Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:41, курсовая работа
В данной работе будет рассмотрен такой раздел статистики как статистический анализ деятельности предприятий.
Задание                                                                                                                    3
Введение                                                                                                                  5
Оценка основных показателей деятельности предприятия
1. Расчет относительных показателей                                                                  7
2. Индексный анализ фондоотдачи и себестоимости реализации                   15                                                   
3. Применение корреляционного анализа для оценки взаимосвязи показателей                                                                                                            24
Заключение                                                                                                            34
Список литературы                                                                                               35
Решение: рассчитаем по формулам (1.1), (1.2), (1.3) ОПД, ОПДцепные и ОПДбазисные для предприятия №6.
ОПД = = 120%
ОПДцепные = = 85,71%
ОПДбазисные = = 200%
Исходя из полученных расчетным путем данных, сделаем вывод о том, что наибольшее увеличение стоимости ОПФ наблюдается у предприятия №3 – 66,67% и у предприятия №1 – 50%. У предприятия №4 наоборот, уменьшилась стоимость ОПФ с 7 до 6 млн. руб., что составило 24,29%.
Таблица 1.2
Динамика объема реализации продукции
| № пред-прия-тия | Объем реализованной продукции, млн. руб. | ОПД, % | ОПДцепные, % | ОПДбазисные, % | |
| Базисный год | Отчетный год | ||||
| 1 | 18,00 | 20,00 | 111,11 | - | 
 | 
| 2 | 26,00 | 25,00 | 96,15 | 125,00 | 125,00 | 
| 3 | 18,00 | 20,00 | 111,11 | 80,00 | 100,00 | 
| 4 | 29,00 | 30,00 | 103,45 | 150,00 | 150,00 | 
| 5 | 27,00 | 32,00 | 118,52 | 106,67 | 160,00 | 
| 6 | 21,00 | 25,00 | 119,05 | 78,13 | 125,00 | 
| 7 | 26,00 | 29,00 | 111,54 | 116,00 | 145,00 | 
| 8 | 34,00 | 37,00 | 108,82 | 127,59 | 185,00 | 
| 9 | 37,50 | 36,00 | 96,00 | 97,30 | 180,00 | 
| 10 | 39,00 | 40,00 | 102,56 | 111,11 | 200,00 | 
Решение: расчеты по данной таблице проводятся аналогично расчетам, представленным выше.
Наибольший объем реализации в отчетном году по сравнению в базисным, имеют предприятия №5 – 18,52 и №6 – 19,05%. Наименьший объем реализованной продукции наблюдается у второго (-3,85%) и девятого (-4,00%) предприятий.
Относительный показатель структуры (ОПС) представляет собой соотношение структурных частей изучаемого объекта и их целого:
Показатель, характеризующий часть совокупности
ОПС =                             
Показатель по всей совокупности в целом
Выражается относительный показатель структуры в долях единицы или в процентах. Рассчитанные величины, соответственно называемые долями или удельными весами, показывают, какой долей обладает или какой удельный вес имеет та или иная часть в общем итоге.
Таблица 1.4
Структура объема реализованной продукции
| № пред-прия-тия | Объем реализованной продукции, млн. руб. | ОПС, % | ||
| Базисный год | Отчетный год | Базисный год | Отчетный год | |
| 1 | 18,00 | 20,00 | 6,53 | 6,80 | 
| 2 | 26,00 | 25,00 | 9,44 | 8,50 | 
| 3 | 18,00 | 20,00 | 6,53 | 6,80 | 
| 4 | 29,00 | 30,00 | 10,53 | 10,20 | 
| 5 | 27,00 | 32,00 | 9,80 | 10,88 | 
| 6 | 21,00 | 25,00 | 7,62 | 8,50 | 
| 7 | 26,00 | 29,00 | 9,44 | 9,86 | 
| 8 | 34,00 | 37,00 | 12,34 | 12,59 | 
| 9 | 37,50 | 36,00 | 13,61 | 12,24 | 
| 10 | 39,00 | 40,00 | 14,16 | 13,61 | 
| Итого | 275,50 | 294,00 | 100,00 | 100,00 | 
Решение: Рассчитаем ОПС по формуле (1.4). Возьмем для примера предприятие №5.
ОПС в базисном году = = 9,80
ОПС в отчетном году = = 10,88
Согласно расчетам, наибольший удельный вес в общем объеме реализованной продукции имеет предприятие №10 – 14,16, а наименьший – предприятия №1 и №3 – 6,53.
Относительный показатель сравнения (ОПСР) представляет собой соотношение одного и того же абсолютного показателя, характеризующего разные объекты (предприятия, фирмы, районы, области, страны и т.п.)
Показатель, характеризующий объект А
ОПСР =                             
Показатель, характеризующий объект Б
Таблица 1.3
Соотношение стоимости ОПФ в отчетном году и объема реализованной продукции в отчетном году
| № пред-прия-тия | Стоимость ОПФ, | Объем реализованной продукции, млн. руб. | ОПСР ст-ти 
 | ОПСР объема 
 | 
| Отчетный год | ||||
| 1 | 3,00 | 20,00 | - | - | 
| 2 | 3,00 | 25,00 | 1,00 | 1,25 | 
| 3 | 5,00 | 20,00 | 1,67 | 1,00 | 
| 4 | 6,00 | 30,00 | 2,00 | 1,50 | 
| 5 | 7,00 | 32,00 | 2,33 | 1,60 | 
| 6 | 6,00 | 25,00 | 2,00 | 1,25 | 
| 7 | 8,00 | 29,00 | 2,67 | 1,45 | 
| 8 | 9,00 | 37,00 | 3,00 | 1,85 | 
| 9 | 8,00 | 36,00 | 2,67 | 1,80 | 
| 10 | 10,00 | 40,00 | 3,33 | 2,00 | 
Решение: Рассчитаем ОПСР ст-ти и ОПСР объема по формуле (1.5). Возьмем для расчета предприятие №4.
ОПСР ст-ти = = 2,00. Эта величина показывает, что стоимость ОПФ данного предприятия в 2 раза выше стоимости ОПФ предприятия №1
ОПСР объема = = 1,50. Эта величина показывает, что объем реализованной продукции предприятия №4 в 1,5 больше, чему предприятия №1 в данном периоде.
При выборе относительных величин необходимо соблюдать следующие правила:
1) относительные величины вычисляют после критической оценки всех сторон изучаемого явления и четкого определения понятий и категорий явлений;
2) сопоставимые данные по качественно однородным группам, в частности относительные величины удельного веса получают на основе типологической и структурной группировки;
3) рассчитывают относительные величины по достаточно большому числу единиц совокупности; для совокупности с малым числом единиц неуместно вычисление относительных величин;
4) для более полного освещения явлений необходима система относительных величин, вычисленных по ряду существенных признаков. В такой системе объективно отражаются закономерности развития явления: результаты развития отраслей, предприятий и других подразделений;
5) величина полученной относительной величины зависит от правильно выбранной базы сравнения;
6) взятые для сравнения абсолютные величины должны быть сопоставимы:
а) в границах одного и того же места и периодов времени, с учетом сезонных колебаний;
б) по одному и тому же кругу единиц наблюдения;
в) по условиям и способам сбора данных первичного учета и их статистической сводки;
г) по методологии расчета;
7) сравнивают логически взаимосвязанные абсолютные величины в числителе и знаменателе отношения. Сопоставимость данных, полученных в результате единовременного и текущего наблюдений, достигается путем специального расчета средних величин и др.
8) в процессе экономико-статистического анализа следует рассматривать во взаимосвязи абсолютные и относительные величины. Так, например, для различных предприятий 1% промышленной продукции имеет различное абсолютное значение.
2 ИНДЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ФОНДООТДАЧИ И СЕБЕСТОИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
В статистике под индексом понимается относительный показатель, который выражает соотношение величин какого-либо явления во времени, в пространстве или дает сравнение фактических данных с любым эталоном (план, прогноз, норматив и т.д.).
В международной практике индексы принято обозначать символами I и 1 (начальная буква латинского слова index). Буквой «i» обозначаются индивидуальные (частные) индексы, буквой «1» - общие индексы. Знак внизу справа означает период: 0 – базисный; 1 – отчетный.
Используются определенные символы для обозначения индексируемых показателей:
q – количество (объем) произведенной продукции данного вида в натуральном выражении;
p – цена единицы продукции или товара;
z – себестоимость единицы продукции;
t – затраты рабочего времени (труда) на производство единицы продукции данного вида;
T – общие затраты рабочего времени (труда) на производство продукции данного вида или численность работников предприятия, фирмы;
w – производство продукции данного вида в единицу времени или в расчете на одного рабочего, т.е. уровень производительности труда в стоимостном выражении;
v – выработка продукции в натуральном выражении на одного рабочего или в единицу времени;
F – общие затраты на производство продукции данного вида;
Q – общая стоимость произведенной продукции данного вида или товарооборот.
Все экономические индексы можно классифицировать по следующим признакам:
1) степень охвата явления:
 индивидуальные;
 сводные
2) база сравнения:
 динамические;
 территориальные;
3) вид весов (соизмерителя):
 с постоянными весами;
 с переменными весами
4) форма построения:
 агрегатные;
 средние
5) характер объекта исследования:
 количественные показатели;
 качественные показатели
6) объект исследования:
 физический объем продукции;
 себестоимость;
 производительность труда и т.д.
7) состав явления:
 постоянного (фиксированного) состава;
 переменного состава
8) период исчисления:
 годовой;
 квартальный;
 месячный;
 недельный
С помощью экономических индексов решаются следующие задачи:
 измерение динамики социально-экономического явления за два и более периодов времени;
 измерение динамики среднего экономического показателя;
 измерение соотношения показателей по разным регионам;
 определение степени влияния изменений значений одних показателей на динамику других;
 пересчет значения макроэкономических показателей из фактических цен в сопоставимые.
Информация о работе Статистический анализ основных показателей деятельности предприятия