Статистический анализ основных макроэкономических показателей развития РФ или одного из регионов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является статистический анализ макроэкономических показателей.
Задачи:
• Рассмотреть основные понятия
• Проанализировать ВВП и инфляцию с помощью рядов динамики
• Найти взаимосвязь между ВВП и инфляцией

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………3
1 Система национальных счетов……………………………………………5
1.1 Развитие системы национальных счетов в России………………………5
1.2 Счета СНС…………………………………………………………...…….6
1.3 Макроэкономические показатели………………………………….…..11
2 Анализ ВВП и инфляции……………………………………….……..…...17
2.1 Методы расчета ВВП……………………………………….……….…..17
2.2 Темп роста ВВП…………………………………………….……………19
2.3 Коэффициент роста ВВП………………………………….……………..21
3 Методы регулирования макроэкономических показателей……………24
3.1 Кредитно-денежная политика…………………………………………..24
3.2 Фискальная политика……………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

курсовик статистика.doc

— 960.50 Кб (Скачать)

РКП – Расходы на конечное потребление, ВН – Валовое накопление,

Э – экспорт, И – импорт, СР – статистическое расхождение между произведенным и использованным ВВП.   

Для анализа ВВП и инфляции можно использовать ряды динамики:

Расчет базисным способом

Расчет цепным способом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Темп роста ВВП

Показатель

Ед. изм.

2001

2002

2003

2004

2005

2006

ВВП

млрд. руб.

8944

10831

13243

17048

21620

26781

Тр базисный (%)

---

121,09

148,05

190,60

241,72

299,42

Тр  цепной (%)

---

121,09

122,26

128,74

126,81

123,87

Тпр

----

21,09

22,26

28,74

26,81

23,87

Кр цепной (%)

---

1,2109

1,2226

1,2874

1,2681

1,2387

Кр базисный (%)

---

1,2109

1,4805

1,9060

2,4172

2,9942

Кпр

----

0,2105

0,2226

0,2874

0,2681

0,2387

Инфляция

% к пред.пер.

118,6

115,1

112,0

111,7

110,9

109,0

ВВП сопоставимый

с инфляцией

млрд. руб.

75,413

94,100

118,241

152,623

194,950

245,697

Тр базисный(%)

-----

124,77

156,79

202,38

258,50

325,80

 

Тр цепной(%)

-----

124,77

125,65

129,07

127,73

126,03

Кр базисный

-----

1,2477

1,5679

2,0238

2,5850

3,2580

Кр цепной

----

1,2477

1,2565

1,2907

1,2773

1,2603

Для анализа ВВП и инфляции можно использовать ряды динамики

Расчеты будут производиться  на основе данных (табл. 2): ВВП и инфляция с 2001по 2006 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет базисным способом

База сравнения -2001 год

2002  

2003

2004 

2005 

2006 

Вывод: Темп роста ВВП в стране не стабильный допустим к 2006 г. по сравнению с 2001 г. он вырос почти в 3 раза (на199,42%) следовательно экономическая ситуация в стране улучшилась.

Расчет цепным способом

2002  

В 2002 г. по сравнению с 2001 процент ВВП вырос на 21,09%

2003 

В 2003 г. по сравнению с2002 процент ВВП вырос на 22,26%

2004 

В 2004 г. по сравнению с2003 процент ВВП вырос на 28,74%

2005 

В 2005 г. по сравнению с2004 процент ВВП вырос на 26,81%

2006 

В 2006 г. по сравнению с2005 процент ВВП вырос на 23,87%

 

Найдем ВВП сопоставимый с инфляцией:

2001 ВВП= = 75,413

2002 = = 94,100

2003 = = 118,241

2004 = = 152,623

2005 = = 194,950

2006 = = 245,697

Расчет базисным способом

База сравнения -2001 год

2002  

2003

2004 

2005 

2006 

Исходя из расчетов Темп роста ВВП сопоставимых цен с инфляцией к 2006 г. по сравнению с 2001, вырос в три раза (201,03).

Расчет цепным способом

2002  

В 2002 г. по сравнению с 2001 процент ВВП вырос на 24,77%

2003 

В 2003 г. по сравнению с2002 процент ВВП вырос на 25,65%

2004 

В 2004 г. по сравнению с2003 процент ВВП вырос на 29,07%

2005 

В 2005 г. по сравнению с2004 процент ВВП вырос на 27,73%

2006 

В 2006 г. по сравнению с2005 процент ВВП вырос на 26,03%

 

2.3 Коэффициент Роста ВВП

Расчет базисным способом

База сравнения- 2001

2002  

2003

2004 

2005 

2006 

Вывод: Коэффициент роста ВВП в стране не стабильный допустим к 2006 г. по сравнению с 2001 г. он вырос почти в 3 раза (на1,9942) следовательно экономическая ситуация в стране улучшилась.

Расчет цепным способом

2002  

2003 

2004 

2005 

2006 

Средний Кр с 2001 по 2006

Вывод: В среднем коэффициент роста с 2002 года по 2006 год составил 1,2455 т.е. ежегодно Валовый Внутренний Продукт увеличивался на 1,2455

 

ВВП сопоставимый с инфляцией

Расчет базисным способом

База сравнения- 2001

2002  

2003

2004 

2005 

2006 

Вывод: Коэффициент роста ВВП(сопоставимых цен с инфляцией) в стране не стабильный допустим к 2006 г. по сравнению с 2001 г. он вырос почти в 3 раза (на2,0103) следовательно экономическая ситуация в стране улучшилась.

Расчет цепным способом

2002  

2003 

2004 

2005 

2006 

Средний Кр с 2001 по 2006

Вывод: В среднем коэффициент роста с 2002 года по 2006 год составил 1,2665 т.е. ежегодно Валовый Внутренний Продукт увеличивался на 1,2665.

 

Исходя из графика видно, что уменьшение процента инфляции ведет к увеличению ВВП

Таким образом анализ структуры основных  макроэкономических показателей показал, что между ними существует довольно жесткая связь и изменение одного из них влечет изменение других. Однако наибольшее влияние на макроэкономическое положение государства  оказывают инфляционные процессы. Поэтому  предупреждение инфляции и обуздание ее в случае возникновения и определяет набор методов управления макроэкономическими показателями государства.

 

3 Методы регулирования макроэкономических показателей

3.1 Кредитно-денежная политика

Рассмотрим две ситуации.

Первая: экономика столкнулась с безработицей и снижением цен. Государство должен позаботиться об увеличении предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Ключ к решению этой проблемы — в росте избыточных резервов коммерческих банков. Как это делается?

1. Совет управляющих Центрального Банка должен дать команду федеральным банкам покупать ценные бумаги на открытом рынке. Эта покупка облигаций будет оплачена увеличением резервов коммерческих банков.

2. Должна быть понижена резервная норма, что автоматически переводит необходимые резервы в избыточные и увеличивает размер денежного мультипликатора.

3. Учетная ставка должна быть уменьшена, с тем, чтобы побудить коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования у федеральных банков.

Такой подход стал называться политикой дешевых денег. Ее задача — сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

Вторая: излишние расходы толкают экономику к инфляционной спирали. Совет управляющих Центрального Банка должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Ключ к решению этой проблемы — понижение резервов коммерческих банков. Как это делается?

1. Федеральные резервные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков.

2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.

3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у федеральных резервных банков.

Такой подход получил название политики дорогих денег. Ее цель — ограничить предложение денег для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики. Действительно, в пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов.

1. Быстрота и гибкость.

По сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может быть надолго отсрочено из-за обсуждений в парламенте. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной политикой: буквально ежедневно принимаются решения о покупке и продаже ценных бумаг, что быстро влияет на денежное предложение и процентную ставку.

2. Изоляция от политического давления.

По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот, действует мягче и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

3. Монетаризм.

Хотя большинство экономистов считают как фискальную, так и кредитно-денежную политику действенными инструментами стабилизации, так называемые монетаристы полагают, что изменение денежного предложения — ключевой фактор определения уровня экономической активности, а фискальная политика относительно неэффективна.

Однако необходимо признать, что кредитно-денежная политика в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

Минусы кредитно-денежной политики: избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег, могут использоваться банками для расширения предложения денег; вызванное кредитно-денежной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег; воздействие кредитно-денежной политики ослабится, если кривая спроса на деньги полога, а кривая спроса на инвестиции крута; к тому же кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав кредитно-денежную политику.

Кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.

Влияние политики дешевых денег на ЧНП усиливается сопутствующим расширением чистого экспорта, которое, в свою очередь, ускоряется понижением процентной ставки в стране. Аналогичным образом политика дорогих денег усиливается сужением чистого экспорта. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым   для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

 

3.2 Фискальная политика

 

Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию.

В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией.

Информация о работе Статистический анализ основных макроэкономических показателей развития РФ или одного из регионов РФ