Статистическая отчетность о деятельности транспортных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Главным содержанием статистики транспорта являются исчисление статистических показателей, отражающих различные стороны производственной деятельности предприятий транспортной системы страны, и их анализ, благодаря которым управляющие органы получают всестороннюю характеристику управляемого объекта, т. е. всей транспортной системы.
Не менее важную роль в социальной и экономической жизни страны играют пассажирские перевозки, связанные с личными потребностями населения, производственными и общественными нуждами. Пассажирский транспорт влияет на развитее производства и его эффективность, подъем материального и культурного уровня жизни населения, сглаживание культурно-бытовых различий между городом и сельской местностью.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы показателей статистической отчетности предприятий транспорта. 4
1.1 Предмет статистики транспорта и её методология 4
1.2 Основные показатели транспортной деятельности 5
1.2.1. Показатели перевозки грузов 6
1.2.2. Показатели перевозки пассажиров 11
2.Нормативная база статистической отчетности о деятельности предприятий транспорта. 15
2.1. Основные формы отчетности государственного статистического наблюдения предприятий транспорта. 15
2.2. Организация наблюдения за перевозочной и погрузочно-разгрузочной деятельностью на морском транспорте. 16
3. Статистический анализ деятельности предприятий транспорта в Калининградской области в 2003-2006 гг. 23
4. Расчет изменений грузооборота 30
Заключение 34
Список использованной литературы: 37

Работа содержит 1 файл

статистическая отчетность о деятельности транспортных предприятий.doc

— 583.00 Кб (Скачать)

       Пассажирооборот по отправлению отражается в разделе 2 по стр. 220 - 222 в тысячах пассажиро-миль и определяется по каждой поездке, исходя из количества пассажиров и расстояния перевозки от пункта отправления до пункта назначения путем умножения количества отправленных пассажиров на расстояние перевозки каждого пассажира и последующим суммированием этих произведений.

       В разделе 3 «Погрузочно-разгрузочные работы, выполненные организациями, осуществляющими деятельность на морском транспорте» по стр. 310-332 показывается объем погруженных и выгруженных грузов (в физических тоннах) в суда (из судов) на собственных и арендованных причалах предприятий (организаций) при непременном условии выполнения их силами и средствами порта по своим и арендованным судам, судам других организаций, включая суда иностранных владельцев. В объем погрузочно-разгрузочных работ отдельно учитываются экспортные, импортные и каботажные грузы.

       В объем погрузочно-разгрузочных работ  включаются следующие виды работ: погрузка в суда и выгрузка из судов сухогрузов и наливных грузов в таре; налив в суда и слив из судов по варианту "транспорт-транспорт" наливных грузов; погрузка зерна в суда и выгрузка его из судов через элеваторы портов и клиентуры при ответственности порта за организацию и производство этих работ силами порта; выгрузка леса из судов на воду и погрузка леса в суда из воды; погрузка леса из плотов в суда; выгрузка леса из плотов на берег; бункеровка судов углем и другими видами твердого топлива; грузы, не связанные с морским грузооборотом, при погрузке их в вагоны и другие виды транспортных средств и при выгрузке из них.

       К грузам, не связанным с морским грузооборотом, относятся также экспортные грузы, прибывшие в порт в вагонах или автомашинах, а через некоторое время снятые с экспорта и отправленные внутрь страны не морским транспортом при условии оплаты услуг порта грузовладельцем.

       В сведения подлежат включению также  погрузочно-разгрузочные работы, выполненные на территории и акватории порта и по выгрузке и погрузке судов на причалах клиентуры докерами-механизаторами и привлеченной рабочей силой (не состоящей в списках порта) с помощью перегрузочных машин порта (как собственных, так и арендованных), судовых средств, либо вручную при ответственности порта за организацию и производство этих работ.

       При возврате грузов вследствие аварии судна, либо по другой причине, зависящей от судна или пароходства, выгрузка груза из судна и повторная погрузка в другое судно в объемы ПРР не включаются: расходы относятся к внепортовым работам с возмещением их за счет пароходства.

       Если  груз не доставлен в пункт назначения по причинам, не зависящим от пароходства, и по заявлению грузоотправителя оформляется новая отправка по вновь составленным документам со взиманием всех предусмотренных тарифами плат и сборов, то в пункте вынужденной выгрузки объем произведенных работ засчитывается по выгрузке и по погрузке в другое судно в соответствующих видах плавания.

       В портах, соприкасающихся с речными  бассейнами, по грузам, прибывающим  в порт речным путем и переотправленным, даже с предварительной выгрузкой на берег, морским путем физические тонны учитываются только один раз по моменту погрузки в морское судно, а по грузам, прибывшим морским путем и переотправленным речным путем, по моменту выгрузки из морского судна.

       Вес грузов в любых контейнерах учитывается с весом контейнера брутто.

       При распаузке судна на рейде основного  порта с дальнейшей доставкой  груза в этот порт, учет осуществляется только один раз по выгрузке на рейде (выгрузка на причале второй физической тонны не создает).

       Не  подлежат включению в отчет объемы внепортовых, вспомогательных и  хозяйственных работ, в том числе: работы, выполненные вне территории порта, за исключением перечисленных выше; работы на территории порта, выполняемые по требованиям клиентуры за дополнительную плату: штабелирование грузов, сортировка, вскрытие грузовых мест для определения качества грузов; перекладка для маркировки, работа по рыхлению грузов (включая взрывные работы), работы по оборудованию судов под перевозку тяжеловесов, живого скота и птицы, крепление и раскрепление грузов, очистка судов после выгрузки из них загрязняющих грузов, взвешивание грузов; работы на территории порта, выполняемые для хозяйственных и других нужд порта: очистка и уборка территории, околка льда, выгрузка из автотранспорта и вагонов грузов, прибывающих для хозяйственных и строительных нужд порта; перелопачивание угля в целях предохранения от самовозгорания, киркование соли и руды; внутрискладские перемещения грузов; землечерпательные и дноуглубительные работы на акватории порта.

       Разделе 4 «Доходы и затраты по перевозочной и погрузочно-разгрузочной деятельности на морском транспорте» по стр. 411 - с перевозкой грузов; по стр. 412 - с перевозкой пассажиров; по стр. 413 - с погрузочно-разгрузочными работами.

       Формирование экономических показателей по перевозочной деятельности по соответствующим строкам формы осуществляется на основании бухгалтерского синтетического и аналитического учета в соответствии с нормативно-законодательными актами по бухгалтерскому учету и типовыми отраслевыми методологическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости перевозочной деятельности.

       Доходы, полученные от перевозок в заграничном  плавании определяются как сумма  доходов, полученных от перевозок в  заграничном плавании в рублях, и доходов, полученных в загранплавании в инвалюте, пересчитанных в рубли по курсу Центробанка России на момент окончания перевозки.

       В затраты включаются расходы отчитывающегося  предприятия, затрачиваемые на перевозку  грузов и пассажиров (затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, материальные затраты, топливо, ремонт флота, навигационные расходы и др.).

       Расходы по перевозкам в заграничном плавании определяются как сумма расходов, произведенных в рублях и в инвалюте, пересчитанных по курсу Центробанка России на момент окончания перевозки.

       В доходы и затраты от перевозок  не должны включаться доходы и расходы  по работам, не связанным с перевозкой (по перегрузочным работам, по судам, сданным в аренду и прочим доходам и расходам).

       При распределении эксплуатационных расходов между грузовыми и пассажирскими перевозками рекомендуется предприятиям (организациям), эксплуатирующим суда, одновременно перевозящим грузы и пассажиров, распределение общей суммы расходов между видами перевозок производить или пропорционально доходам, полученным собственно за перевозку грузов и пассажиров, или пропорционально приведенным тоннаже-суткам, которые определяются суммированием тоннаже-суток и пассажиро-место-суток в эксплуатации.

       Предприятия (организации), эксплуатирующие отдельно грузовые и пассажирские суда, из общих эксплуатационных расходов выделяют прямые расходы, относящиеся, соответственно, к грузовым и пассажирским перевозкам. Остальные расходы распределяются или пропорционально прямым расходам, или пропорционально эксплуатационным измерителям работы данного типа судна.

 

  1. Статистический  анализ деятельности предприятий транспорта в Калининградской области в 2006-2009 гг.

       Транспортный  комплекс Калининградской области  включает морские и речные порты, сеть автомобильных и железных дорог, морской, речной, воздушный, автомобильный и железнодорожный транспорт.

       Развитая  сеть автомобильных и железных дорог, напрямую связанных с российской и европейской транспортными системами - вот преимущества транспортной системы области. Общая протяжённость железных дорог – 857 км, автомобильных – 7500 км, судоходных путей - 330 км, магистрального газопровода – 183,3 км. В то же время имеется ряд факторов, сдерживающих дальнейшее развитие регионального транспортного комплекса. Это и сложности таможенного характера, связанные с прохождением грузов через три государственные границы. Значительная изношенность транспортной инфраструктуры. Физический и моральный износ сооружений, портов и станций, отсутствие достаточной ремонтной базы, несоответствие автодорожного комплекса области международным стандартам, недостаточное развитие таможенных и контрольно-пропускных пунктов, слабая координация в вопросах развития и функционирования как отдельных видов транспорта (особенно автомобильного), так и всего транспортного комплекса в целом.

       Рассмотрим  подробнее каждый элемент структуры  транспортного комплекса с определением его места и значения в целостной системе транспорта региона.

       Для анализа данных будем использовать следующие показатели :

  • для определения темпа роста:

       

,  (12)

       где  - значение показателя в текущем году;

        - значение показателя в предыдущем  году

  • для определения темпа роста за весь период:

      ,  (13)

  • для определения темпа прироста:

       

,  (14) 

       Рост  грузооборота по всем видам транспорта в 2009 г. составил по сравнению с 2008г. 0,95%, достигнув уровня 3477,9 млн.т-км. (таблица 3.1). 

       Таблица 3.1

       Грузооборот по видам транспорта общего пользования  (млн.т-км.)

  2006 доля, % 2007 доля, % 2008 доля, % 2009 доля, %
Железнодорожный (отправлено) 2700 99,1 2891 98,56 2919 84,72 3014 86,66
Автомобильный2 23 0,84 41 1,4 525 15,23 462 13,28
Воздушный 1,3 0,05 1,2 0,04 1,1 0,05 1,9 0,05
Всего 2724,3 100 2933,2 100 3445,1 100 3477,9 100
 
 

       В 2009 г. основную долю в общем грузообороте Калининградской области составляют перевозки грузов железнодорожным транспортом (86,66%), 13,28% занимают автомобильные перевозки, и 0,05% занимают авиаперевозки.

       В таблице 3.2 представлены данные о перевозках по видам транспорта общего пользования.

       Таблица 3.2

       Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования  (тыс.т)

  2006 доля, % 2007 доля, % 2008 доля, % 2009 доля, %
Железнодорожный (отправлено) 2041,0 92,7 2054,0 84,5 2170,0 70,0 2004 76,3
Автомобильный2 159,0 7,2 376,0 15,5 925,0 29,9 620,0 23,6
Воздушный 0,9 0,04 1,1 0,05 1,0 0,03 1,7 0,06
Всего 2200,9 100 2431,1 100 3096,0 100 2625,7 100
 

       В 2009 г. объем перевозок по всем видам транспорта составил 2625,7 тыс.т., или 84,8% к уровню 2008 г.. В течении 2006-2009 гг. стабильный рост наблюдается на железнодорожном и автомобильном транспорте, при этом наибольший прирост был обеспечен в 2008 г. - на железнодорожном транспорте – 5,6%, на автомобильном – 146%; в 2007 г. 0,6% и 136,5% соответственно. После значительного роста в 2007-2008 гг., в 2009 г. отмечается снижение объема перевозок на железнодорожном и автомобильном транспорте на 7,6% и 33,0 % соответственно.

Информация о работе Статистическая отчетность о деятельности транспортных предприятий