреждений 82 83 83
Число женских консультаций, детских поликлиник,  83 87 87
Число фельдшерско-акушерских пунктов 573 572 572
 

     В Чувашской Республике проводится последовательная модернизация системы здравоохранения.  
     В связи с тем, что здоровый образ жизни является основополагающим для сохранения здоровья, в Чувашии уделяется пристальное внимание развитию здоровье-сберегающих технологий. Государственная политика охраны и укрепления здоровья, реализованная в республике, получила высокую оценку Европейского регионального бюро ВОЗ: Чувашия с 2004 года является полноправным членом европейского движения «Регионы – за здоровье». Города Чебоксары и Новочебоксарск – аккредитованные члены национальной российской и европейской сети ВОЗ «Здоровые города». В республике создана региональная сеть «Здоровые города, районы, поселения», объединяющая все муниципальные образования на основе эффективного межсекторального партнерства.  
     Мероприятия в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики «О дополнительных мерах по усилению контроля за потреблением алкоголя, профилактике алкоголизма и пьянства» привели к снижению смертности от алкогольных отравлений в 2009 году более чем на треть.  
     Планомерная комплексная работа в рамках Указа Президента Чувашии "О профилактике курения табака", реализация Республиканской целевой программы "Профилактика потребления табака и табачных изделий в Чувашской Республике на 2009-2010 годы" способствовали уменьшению числа потребителей табачных изделий среди населения на 10%, в детско-подростковой среде – на 36,1%.  
     С декабря 2009 года в республике начали работу Центры здоровья, приоритетная задача которых сохранение «здоровья здоровых». Помимо работы с городским населением специалисты Центров координируют организацию профилактической работы в сельской местности через взаимодействие с отделениями общеврачебной практики с использованием выездной формы работы и современных информационных технологий.  
     Система здравоохранения Чувашской Республики по уровню использования современных информационных технологий занимает одно из ведущих мест в России. Информационная система здравоохранения республики объединяет 120 субъектов различной ведомственной подчиненности и форм собственности. В структуру учреждений здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, входят консультативные центры, связанные с муниципальными ЛПУ телемедицинской связью, как для оказания экстренной диагностической помощи в режиме реального времени (передача электронных клинических форм и томографических изображений), так и для организации лечебной помощи по системе санавиации силами выездных бригад специалистов.      Ведутся специализированные регистры (территориально-популяционный регистр инсульта, «Госпитальный регистр инсульта», госпитальный регистр больных инфарктом миокарда, регистр больных онкологической патологией и др.), в автоматизированном режиме формируются и анализируются основные индикаторы реализации региональных и федеральных целевых программ. Повышению оперативности оказания экстренной помощи способствует организация службы скорой медицинской помощи по принципу единой диспетчерской службы. Использование ИК-технологий позволило на 30% сократить временные и материальные затраты по постановке правильного диагноза и выбору тактики лечения больного, в 2-3 раза снизить расходы и пациента и бюджета на консультации в федеральных и республиканских медицинских центрах, а также обеспечить общедоступность медицинской помощи населению Чувашской Республики.  
     За последние 10 лет в Чувашии введены в эксплуатацию более 60 объектов, среди которых 12 специализированных федеральных и республиканских центров, в том числе – 6 клиник, имеющих лицензию на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и обеспечивающих на 70% потребность населения республики в кардио-, онко- нейрохирургических, офтальмологических и других видах медицинской помощи. С момента открытия Чебоксарского филиала ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» врачами проконсультировано свыше 750 тыс. пациентов, произведено более 330 тысяч операций.  
     С введением в эксплуатацию комплекса Президентского перинатального центра, оснащенного новейшим оборудованием по международным стандартам, завершено формирование в республике системы оказания медицинской помощи матерям и детям, начиная с этапа планирования беременности до оказания высокоспециализированной помощи беременным и новорожденным группы высокого риска. Внедрение в практику родовспомогательных учреждений эффективных технологий выхаживания новорожденных позволило снизить младенческую и перинатальную смертность за последние 10 лет в 2 раза. Реальным стало рождение детей с помощью методов вспомогательной репродукции. Ежегодно в центре лечится более 600 супружеских пар, из них более половины – жители различных регионов России. В 2009 году в республике пролечено методом экстракорпорального оплодотворения 67 женщин за счет средств федерального бюджета. Эффективность лечения составляет 40% (в РФ – 36%).  
     В области культуры функционирует разветвленная сеть учреждений, которая включает в себя 1077 городских и сельских Домов культуры, 1031 библиотек, 86 учебных заведений (в том числе музыкальных школ - 36, детских художественных школ - 35, школ искусств - 15).  
     Функционируют 9 национальных театров, филармония, Республиканский Дом народного творчества. Имеются деятели национального искусства, народных и заслуженных артистов СССР, РСФСР, Российской Федерации.  
В Чувашии насчитывается 17 музеев, 41 религиозное сооружение, около 237 памятников истории и культуры, 23 из которых — федерального значения.
Открытый 9 мая 2003 года монумент «Мать-Покровительница» фактически стал неофициальным символом города Чебоксары.

Информация о работе Экономико-социальное положение Чувашской республики в 2010 году