Статистический анализ естественного движения населения Вологодской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является статистический анализ естественного движения населения в Вологодской области.

Задачи курсовой работы:

1) изучение динамики численности населения;

2) расчет и анализ основных показателей рождаемости и смертности населения;

3) анализ половозрастной структуры населения;

4) выявление причин снижения рождаемости, факторов смертности и причин смерти;

5) выявление зависимости естественной убыли населения от числа семей, получивших жилплощадь, обеспеченности населения врачами, выбросов вредных веществ в атмосферу и числа зарегистрируемых преступлений.

6) расчет перспективной естественной убыли (прироста) населения.

В работе используются следующие статистические методы: построение рядов динамики и их анализ, корреляционно-регрессионный метод, методы прогнозирования (аналитический, на основе экстраполяции тренда), графический, табличный.

Содержание

Введение……………………………………….……………………......................3

1. Население как объект статистического изучения…………………….4

2. Статистический анализ естественного движения населения…………6

2.1. Показатели темпов роста и прироста населения……….……........6

2.2. Основные показатели рождаемости населения…………………...8

2.3. Основные показатели смертности населения………………........13

2.4. Половозрастная пирамида………………………………………...16

3. Причины снижения рождаемости……………………………………..20

4. Факторы смертности и причины смертности…………………….......24

5. Корреляционно – регрессионный анализ……………………………..29

6.Прогнозирование………………………………………………………..35

Выводы………………………………………………………………..................38

Список литературных источников…………………………………...................41

Приложение……………………

Работа содержит 1 файл

демография!!!!!!!!!.doc

— 674.50 Кб (Скачать)

     7. Дети выполняли также и эмоционально  – психологическую функцию, поскольку  родители испытывали радость  и чувство душевного комфорта  от общения с ними.

     В условиях преобладающей  установки  на нуклеарную семью потребность  в семье складывается в основном из двух компонентов:

     1) потребность в детях;

     2) потребность в брачном статусе  и брачном партнере.

     Как уже говорилось, в доиндустриальную эпоху состояние в браке и наличие детей были одними из важнейших условий социализации взрослых мужчин и женщин. Кроме того, наличие брачного партнера позволяло удовлетворить сексуальные, хозяйственно – бытовые, социально – престижные и эмоционально – психологические потребности личности, а также и саму потребность в детях, причем удовлетворить их каким – то иным способом было крайне затруднительно.

     При всех своих недостатках традиционные семьи в основном справлялись  со своими функциями: они обеспечивали себя экономически, осуществляли социализацию новых поколений, заботились о старшем поколении и производили на свет столько детей, сколько было достаточно (даже при тогдашнем очень высоком уровне смертности) для физического выживания человечества. При этом численность населения в разные исторические периоды либо росла, либо была относительно стабильной. Разумеется, во время катастроф – войн, неурожаев, эпидемий и т.д. – население резко сокращалось, но в последствии высокая рождаемость компенсировала все эти потери. В нормальных условиях, т.е. при отсутствии катаклизмов, никогда не наблюдалось устойчивой тенденции к уменьшению численности населения из-за превышения смертности над рождаемостью в течение длительного времени – это стало возможным только в нашу эпоху.

     С наступлением индустрализациии положение резко изменилось. Семья утратила свои производственные функции и перестала быть трудовым коллективом. Члены семьи – муж, жена и подросшие дети - начинают работать вне дома. Каждый из них получает индивидуальную заработную плату, не зависимую от состава семьи и от ее наличия вообще.

     Кроме того, усложнение знаний, необходимых  для социализации и последующей  трудовой деятельности, приводит к  продлению сроков обучения. Если в  традиционной крестьянской семье уже 7-е дети становились хорошими помощниками для родителей, то в современной городской семье дети учатся в школе до 17-18 лет, а если поступают потом в институты и университеты, то остаются иждивенцами родителей до 22-23 лет. Но даже после того, как они начинают работать, они не отдают родителям своих заработков и вообще при первой возможности уходят из родительской семьи. Особенно усиливается их стремление к отделению после вступления в брак, причем в отличие от эпохи майората и минората, когда сын, наследующий недвижимость, оставался при родителях, отделяются все дети, и помешать этому могут только жилищные трудности (что очень характерно для нашей страны). Поскольку к отделению  почти в равной мере стремятся как сыновья, так и дочери, старая традиция предпочтения мальчиков утрачивает всякие основания и постепенно исчезает.

     Развитие  системы социального обеспечения  приводит к тому, что люди стараются  выработать себе более высокую пенсию и не рассчитывают на материальную помощь своих взрослых детей в тот период, когда сами родители станут нетрудоспособными.

     Социально – нормативный компонент данной потребности состоит в том, что  наличие семьи и детей является необходимым условием для того, чтобы  индивид признавался окружающими полноценным членом общества. До недавнего времени социальные нормы обсуждали также разведенных (особенно тех, которые считались виновными в распаде своих семей), незамужних женщин, имевших внебрачных детей, а также, хотя и в меньшей степени, супружеские пары, у которых были только дочери. Такие нормы могут рассматриваться как устаревшие и противоречащие правам человека.

     Эмоционально  – психологический компонент  потребности в семье и детях  состоит в том, что семья и  дети доставляют человеку эмоциональное удовлетворение. В супружеских отношениях это удовлетворение проявляется в сексуальной и психологической сферах. Общение с родителями приносит радость, наполняет жизнь смыслом. Именно поэтому многие дети не перестают рождаться даже тогда, когда они с экономической точки зрения приносят родителям уже не доходы, а, напротив, лишь одни убытки.

     Если  молодая женщина не может выйти  замуж за любимого человека просто потому, что не повезло ей в жизни  со взаимной любовью, а все ее знакомые ровесницы уже замужем и имеют детей, то на нее начинается давление со стороны родителей, родственников и подруг, и она сама страдает от комплекса неполноценности, считает себя «белой вороной» и в итоге соглашается выйти замуж за того, кого не любит. В наше время для того, чтобы стать «такой, как все», не обязательно выйти замуж навсегда. Поэтому, если брак не удовлетворяет хотя бы одного из супругов с эмоционально – психологической или сексуальной стороны, вероятность развода очень велика.

     Теория  институционального кризиса семьи объясняет, почему рождаемость падает до уровня преобладающей однодетности, а основа семьи – брак - становиться столь непрочной. Экономические факторы играют в этом деструктивном процессе важную роль.

     Однако  социально – демографическая  семейная политика, использующая только экономические рычаги (льготы и пособия семьям с несколькими детьми, налоги на бездетность), нигде не дала прочных результатов. Очень широко распространено, в том числе и в научных кругах, мнение о том, что уровень рождаемости является слишком низким из-за тяжелых материальных условий жизни, которые препятствуют рождению детей. Отсюда следует вывод, что следует облегчить эти условия, предоставив семьям, имеющим маленького ребенка или нескольких детей, различные пособия и льготы, и уровень рождаемости повыситься настолько, что угроза депопуляции будет устранена.

     Эта популярная точка зрения не подтверждается статистикой. Низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий даже простого замещения  поколений, наблюдается во всех экономически процветающих странах. Само снижение рождаемости происходит не только в условиях экономического кризиса, как это имеет место в нынешней России, но и в условиях экономического подъема.

     Прошло  уже два века с тех пор, как  демографам стало известно о «парадоксе обратной связи»: вопреки распространенному мнению, богатые семьи имеют в среднем меньше детей, чем бедные. В прошлом среднее число выживших детей зависело также от социальных различий в смертности. Снижение детской смертности раньше началось у наиболее образованных, культурных и обеспеченных групп населения. Поэтому в этих группах раньше, чем в других, родители приобрели уверенность в том, что все их дети выживут, и стали практиковать искусственное ограничение рождаемости.

     Рождаемость сначала снижается у социальной верхушки, а также интеллигенции, затем – у рабочих, и лишь в последнюю очередь у крестьян. В то время, когда для общества в целом происходит переход от высокого уровня рождаемости к низкому, действие механизма «обратной связи» становиться наиболее заметным. Однако, после того, как процесс снижения рождаемости распространяется на все социальные группы и ее уровень уже не обеспечивает простого замещения поколений, эта обратная связь ослабевает и может вообще исчезнуть. В таких условиях не имеет особого значения, в каких социальных группах населения рождаемость выше, а в каких – ниже, поскольку во всех группах она все равно ниже черты простого замещения поколений.

     Попытки кардинально улучшить демографическую  ситуацию с помощью искусственного возрождения экономического компонента потребности в семье и детях (для чего и вводятся льготы и пособия для семей с детьми) не могут дать прочных позитивных результатов, поскольку эта система противоречит образу жизни современного общества, который дает большие преимущества малодетным и бездетным семьям по сравнению с семьями, имеющими трех и более детей.[5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Факторы смертности  и причины смерти

     Процесс вымирания поколения зависит  от большого числа биологических  и социальных факторов смертности (генетических, природно-климатических, культурных, политических, национальных и т.п.). С точки зрения демографического анализа смертности наиболее важно деление их на две крупные группы: эндогенные (порождаемые внутренним развитием человеческого организма) и экзогенные (связанные с действием внешней среды). Смерть есть всегда результат взаимодействия факторов обеих этих групп, но роль каждой из них может быть принципиально различной с точки зрения основных характеристик смертности.

     К эндогенным факторам относят такие биологические составляющие человека, как пол и возраст. Сама по себе принадлежность к тому или иному полу определяет уровень жизнестойкости организма, который, как известно, у женщин выше, чем у мужчин. Возраст также отражает определенную степень сопротивляемости организма, его жизнестойкости, износа. В основе своей все эти показатели имеют биологический характер. Однако решающее влияние на биологическую компоненту оказывают те или иные социальные условия, которые в конечном счете и определяют уровень возрастной смертности. Но этот уровень обязательно делится на 2 периода: первый – когда с возрастом происходит непрерывное уменьшение риска смерти (примерно до 12- 14 лет), и второй - когда происходит его непрерывное увеличение.

     К биологическим составляющим относят и характер наследственности, т.е. генетический код человека. Если он в силу влияния множества обстоятельств оказался благоприятным, это будет означать, что с генетической точки зрения организм имеет предпосылки для долгой жизни. Однако социальные условия, среди которых будет жить этот человек, либо сводят на нет благоприятные задатки, снижая природную жизнестойкость организма, уменьшая степень его сопротивляемости вредным влияниям, либо дают возможность их реализовать.

     Действие  эндогенных факторов обусловлено в основном старением организма. Поэтому эндогенные процессы в определенном смысле упорядочены, их действие распределяется на протяжении жизни каждого человека не случайным образом, не равномерно, а концентрируется в старших возрастах. Некоторое количество эндогенно детерминированных смертей, обусловленных наследственными болезнями, врожденными пороками и т.п., наступает в молодых, часто в ранних детских возрастах. Хотя скорость естественного старения – эволюционная характеристика вида, она не абсолютно одинакова у всех людей, имеет индивидуальные особенности. Поэтому возраст, к которому жизнеспособность ослабевает настолько, что смерть становится неизбежной, колеблется в некоторых пределах вокруг величины, называемой биологической (видовой) продолжительностью жизни. Тем не менее, если рассматривать всю гипотетическую кривую эндогенно детерминированной смертности любого населения как функцию возраста, то в целом элемент случайности оказывается незначительным, а зависимость вероятности от возраста – очень большой.

     Воздействие экзогенных факторов смертности на развитие индивидуального организма обычно неупорядоченно, случайно. Вероятность оказаться объектом подобных  воздействий, а также вероятность того, что их сила превысит защитные способности организма и приведет к смерти, в меньшей степени зависят от возраста.

     Естественно, что в любом случае вероятность  смерти – больше в возрастах, в  которых относительно равномерный  поток случайных внешних воздействий  сталкивается с меньшей жизнеспособностью  организма (у детей и престарелых). В то же время, действие некоторых экзогенных факторов смертности мало зависит от возраста (например, стихийные бедствия, эпидемии) и даже ведет к повышенной смертности в самых жизнеспособных возрастах (войны, бытовой и производственный травматизм и т.п.). Поэтому, когда значение экзогенных факторов смертности вообще велико, велика и вероятность случайной смерти в любом, в том числе и в зрелом возрасте. Повышение роли эндогенных факторов смертности равносильно ограничению роли случайности в процессе вымирания поколений и росту ожидаемой продолжительности жизни.

     Говоря  об эндогенных и экзогенных факторах, нужно отметить неразрывную связь  организма, развития его внутренних функций с внешними воздействиями, со средой обитания человека. В таком контексте можно выделять «преимущественно эндогенные» и «преимущественно экзогенные» факторы, не абсолютизируя внешней или внутренней составляющей в патогенезе каждого из них. Совершенно очевидно, что, например, тяжелое инфекционное заболевание или травма имеют экзогенную природу, но при одинаковой тяжести молодой здоровый человек имеет меньше шансов умереть, чем старый или больной. Таким образом, эндогенные факторы изменяют вероятность смерти от экзогенной причины и, наоборот, сильное неблагоприятное воздействие внешней сферы ускоряет смерть от эндогенных факторов.

     В ходе коренного переустройства среды  обитания человека возникли новые экзогенные факторы кумулятивного воздействия (например, вследствие загрязнения  окружающей среды). Нервно – психические и эмоциональные перегрузки стали непременным атрибутом городской жизни, вызывая повышенную психосоматическую заболеваемость.

     Человек в течение жизни постоянно  подвергается воздействиям внешних  факторов, которые усиливают эндогенное развитие процесса старения и снижают жизнеспособность организма. Постепенно накапливаясь, эндогенные факторы вызывают летальный исход, как правило, в старших возрастах. Идея накопленного, кумулятивного действия экзогенных факторов принадлежит Е.М. Андрееву. Им же введено в научный оборот понятие квазиэндогенной смертности, происходящей в результате и под кумулятивным воздействием экологических и социальных факторов.

     По - разному сочетаясь между собой, факторы смертности обуславливают  непосредственную причину смерти, т.е. конкретную болезнь, травму, вызвавшую патологический процесс, который и привел к летальному исходу.

Информация о работе Статистический анализ естественного движения населения Вологодской области