Статистическое исследование государственных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 80-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями экономических реформ в России стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).

Любая рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства.

Содержание

Введение 3

1. Методы статистики государственных финансов. 5

1.1.Задачи статистики государственных финансов. 5

1.2.Определения и показатели статистики государственного

бюджета. 7

1.3.Бюджетная классификация и особенности статистики

государственного бюджета Российской Федерации. 12

1.4.Возможные направления развития статистики государст-

венных финансов. 19

2. Статистика денежного обращения. 20

2.1.Задачи статистики денежного обращения. 20

2.2.Категории, классификации и система статистических по-

казателей денежного обращения. 21
Статистика кредита. 23


3.1. Категории, классификации и система статистических по-

казателей кредита. 23

3.2.Определение государственного кредита. 25

3.3.Внутренний и внешний государственный долг. 27

Заключение. 28

Приложение. 30

Список использованной литературы. 33

Работа содержит 1 файл

гос финансы.doc

— 603.00 Кб (Скачать)

       Тенденции развития статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке – статистике государственного бюджета. Так в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета – это налоговые поступления, то имеет смысл рассмотреть статистику государственных финансов под углом зрения бюджета.

       Государственный бюджет – это централизованный денежный фонд государства, используемый для  удовлетворения общегосударственных  потребностей.

       Государственный бюджет – важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищённых категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить:

    • общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
    • структуру доходов государственного бюджета;
    • структуру расходов государственного бюджета;
    • источники финансирования бюджетного дефицита;
    • размеры государственного внутреннего долга;
    • размеры и структуры налогообложения, эффективность проведения государством фискальной политики;
    • влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни;
    • эффективность проведения государством фискальной политики.

       Практическая  статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности органов государственного управления отражаются в отечественной статистике.  
 
 

    1. Определения и показатели статистики государственного бюджета.
 

       Одной из важнейших категорий, применяемых  в статистике государственного бюджета, является «сектор государственного управления». Важность этой категории состоит в том, что определение сектора позволяет установить тот круг институционных единиц – государственных организаций и учреждений, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В этот сектор входят единицы, деятельность которых связана с выполнением государством функции управления. Эта функция заключается в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства.

       Характер  системы статистических показателей государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Это такие категории, как:

    • поступления или платежи;
    • поступления (платежи) невозвратные или возвратные;
    • поступления (платежи) возмездные или невозмездные;
    • текущие или капитальные поступления (платежи);
    • приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
    • приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

       Определение этих категорий важно для правильного  отражения экономических операций, имеющих различную экономическую  природу, например распределительных  операций и операций, имеющих перераспределительный характер, или для поступления ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступления ресурсов, не увеличивающего доходную часть бюджета, а финансирующего бюджетный дефицит, - с другой.

       В действующем международном стандарте  по статистике государственных финансов подчеркивается, что в статистике государственного бюджета учёт производится на кассовой основе  (т.е. на основе регистрации фактических денежных потоков), в то время как в СНС – на основе начисленных сумм или, другими словами, на момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности. Тем не менее необходимо обратить внимание на то, что в процессе пересмотра стандартов сбора и обработки статистических показателей по государственным финансам, начатого Международным валютным фондом в 1995 году, предполагается перейти от регистрации по преимущественно кассовому методу к регистрации по методу начислений. Это обеспечит более полный охват показателей запасов и потоков, имеющих отношение к правительству, в том числе операций и обязательств не денежного характера, позволит ввести в систему статистики государственных финансов важные показатели, измеряющие не денежные потоки (потребление основного капитала, списанные безнадёжные долги и др.)

       К основным показателям  государственного бюджета относятся:

       Доходы как поступления в бюджет включают в себя обязательные возвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы включают налоговые и неналоговые поступления.

       Налоги – это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

       Налоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления.

       Официальные трансферты в государственном бюджете – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, которые получены от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления же безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов.

       Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

       Статистическое  изучение доходов и расходов бюджета производится на основе рядов динамики с вычислением относительных величин динамики, структуры, интенсивности, а также роли и значения каждого из основных источников дохода или направлений расхода во всём обьёме бюджета.

       Так в современных условиях важнейшим звеном финансовой политики выступают налоги, анализ их динамики требует, в частности, выявления влияния отдельных факторов на изменение общей суммы каждого вида налога. К таким факторам относятся:

    1. численность налогоплательщиков ( ni );
    2. обьём налогооблагаемого показателя, приходящийся на одного налогоплательщика (Si);
    3. процентная ставка налога (Кi).

    Произведение  уровней трёх названных даёт сумму  уплаченного налога (Ui);

    Ui= ni * Sii .

       Поскольку, как видим, сумма внесённого налога представляет собой трёхфакторную мультипликативную модель, для оценки влияния каждого фактора используется индексный метод анализа. 
 
 

 

       Исходя  из графика, видим, что налоговые поступления в бюджет в 2004 году увеличились по сравнению с 2003 годом на 179 млрд. рублей, прежде всего это увеличение налоговых доходов, в связи с этим доходы бюджета в 2004 году значительно пополнились.

       Кредитование  минус погашение (чистое кредитование) включает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

       В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с  расходами и рассматривается  как фактор, определяющий бюджетный  дефицит. Если кредитование осуществляется между различными структурами или  уровнями государственного управления, то две стороны одной операций кредитования будут отражаться симметрично, а именно: орган – кредитор показывает кредитование, объём которого определяет дефицит, а орган – заёмщик – заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить ассиметричную трактовку в статистике государственного бюджета кредитования и заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчёты дефицита в разные года, тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицита.

       Превышение  расходных статей над доходными  называется бюджетным дефицитом. Причинами  его возникновения служит:

    1. Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений в развитие экономики, отражающих необходимость государственного регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
    2. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).
    3. Кризисные явления в экономике, её развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

       При выработке стратегии борьбы с  бюджетным дефицитом необходимо помнить:

    1. Бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в отдельные периоды её развития.
    2. Величина БД не должна превышать 2-3% валового национального продукта.
    3. Дефицит может покрываться работой печатного станка, приводящий к эмиссии денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием различных форм государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего).
    4. Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение «больной» экономики.
 

       Дефицит государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитование минус погашение».

       Общий объём финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита последний может быть равен:

       Дефицит = (Заимствование  – Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

       В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих органов в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются: внутриструктурные и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, и обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, а также прочие обязательства этих органов; необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на определённый срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, а также любая задолженность по неоплаченным обязательствам.

       Для аналитических целей наряду с  основными применяются и другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики государства.

       Принято считать нормальным финансовое положение  страны, если уровень бюджетного дефицита (к ВВП) не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета (инфляционным или не инфляционным способом), каково соотношение внутренних и внешних источников финансирования бюджетного дефицита. Если этот показатель превышен и значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов – это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищёнными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счёт выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.

Информация о работе Статистическое исследование государственных финансов