Статистическое изучение потребления населением товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:42, реферат

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистическое изучение потребления населением товаров и услуг»
Поставленная цель достигается решением следующих задач: во – первых, - дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во – вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей.
Данная работа представляет собой обзор статистических методов исследования потребления населения.
При работе с табличными данными, в аналитической части, использовался табличный процессор Excel пакета Microsoft Office 2003.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть. 4
1. Понятие потребления, источники данных о потреблении населения. 4
2. Показатели, используемые при изучении потребления населением товаров и услуг. 6
Аналитическая часть. 14
Заключение. 17
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

Статистика+.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию  произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

     Основные  задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

     Актуальность  темы выражается в том, что производство и потребление активно влияют друг на друга, назначение производства - служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики. Таковой является экономика наиболее развитых стран.

     Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистическое изучение потребления населением товаров и услуг»

     Поставленная  цель достигается решением следующих  задач: во – первых, - дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во – вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей.

     Данная  работа представляет собой обзор  статистических методов исследования потребления населения.

     При работе с табличными данными, в аналитической части, использовался табличный процессор Excel пакета Microsoft Office 2003. 

Теоретическая часть.

1. Понятие потребления, источники  данных о потреблении населения. 

     «Потребление  является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей. Различают промежуточное и конечное потребление.

     Промежуточное потребление представляет собой  стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг. Это потребление есть процесс производства продукта, не выходящий за его рамки. В состав промежуточного потребления включаются материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства, нематериальные услуги.

     Конечное  потребление, или собственно потребление  населения, - расходы хозяйственных  единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Они группируются в зависимости от того, кто фактически финансирует расходы: потребительские расходы домашних хозяйств финансируются за счет личного бюджета населения; государственных учреждений – за счет государственного бюджета; некоммерческих общественных организаций – за счет добровольных взносов членов этих организаций и пожертвований, а также доходов от своей собственности.

     В структуре потребления населения  выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные). Соответственно различают платное потребление и бесплатное.

           Платное потребление  осуществляется за счет личных доходов  населения, т.е. средств семейного бюджета, и поэтому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд.

     Бесплатное  потребление населения включает потребление товаров и услуг  в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др., а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении»1.

     Обобщение информации, характеризующей потребление  населения, представляет собой сложный  процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. К основным источникам информации, характеризующим потребление населения, относятся:

  • данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимостные показатели потребления в расчете на душу населения и на потребительскую единицу; изучаются структура, динамика и дифференциация потребления;
  • данные торговой статистики об объеме и структуре розничного товарооборота;
  • баланс денежных доходов и расходов населения по данным финансовой статистики, определяющий соотношение в расходах населения на покупку товаров и услуг и на сбережения;
  • статистика деятельности предприятий и хозяйств (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и предприятия промышленности, оптовой и розничной торговли и потребкооперации), участвующих в формировании и использовании продовольственных ресурсов.
 
 
 
 

2. Показатели, используемые при изучении потребления населением         товаров и услуг. 

     Важной  задачей статистики является исследование структуры потребления населения. Структура потребительских расходов изучается по соотношению долей отдельных видов расходов в их общем объеме. Для оценки структурных различий в потребительских расходах (равно как и для изучения интенсивности изменения структуры доходов и расходов населения) статистическая наука предлагает  целый ряд показателей. Из них чаще используются интегральный коэффициент структурных сдвигов К.Гатева:

     

     где v1 и v0 – доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.

     Этот  показатель будет равен нулю, если сравниваемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сравниваемые структуры полностью изменились, т. е. О £ Ks £ 1. Его можно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматриваемый коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

     

     где vj и vi – доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;

     j и i – номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.

     Также довольно часто в изучении структуры  потребления используется индекс А.Салаи:

     Кс =

,

где d1 и d0 - относительные показатели структуры изучаемых совокупностей в отчетном и базисном периодах соответственно; n – число структурных составляющих (групп).

      По  значению коэффициента судят о происшедших изменениях в составе сравнительных совокупностей.

      Если  Кс=1 - произошли максимальные различия, если Кс=0 – полное совпадение сравниваемых структур.

      Изменение коэффициента от 0 до 1 покажет меру структурных различий изучаемых  совокупностей.

      Таким образом, задача состоит в определении степени влияния двух факторов – изменений значений осредняемого показателя и изменений структуры явления – на общую динамику средней. Эта задача решается с помощью индексного метода, т.е. путем построения системы взаимосвязанных индексов, в которую включаются три индекса: переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.

     Дифференциация  потребления изучается в следующих разрезах: по месту поселения с выделением домохозяйств, проживающих в городской и сельской местности; в группировках по составу домохозяйств с распределением их по числу совместно проживающих лиц, а также по числу детей в возрасте до 16 лет; в группировках по уровню благосостояния домохозяйств с распределением обследуемого населения по децильным  группам, при этом особое внимание уделяется категории домохозяйств, имеющих уровень благосостояния ниже прожиточного минимума.

     Для характеристики потребления населения  широко используются натуральные показатели: фонды потребления по основным продуктам питания в целом и на душу населения.2

     Среднедушевое потребление отдельного продукта определяется в виде отношения годового фонда его потребления к среднегодовой численности населения. Применяется также расчет на условную потребительскую единицу (эквивалентного потребителя), в качестве которого принято потребление взрослого мужчины, занятого  легким или механизированным трудом. По отношению к нему разрабатывается шкала коэффициентов потребления.

     Для товаров длительного  пользования, используемых, как правило, совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления преимущественно рассчитывается на домохозяйство. Это показатели обеспеченности населения соответствующими предметами. Их расчет ведется в натуральных единицах (на домохозяйство, на 100, на 1000 домохозяйств или на 10000 человек). Обеспеченность понимается как степень распространенности данных товаров в личном пользовании граждан. Такого рода показатели лишь косвенно характеризуют потребление. Товарами длительного пользования считаются предметы сроком службы в три и более лет. К товарам недлительного  пользования относятся изделия с нормативным сроком службы до трех лет (одежда, обувь, ткани и др.). Товарами однократного пользования считаются продукты питания.

     Возрастающую  роль в потреблении населения играют разнообразные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги – особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления (услуга оказывается).

     В статистике потребления объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые  населению, удовлетворяющие потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т.п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стандартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы национальных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.

     Не  входят в объем производства (и  соответственно потребления) домашние и личные услуги, создаваемые членами  домохозяйства для собственного конечного потребления, поскольку  их производство полностью автономно и не влияет на остальную экономику. К ним относятся: уборка, украшение и техническое обслуживание жилья; приготовление и подача пищи; уход за детьми, воспитание и самообучение; уход за больными, инвалидами и престарелыми; транспортировка членов домашнего хозяйства или их вещей; ремонт и техническое обслуживание потребительских товаров длительного пользования, выполняемые на дому.

     Степень удовлетворения потребности  населения в данном товаре (услуге) определяют путем сравнения фактического уровня его потребления с нормативным. Ориентируясь на международный опыт, при оценке уровня потребления услуг по отдельным территориям внутри страны можно в качестве норматива использовать среднюю геометрическую из уровней по трем регионам с лучшими показателями.

     Коэффициент удовлетворения потребностей на душу населения  по всем товарам и  услугам исчисляют как отношение стоимости фактического потребления товаров и услуг на душу населения к стоимости их набора, заложенного в нормативный потребительский бюджет (по текущим ценам и тарифам исследуемого периода):

     

где

     qi факт – фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;

     qi норм – нормативный уровень потребления i-го товара в среднем на душу населения, здесь

     

  

     где – объем потребления i-го товара за определенный период;

     N – средняя численность населения за тот же период);

Информация о работе Статистическое изучение потребления населением товаров и услуг