Статистические показатели, характеризующие уровень жизни населения. Занятость и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Выделяют четыре градации уровня жизни: достаток – потребление благ, позволяющее обеспечить всестороннее развитие человека; нормальный уровень жизни – рациональное потребление, которое обеспечивает человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил; бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности; нищета – минимальное потребление, позволяющее поддерживать лишь жизнеспособность человека.

Содержание

Введение

Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии – стр. 3

1.1Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты – стр. 3

Показатели качества жизни – стр. 6
1.3 Критерии качества жизни – стр. 8

1.4 Задачи изучения качества жизни – стр. 10

Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны – стр. 12
Статистические показатели, характеризующие уровень жизни населения. Занятость и безработица - стр. 14
Доходы населения и благосостояние – стр. 14
Статистика доходов населения и характеристика денежных доходов – стр. 16
Статистика жилищных условий – стр. 20
Заключение – стр. 22

Список использованной литературы – стр. 25

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 70.20 Кб (Скачать)

     Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов  на численность начисленного населения.

     Среднемесячная  номинальная заработная плата одного работника в июле 2008г. составила 63250 тенге и увеличилась по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года на 18,3%, в январе-июле - 58490 тенге  и на 18% соответственно.

     Наибольший  размер заработной платы в июле 2008г. сложился у работников финансовой деятельности в сумме 132 400 тенге, что превышает  среднереспубликанский уровень  в 2 раза, горнодобывающей промышленности - соответственно, 110 000 тенге (в 1,7 раза), в сфере осуществления операций с недвижимостью – 98 900тенге (в 1,6 раза)

     Индекс  реальной заработной платы в июле 2008г. по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года составил 98,6%, в  январе-июле - 98,9%.

     Повышение оплаты труда наемных работников отмечается во всех видах экономической  деятельности. Так, рост заработной платы  в июле 2008г., относительно аналогичного месяца 2007г., наблюдается у работников сельского хозяйства - на 34,2%, транспорта и связи - 23,8%, торговли - на 23,7%, в сфере операций с недвижимостью - на 23,3%, промышленности - на 20,1%

     Наибольший  размер заработной платы в июле 2008г. сложился у работников финансовой деятельности в сумме 132 400 тенге, что превышает  среднереспубликанский уровень  в 2 раза, горнодобывающей промышленности - соответственно, 110 000 тенге (в 1,7 раза), в сфере осуществления операций с недвижимостью – 98 900тенге (в 1,6 раза), транспорта и связи – 86 300 тенге (в 1,4 раза). Оплата труда в образовании  составила 38066 тенге, что ниже, чем  в среднем по республике на 39,8%, здравоохранении - соответственно, 37614 тенге и на 39% ниже, чем в среднем по республике. Несмотря на относительное увеличение заработной платы в отчетном периоде  самая низкая заработная плата отмечается у работников сельского хозяйства - 29838 тенге.

     В региональном разрезе наиболее высокая  заработная плата сохраняется в  Атырауской области – 118 388 тенге (в 1,9 раза превышает среднюю заработную плату по стране), Мангистауской  области – 100 668 тенге (в 1,6 раза), г. Астане - 93627 тенге (в 1,5 раза), в г. Алматы – 90 459 тенге (1,4 раза). В Жамбылской области  ее величина составила 40 098 тенге, Северо-Казахстанская  области – 42 004тенге, Акмолинской  – 43 791 тенге, что на 31-37% ниже среднего уровня по стране.

     В России минимальная заработная плата  находится на уровне 20 000 рублей, в  Латвии составляет 160 латов (363 доллара). С 1 января 2009 года она поднимется до 180 латов (409 долларов). Согласно статистическим данным, в Латвии минимальная зарплата — одна из самых низких среди  стран Евросоюза. По мнению экспертов, низкая зарплата, в том числе и  минимальная, является основным фактором, побуждающим жителей Латвии отправляться на заработки в другие страны. В  Эстонии минимальная заработная плата составляет 194 лата (440 долларов), в Литве — 162 лата (368 долларов).

     Надо  отметить, что прибалтийские стран  в отличие от Казахстана и России не имеют огромные поступления от сырьевых ресурсов, а минимальная  заработная плата существенно выше, чем в России и тем более  выше, чем в Казахстане.

     Сейчас  в Латвии минимальная заработная плата составляет 160 латов (363 доллара), а почасовая оплата труда — 0,962 лата (2,18 долларов).

     По  оценкам ООН, часовая заработная плата ниже 3 долларов в час (или  порядка 500 долларов в месяц) является предельной. Она выталкивает работника  за пороговую черту его жизнедеятельности, за которой идет разрушение трудового  потенциала экономики. Средняя заработная плата в нашей стране пока еще  намного ниже этого порогового значения. В нашей стране это средняя  заработная плата, то есть уже не менее 10 лет происходит разрушение трудового  потенциала экономики Казахстана.

     Номинальный денежный доход казахстанцев, в І  квартале 2008 года 28 136 тенге в 123,21 % к  соответствующему периоду предыдущего  года, 99,61% к предыдущему кварталу. Реальный денежный доход 103,8% к соответствующему периоду предыдущего года, в 95,81%к предыдущему кварталу, что означает о снижение покупательной способности населения и уровня жизни.

     Практика  других стран показывает, что именно в периоды интенсивного роста  экономики сокращается разрыв между  бедными и богатыми. Но в последние  годы в Казахстане показатели разрыва  доходов 10% наиболее 10% наименее обеспеченного  населения страны практически не меняются. По данным статистиков, это  соотношение у нас уже длительное время остается на уровне 7-8 раз что, разумеется, не является признаком  стабильности и наличия социальной справедливости в обществе.

     Рекордные цены на сырьевые товары еще больше обогатили казахстанских олигархов, которые владеют природными ресурсами. Кроме энергоресурсов и металлов цены резко выросли и на продовольственное сырье, в том числе зерно, а значит и латифудисты тоже намного разбогатели, хотя меньше, чем владельцы энергоресурсов.

     Официальную заработную плату Нурсултана Назарбаева, к сожалению, пока узнать не удалось, но можно предположить, что в пределах его коллег России и Беларуси, у  первого немного больше 25 000 долларов, а у второго 27 500 долларов в месяц. У Виктора Ющенко 12 300 долларов в месяц, но имеется информация, что в прошлом году была 227 000 долларов за аналогичный период. Если взять высокопоставленных чиновников, то глава Фонда устойчивого развития «Казына» зарабатывает в месяц не менее 5 000 долларов, примерно такая же заработная плата у министров, акимов, руководителей государственных компаний. Хотя у этих специалистов заработная плата может доходить и до 10 000 долларов, но все равно разница между 5 000 долларами и среднемесячной заработной платой по стране составила более чем 9 раз.7 

     2.3 Статистика жилищных  условий 

     Жилище, включенное в систему коммунального  обслуживания населения, образует среду  обитания человека и является важной составляющей качества его жизни. Статистика жилищных условий и коммунального  обслуживания изучает наличие, состав и состояние жилищного фонда, его благоустройство, производственную деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, услугами канализации, гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов. Источниками данных служат формы государственного статистического наблюдения, ведомственная статистическая отчетность, переписи и микропереписи и специальные обследования населения.

     Жилищные  условия характеризуются показателями: жилищный фонд, движение жилищного  фонда, капитальный ремонт и реконструкция  жилищного фонда, благоустройство  жилищного фонда, обеспеченность населения  жильем. Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые  дома и специализированные дома (общежития, детские дома, школы-интернаты и  др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения, пригодные  для проживания. Общая площадь  жилых домов – сумма жилой  площади и площади подсобных  помещений квартир. Жилая площадь  – площадь жилых комнат в жилых  домах и помещениях.

     Оборудование  жилищного фонда включает в себя водопровод, канализацию, центральное  отопление, ванны (душ), газ сетевой  и сжиженный при наличии установленной  напольной газовой плиты, горячее  водоснабжение. Обеспеченность населения  жильем – количество общей и жилой  площади, приходящейся на одного жителя.

     Статистика  коммунального обслуживания изучает  деятельность коммунальных предприятий  и служб по предоставлению коммунальных услуг водоснабжения, канализации, теплоснабжения и гостиниц. Источником данных являются формы государственного статистического наблюдения. Система коммунального обслуживания населения характеризуется следующими основными статистическими показателями.

     Протяженность уличной водопроводной сети, под  которой понимается сеть трубопроводов, уложенных вдоль улиц, проездов и  набережных. Производственная мощность водопровода определяется максимальным количеством воды, которое может  быть подано в сеть за сутки. Обеспеченность населения централизованным водоснабжением – среднесуточный отпуск воды на одного жителя.

     Протяженность уличной канализационной сети, под  которой понимаются трубопроводы, уложенные  вдоль улиц, проездов и набережных. Пропускная способность очистных сооружений характеризуется количеством сточной  жидкости, которую они могут пропустить за сутки. Удельный вес пропуска сточных  вод через очистку определяется отношением количества очищенных сточных  вод к пропуску всех сточных вод.

     Протяженность тепловых сетей определяется длиной трассы канала с уложенными в ней  двумя трубопроводами. Тепловая мощность отопительных котельных установок  определяется суммой номинальных мощностей  всех установленных в них котлов.

     Общая площадь гостиниц – площадь всех их номеров и подсобных помещений. Единовременная вместимость гостиниц – число установленных постоянных кроватей во всех номерах.

     Одним из важнейших показателей, характеризующих  уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем.8

 

                                          Заключение. 

      Проблема  качества жизни является приоритетной для решения социально – экономических  проблем любого уровня.

      Анализ  показал, что понятие «качество  жизни» является комплексной производной  от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В  практическом применении концепции  качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и  условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.

      В соответствии с концепцией качества жизни сформулированы основные социально  – экономические цели развития страны – обеспечение  надлежащего уровня и качества жизни населения и  всестороннее развитие личности. Население  рассматривается как потребитель  благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни – как индикатор  его обеспеченности  услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей.

      На  качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование  экономических процессов.

      Государственное регулирование экономики требует  высокого профессионализма. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство  является первопричиной изменения  функционирования экономики. От решений, принимаемых правительством, зависят  решения, принимаемые на микроуровне.

      Основная  задача государства состоит в  том, чтобы удерживать «золотую середину»  в сфере влияния на рыночную экономику, давать возможность развиваться  малым предприятиям, устранить повышенное налогооблажение граждан с низкими  доходами.

      В целом, трудно переоценить роль государства  в экономике. Оно создаёт условия  для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни  населения.

    Мониторинг  качества жизни и  развития человека –  инструмент государственного регулирования

Измерение уровня жизни (благосостояния, качества жизни) и тем более оценка и сопоставление  – процесс достаточно условный. Понятно, что измерить адекватно  уровень жизни как отдельного человека, так и населения –  гораздо более сложная задача, чем, допустим, выпуск промышленной продукции. О возможности прямого количественного  измерения качества жизни вряд ли вообще может идти речь. Большинство  аспектов качества жизни могут быть оценены только на основе косвенных или условных показателей. Но, с одной стороны, качество жизни имеет важное значение как для каждого отдельного человека, так и развития общества. С другой стороны, многие характеристики качества жизни являются следствием решений, принимаемых в области экономической и социальной политики. Именно и только в этом отношении качество жизни может быть предметом оценки и объектом регулирования. Поэтому любая концепция и соответствующая ей система показателей не могут претендовать на исчерпываемость и абсолютность.

     Следует понимать, что это всего лишь система  показателей, которая может дать некоторое представление об определенных сторонах человеческой жизнедеятельности  и служить информацией для  принятия решений в области экономической  и социальной политики и осуществления  такой стратегии развития, которая  учитывала бы интересы человека.

     Негативные  тенденции последнего десятилетия  – рост бедности, преступности, коррупции  и т.д. в тех масштабах, в которых  они возникли в нашей стране, не являются неизбежным следствием экономического реформирования. Более эффективное  государственное управление и регулирование  могли бы обеспечить проведение реформ с меньшими издержками. Регулирование  понимается при этом как установление норм и правил, сохраняющих преимущества конкуренции рынка, но обязывающих  соблюдать при этом интересы человека. «Регулирование не сводится к одному лишь управлению. Оно представляет собой структуру норм, институтов и установившейся практики, которые  ограничивают спектр допустимого поведения  отдельных лиц, организаций и  компаний и стимулируют их».

Информация о работе Статистические показатели, характеризующие уровень жизни населения. Занятость и безработица