Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:16, курсовая работа
Цель данной работы – провести статистический анализ уровня жизни населения России.
Задачи исследования:
•	рассмотреть понятие и составляющие уровня жизни населения;
•	рассмотреть индикаторы уровня жизни;
•	провести анализ показателей уровня жизни населения РФ;
•	провести анализ жилищных условия населения;
•	осуществить статистическое прогнозирование  уровня жизни населения.
Объект исследования – население России.
Предмет исследования – методика статистического анализа уровня жизни.
Введение…………………………………………………………………………..3  
           
1 Понятие и показатели уровня жизни населения……………...6
          1.1 Понятие «уровень жизни населения» и его составляющие…………….6
          1.2 Основные индикаторы уровня жизни………………………………….10
          1.3 Социальные потребности и нормативы………………………………..14 
2 Анализ показателей уровня жизни населения РФ……….....18
          2.1 Анализ основных социально-экономических индикаторов уровня     
                жизни……………………………………………………………….…….18                   
         2.2 Анализ денежных доходов и расходов населения……………….…….24
         2.3 Анализ жилищных условий населения………………………….……...28 
3 Прогнозирование и регулирование уровня жизни населения………………………………………………………………….……32
         3.1  Основные направления государственного регулирования………...….32
         3.2 Анализ социальной дифференциации населения………………….…...35
         3.3 Прогноз основных индикаторов уровня жизни…………………….…..39 
Заключение……………………………………………………………….….…41 
Список  использованных источников…………………………..…..42
Показатели вариации (простые):
2.3 Анализ жилищных условий населения
Одним из важнейших направлений жилищной политики на стадии строительства новых жилищ является обеспечение соответствия структуры нового жилого фонда демографическому составу и потребностям населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, т.е. строительство необходимого количества квартир определенного типа и уровня комфортности условий проживания, соответствие потребительских свойств жилищ спросу населения и др. Поэтому наряду с информацией об объеме, движении и состоянии жилищного фонда страны в целом и по отдельным административным и территориальным единицам широко используются статистические данные о жилищных условиях населения.[1]
     При 
анализе жилищных условий населения 
важно установить не только средний 
уровень обеспеченности, но и различия 
в распределении жилищного 
      На 
основе данных представленных в таблице  
«Основные показатели жилищных условий 
населения», проведем расчет ОВС (общая 
площадь жилых помещений, приходящая 
в среднем на одного жителя).[4] 
 
 
 
 
 
Таблица 12 - Основные показатели жилищных условий населения
| 1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
| Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя | 16,4 | 18 | 19,2 | 19,5 | 19,8 | 20,2 | 20,5 | 20,9 | 
| из нее: | ||||||||
| в городской местности | 15,7 | 17,7 | 18,9 | 19,2 | 19,5 | 19,8 | 20,3 | 20,5 | 
| в сельской местности | 18,1 | 18,7 | 19,9 | 20,3 | 20,7 | 21 | 21,1 | 21,8 | 
| Средний размер одной квартиры, м2 общей площади жилых помещений: | 46,6 | 47,7 | 49,1 | 49,3 | 49,6 | 49,9 | 50,1 | 50,4 | 
     Используя 
данные таблицы 12 проведем расчет ОВД 
(средний размер одной квартиры). 
Таблица 13 - Общая площадь жилых помещений (расчет ОВС)
| 1995 | 2005 | Изменение доли(%) | |||
| м2 | ОВС(%) | м2 | ОВС(%) | ||
| Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя | 18 | 33,1 | 20,9 | 33,1 | - | 
| из нее: | |||||
| в городской местности | 17,7 | 32,5 | 20,5 | 32,4 | 0,1 | 
| в сельской местности | 18,7 | 34,4 | 21,8 | 34,5 | -0,1 | 
| Итого | 54,4 | 100 | 63,2 | 100 | 0 | 
     На 
основе данных, приведенных в таблицы 
12 проведем расчет ОВД (м2 общей площади 
жилых помещений). 
 
 
 
 
 
Таблица 14 - Средний размер одной квартиры (расчет ОВД)
| Год | Средний размер одной квартиры, м2 | ОВДБ(%) | ОВДЦ(%) | 
| 2002 | 49,3 | - | - | 
| 2003 | 49,6 | 100,61 | 100,61 | 
| 2004 | 50,1 | 101,62 | 101,01 | 
| 2005 | 50,4 | 102,23 | 100,60 | 
| 2006 | 50,8 | 103,04 | 100,79 | 
Используя данные таблицы 11 «Предоставление жилых помещений» рассчитаем средние показатели динамики.
Рассчитаем средние показатели динамики для числа семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год.
Средние показатели динамики
Таблица 15 - Предоставление жилых помещений
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
| Число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год: | |||||||
| тыс. | 253 | 242 | 229 | 227 | 229 | 151 | 139 | 
| Число 
  семей, состоящих на учете в качестве 
  нуждающихся в жилых | |||||||
| тыс. | 5419 | 4857 | 4428 | 4429 | 4180 | 3384 | 3118 | 
   Рассчитаем 
средние показатели динамики для 
числа семей, состоящих на учете в качестве 
нуждающихся в жилых помещениях. 
Средние показатели динамики
   3.1  
Основные направления государственного 
регулирования 
На современном этапе развития экономики России, проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, и, в конечном счете, политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.
Наиболее существенными факторами, которые могут кардинально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее. Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.
Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования и так далее, прежде всего, отразились на реальных доходах большинства населения страны. Далеко не все смогли сориентироваться в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного меньшинства. Наиболее подготовленными к новому курсу, к процессу приватизации оказались представители партийной номенклатуры и лидеры ''теневой экономики''. Более того, в период перестройки в перераспределение пошла и значительная часть необходимого продукта, то есть реальная оплата труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В результате чего было коренным образом подорвано доверие к новому строю и к политической власти, осуществляющей курс на рыночную экономику.
Для завоевания этого доверия необходимы реальные меры в области национальной политики, которые охватывали бы различные компоненты уровня жизни.
Итак, существует три основных направления регулирования уровня жизни:
1. С 
помощью государственных 
2. С 
помощью регулирования оплаты 
труда. В нашей стране 
3. С 
помощью регулирования 
Названные выше проблемы формирования социальных целевых установок связаны преимущественно с обоснованием показателей народного благосостояния для завершающего, достаточно отдаленного этапа долгосрочной перспективы. Траектория, по которой будет осуществлен переход от сегодняшнего уровня к намеченным целевым ориентирам, станет определяться возможностями повышения жизненного уровня населения на каждом интервале перспективного периода, а также тем, как процесс роста жизненного уровня населения сопрягается с решением других народнохозяйственных проблем, в частности, проблем обеспечения сбалансированности экономики и повышения ее эффективности.
Основные нормативно-правовые документы, регулирующие уровень жизни
Информация о работе Статистический анализ уровня жизни населения в РФ