Статистический анализ уровня жизни населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести статистический анализ уровня жизни населения России.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие и составляющие уровня жизни населения;
• рассмотреть индикаторы уровня жизни;
• провести анализ показателей уровня жизни населения РФ;
• провести анализ жилищных условия населения;
• осуществить статистическое прогнозирование уровня жизни населения.
Объект исследования – население России.
Предмет исследования – методика статистического анализа уровня жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Понятие и показатели уровня жизни населения……………...6
1.1 Понятие «уровень жизни населения» и его составляющие…………….6
1.2 Основные индикаторы уровня жизни………………………………….10
1.3 Социальные потребности и нормативы………………………………..14
2 Анализ показателей уровня жизни населения РФ……….....18
2.1 Анализ основных социально-экономических индикаторов уровня
жизни……………………………………………………………….…….18
2.2 Анализ денежных доходов и расходов населения……………….…….24
2.3 Анализ жилищных условий населения………………………….……...28
3 Прогнозирование и регулирование уровня жизни населения………………………………………………………………….……32
3.1 Основные направления государственного регулирования………...….32
3.2 Анализ социальной дифференциации населения………………….…...35
3.3 Прогноз основных индикаторов уровня жизни…………………….…..39
Заключение……………………………………………………………….….…41
Список использованных источников…………………………..…..42

Работа содержит 1 файл

Курсоваяr.docx

— 132.20 Кб (Скачать)
 

Показатели  вариации (простые):

  1. Размах вариации в 2000 году составил 4,2471, а в 2007г – 29,278.
  2. Среднее линейное отклонение в 2000г = 1,12, в 2007г = 5,64
  3. Среднее квадратическое отклонение в 2000г = ±1,4, в 2007г = ±8,05
  4. Дисперсия в 2000г = ±2,08, в 2007г = ±64,89
  5. Коэффициент вариации в 2000г составил 46,05%, отсюда следует, что это средняя вариация и совокупность относительно однородная. Коэффициент вариации в 2007г составил 49,63%, можно сделать вывод, что это средняя вариация и совокупность относительно однородная.

2.3 Анализ жилищных  условий населения

     Одним из важнейших направлений жилищной политики на стадии строительства новых  жилищ является обеспечение соответствия структуры нового жилого фонда демографическому составу и потребностям населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, т.е. строительство необходимого количества квартир определенного  типа и уровня комфортности условий  проживания, соответствие потребительских  свойств жилищ спросу населения  и др. Поэтому наряду с информацией  об объеме, движении и состоянии  жилищного фонда страны в целом  и по отдельным административным и территориальным единицам широко используются статистические данные о  жилищных условиях населения.[1]

     При анализе жилищных условий населения  важно установить не только средний  уровень обеспеченности, но и различия в распределении жилищного фонда  между отдельными группами населения, а также численность лиц, проживающих  в жилищных условиях, не соответствующих  установленным в анализируемом  периоде социальным нормативам.

      На  основе данных представленных в таблице  «Основные показатели жилищных условий  населения», проведем расчет ОВС (общая  площадь жилых помещений, приходящая в среднем на одного жителя).[4] 
 
 
 
 
 

Таблица 12 - Основные показатели жилищных условий населения

  1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя 16,4 18 19,2 19,5 19,8 20,2 20,5 20,9
из  нее:                
в городской  местности 15,7 17,7 18,9 19,2 19,5 19,8 20,3 20,5
в сельской местности 18,1 18,7 19,9 20,3 20,7 21 21,1 21,8
Средний размер одной квартиры, м2 общей площади жилых помещений: 46,6 47,7 49,1 49,3 49,6 49,9 50,1 50,4
 

     Используя данные таблицы 12 проведем расчет ОВД (средний размер одной квартиры). 

Таблица 13 - Общая площадь жилых помещений (расчет ОВС)

  1995 2005 Изменение доли(%)
м2 ОВС(%) м2 ОВС(%)
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя 18 33,1 20,9 33,1 -
из  нее:          
в городской местности 17,7 32,5 20,5 32,4 0,1
в сельской местности 18,7 34,4 21,8 34,5 -0,1
Итого 54,4 100 63,2 100 0
 

     На  основе данных, приведенных в таблицы 12 проведем расчет ОВД (м2 общей площади жилых помещений). 
 
 
 
 
 

Таблица 14 - Средний размер одной квартиры (расчет ОВД)

Год Средний размер одной квартиры, м2 ОВДБ(%) ОВДЦ(%)
2002 49,3 - -
2003 49,6 100,61 100,61
2004 50,1 101,62 101,01
2005 50,4 102,23 100,60
2006 50,8 103,04 100,79
 

     Используя данные таблицы 11 «Предоставление жилых  помещений»  рассчитаем средние  показатели динамики.

     Рассчитаем  средние показатели динамики для  числа семей, получивших жилые помещения  и улучшивших жилищные условия за год.

Средние показатели динамики

  1. Средний абсолютный прирост = -19
  2. Средний темп прироста = 90,5
  3. Средний темп роста = -9,5
  4. Средний уровень ряда = 212,3
 

Таблица 15 - Предоставление жилых помещений

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Число семей, получивших жилые помещения  и улучшивших жилищные условия за год:              
тыс. 253 242 229 227 229 151 139
Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:              
тыс. 5419 4857 4428 4429 4180 3384 3118
 

   Рассчитаем  средние показатели динамики для  числа семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 

Средние показатели динамики

  1. Средний абсолютный прирост = -383,5
  2. Средний темп прироста = 91,3
  3. Средний темп роста = -8,7
  4. Средний уровень ряда = 4257,75
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Прогнозирование и регулирование уровня жизни населения
 

   3.1  Основные направления государственного регулирования 

         На современном этапе развития экономики России, проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, и, в конечном счете, политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

        Наиболее существенными факторами, которые могут кардинально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее. Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.

        Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования и так далее, прежде всего, отразились на реальных доходах большинства населения страны. Далеко не все смогли сориентироваться в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного меньшинства. Наиболее подготовленными к новому курсу, к процессу приватизации оказались представители партийной номенклатуры и лидеры ''теневой экономики''. Более того, в период перестройки в перераспределение пошла и значительная часть необходимого продукта, то есть реальная оплата труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В результате чего было коренным образом подорвано доверие к новому строю и к политической власти, осуществляющей курс на рыночную экономику.

        Для завоевания этого доверия необходимы реальные меры в области национальной политики, которые охватывали бы различные компоненты уровня жизни.

        Итак, существует три основных направления регулирования уровня жизни:

1. С  помощью государственных минимальных  социальных стандартов. Данные стандарты  направлены на реализацию социальных  гарантий, закрепленных в Конституции  РФ. ГМСС - установленный законодательством  минимально необходимый уровень  обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. С помощью ГМСС определяются: минимальные доходы и минимальный  прожиточный минимум; минимальный  размер социальных пособий и  выплат; номенклатуры, перечня и  набора бесплатных и частично  платных услуг, оказываемых населению  за счет финансирования из  бюджетной системы; нормы обеспечения  населения социальными услугами  и т.д.

2. С  помощью регулирования оплаты  труда. В нашей стране работодатели  начисляют зарплату без учета инфляционного роста цен, что приводит к снижению цены рабочей силы, поэтому главная задача государства- определить размер зарплаты на уровне цены рабочей силы. Основные меры: социальное партнерство, совершенствование налогового законодательства, адресность социальной защиты, предоставление льгот населению, обязательное социальное страхование, программно-целевой подход по различным схемам и другие.

3. С  помощью регулирования социального  развития. При формировании долгосрочной  социальной политики наряду с  целевыми установками в области  потребления существенное значение  имеют задачи обеспечения населения  жильем и услугами. Относительно  сложной проблемой остается анализ  народнохозяйственной значимости отраслей непроизводственной сферы и выход отсюда на комплексные характеристики необходимых изменений в уровне и образе жизни населения в перспективе. Особенно это касается комплексных оценок необходимого прогресса в области здоровья населения, сдвигов в образовании и культуре. Народнохозяйственная трактовка результатов функционирования непроизводственных отраслей создает основу для появления некоторых общих критериев при обосновании величины расходов на развитие непроизводственной сферы.

          Названные выше проблемы формирования социальных целевых установок связаны преимущественно с обоснованием показателей народного благосостояния для завершающего, достаточно отдаленного этапа долгосрочной перспективы. Траектория, по которой будет осуществлен переход от сегодняшнего уровня к намеченным целевым ориентирам, станет определяться возможностями повышения жизненного уровня населения на каждом интервале перспективного периода, а также тем, как процесс роста жизненного уровня населения сопрягается с решением других народнохозяйственных проблем, в частности, проблем обеспечения сбалансированности экономики и повышения ее эффективности.

      Основные  нормативно-правовые документы, регулирующие уровень жизни

  1. Конвенции Международной организации труда (МОТ)
  2. Концепции ООН
  3. Методика расчета минимального потребительского бюджета (1991г., министерство труда)
  4. Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам (1992г., министерство труда)
  5. Указ Президента России от 2 марта 1992 г. № 210 “О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации”.
  6. Федеральный Закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (24 октября 1997 г.)

Информация о работе Статистический анализ уровня жизни населения в РФ