Статистическое изучение уровня доходов населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 12:23, научная работа

Описание работы

Цель научной работы: изучение структуры и динамики доходов населения России.

Задачи исследования: раскрыть понятие доходы населения, отобразить основные показатели доходов населения в России, а также определить уровень дифференциации доходов и бедности в России.

Объект исследования: доходы населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1.Социально- экономическая сущность доходов населения.
1.1Теоретические аспекты изучения категории дохода..…………………….

4
1.2 Источники сбора данных и поступления доходов. Структура
доходов……………………………………………………………………….....

7
Показатели концентрации и дифференциации доходов………………….
14
2. Статистическое изучение динамики денежных доходов населения России.
2.1 Состав и структура денежных доходов населения РФ…………………..



18
2.2 Выявление тенденции развития денежных доходов России за 2001 – 2006 года, с прогнозом на 2007-2010 года..…………………………………...
29
Заключение……………………………………………………………………... 35
Список литературы ………………………………………………………….....

Работа содержит 1 файл

Статистическое изучение уровня доходов населения.docx

— 186.26 Кб (Скачать)

      Необходимо  также различать  денежную номинальную, располагаемую и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата- это сумма денег, полученная работником за свой труд в соответствии с его количеством и качеством за определённый промежуток времени (час, день, неделю и т. д.) [10, с.42]. Располагаемая заработная плата – это сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных платежей.  Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемую заработную плату [10, с.44]. Реальная заработная плата зависит от номинальной, располагаемой заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. 

  1. доход, получаемый от предпринимательской деятельности, дивиденды по акциям, проценты по вкладам;
  2. Социальные трансфертные платежи;

     Трансферты- экономические операции, в результате которых одни институциональные единицы безвозмездно передают другим продукты, услуги, активы или права собственности [5, с. 369].

     В общем виде все социальные трансферты можно разделить на денежные выплаты и социальные трансферты в натуральном выражении. Денежные социальные трансферты являются важным источником доходов российских граждан и составляют 13-15% от денежных доходов, при этом 70-80% их общего объема приходится на выплату пенсий.

     Состав  и структура денежных  социальных трансфертов в Российской Федерации  представлена в таблице 1.

     Таблица 1.

     Состав  и структура денежных  социальных трансфертов  в РФ за 1992-2002 года.

  Показатели: 1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Доля  в ВВП, в % 5,3 7,5 8,8 9,9 8,7 8 7,8 8,9 9,6
Доля  в совокупных денежных доходах населения, в процентах 14,3 13,1 14,0 14,8 13,4 13,1 13,8 15,2 15,3
Из  них:
Пенсии 12,2 10,2 10,0 10,9 10,1 9,6 9,1 10,1 10,6
стипендии 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1
пособия 1,2 2,4 3,2 3,1 2,3 1,9 2,0 1,8 1,9

Источник: www/gks.ru

     Наиболее  распространенными пособиями являются:

    - пособие по временной нетрудоспособности;

    - ежемесячное пособие на ребенка;

    - пособие по безработице.

     Ежемесячное пособие на ребенка входит в статью семейных и материнских пособий, на финансирование которой в настоящее время приходится треть общего объема средств, затрачиваемых на все социальные пособия.

     С 1 января 2005 года, согласно Федеральному закону №122, полномочия по финансированию пособий на детей переданы с федерального на региональный уровень, что, на наш взгляд, приведет практически к ликвидации данного вида социальной помощи. В контексте содействия сокращению бедности данное решение представляется достаточно противоречивым, поскольку именно семьи с детьми имеют повышенный риск бедности и сокращение социальных трансфертов, направляемых на их поддержку, будет способствовать увеличению глубины бедности. Следует отметить, что отмена данного пособия не влияет на масштабы бедности, поскольку размер данного пособия (70 рублей для полных бедных семей с детьми и 150 для одиноких матерей с доходами ниже прожиточного минимума), в несколько раз ниже дефицита доходов, но наличие данного ресурса в бедных семьях значимо сокращает глубину бедности.

     Социальные  трансферты, полученные в безналичной  и натуральной форме - суммы, полученные домохозяйством в виде льгот и дотаций на приобретение следующих видов товаров и оплату услуг:

    - жилье и коммунальные услуги;

    - услуги транспорта и связи;

    - содержание детей в детских дошкольных учреждениях;

    - оплата питания, в том числе детей в школе;

    - приобретение лекарств и зубопротезирование;

    - оплата отдыха и санаторно-курортного лечения (в т.ч. с оплатой проезда);

    - компенсация расходов на бензин и технический ремонт автотранспорта;

    - прочие натуральные поступления (социальные трансферты от предприятия, не вошедшие в выше перечисленные услуги, материальная, гуманитарная помощь и т.д.).

     В располагаемых доходах учитываются не все льготы, установленные для отдельных категорий граждан. Например, не учитываются такие виды льгот, как бесплатный медицинский патронаж, обслуживание социальным работником одиноко проживающих престарелых граждан, обучение безработных по линии службы занятости, обеспечение инвалидов транспортом, малообеспеченных домохозяйств бесплатным жильем и т.д. Эти льготы не поддаются корректному пересчету в денежный эквивалент.

  1. доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики. 

     Неформальный  сектор экономики оказывает заметное влияние на социально-экономическую ситуацию в целом, уровень жизни населения, состояние рынка труда. С точки зрения российской статистики  неформальным сектором экономики считаются предприятия домашних хозяйств или некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не имеют правового статуса юридического лица [13, c.2].

     Границы между понятиями теневой экономики  и неформального её сектора достаточно условны.

     Неформальный  сектор экономики рассматривается Международной организацией труда как совокупность очень мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары и услуги. Они состоят в основном из независимых, самостоятельно занятых производителей. Некоторые из них используют также труд членов своей семьи, нескольких наёмных работников. При этом хозяйственные единицы являются предприятиями домашних хозяйств.

     Теневая экономика  - более широкое понятие. В неё включают всю экономическую деятельность, которая не регистрируется официальной статистикой и не  облагается налогами, то есть неформальный сектор и нелегальные виды деятельности [13, с.5].

     Предполагается, что предприятия «теневой экономики» крупнее предприятий неформального сектора и не являются предприятиями домашних хозяйств.

     Итак, к неформальному сектору относится  не зарегистрированная экономическая деятельность, осуществляемая гражданами, самостоятельно или в рамках мелких производственных единиц за собственный счёт или с использованием средств труда предприятий формального сектора.

     Наиболее  типичными видами неформальной деятельности являются: уличная торговля; услуги населению по строительству, ремонту, пошиву; частные услуги – уборка, приготовление пищи; репетиторство, частные уроки; а также брокерство и посредническая деятельность. Все эти виды деятельности в большинстве случаев осуществляются без патентов, контрактов, не декларируются в налоговой инспекции.

     Можно предположить, что значительная часть  людей, которые учитываются, как экономически неактивное население, на самом деле занята в неформальном секторе. Это вызвано либо сознательным переходом в неформальный сектор в поисках более высоких доходов, либо невозможностью найти работу в формальном секторе.

     В наибольшей степени в неформальный сектор вовлечена молодёжь и в  целом учащиеся. Имеющие дополнительный доход лица старших возрастов, особенно пенсионеры, как правило, получают его  от неформальной занятости. Люди с высоким уровнем образования реже других имеют дополнительные доходы в неформальном секторе.

     Масштабы  неформальной занятости в России значительно выше, чем в большинстве  развитых стран, и сопоставимы только с Италией, где до 30% ВНП производится «теневой экономикой». Общий уровень  вовлечённости населения России в неформальную занятость сопоставим с развивающимися странами. В первую очередь с латиноамериканскими  странами, где такая занятость составляет 25 – 45%.

     В соответствии с методикой СНС  расчета баланса денежных доходов  и расходов населения исчисляются  номинальные денежные доходы и располагаемые доходы домашних хозяйств.

     Номинальные денежные доходы рассчитываются в ценах  текущего периода. Они не определяют количества материальных благ и услуг, доступных населению при сложившемся уровне доходов. К ним относятся:

  • оплата труда всех категорий населения;
  • доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью;
  • поступления от продажи сельскохозяйственных продуктов;
  • пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты;
  • страховые возмещения, кредиты и ссуды;
  • доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов;
  • доходы населения от продажи иностранной валюты;
  • сальдо (деньги, полученные по переводам) и пр.

     В отличие от номинальных расходов располагаемые доходы домашних хозяйств являются суммой текущих доходов, используемых домашними хозяйствами для финансирования конечного потребления товаров и услуг. Это показатель объема экономических ресурсов, поступающих в распоряжение населения для удовлетворения потребностей граждан (максимальная сумма, которая может быть израсходована населением на потребление при условии, что за данный период население не привлекает накопленные финансовые и нефинансовые активы, не увеличивает обязательств по финансовой части)

     Располагаемый денежный доход W, который определяется путем вычета из номинальных денежных доходов НДД обязательных платежей и взносов ОПВ: 

     W= НДД – ОПВ

     Показатель  реального денежного  дохода населения G рассчитывается путем деления располагаемого денежного дохода W на индекс потребительских цен  :

G =

     Личные  располагаемые доходы - это общая сумма денежных доходов, которую их владельцы направляют на потребление и сбережение.

     Среднедушевые денежные доходы исчисляются как отношение общей суммы денежных доходов населения за год (или текущий период) к среднегодовой численности наличного населения.

     При исследовании уровня жизни важна  оценка и потенциальных возможностей населения пользоваться ресурсами для приобретения и потребления соответствующих благ и ресурсов. Для этого используется показатель покупательной способности (рассчитывается как для всего населения, так и для отдельных групп). Данный показатель характеризуется: а) заранее определенным количеством товаров и услуг, которые можно было бы приобрести на сумму среднедушевого денежного дохода; б) как товарный эквивалент в виде отдельных товаров или услуг.

     Уровень покупательной способности ПС исчисляется  как отношение среднедушевого денежного  дохода населения в целом (либо отдельной  группы) Д к средней цене покупки или услуги Р:

     ПС =

    1. Показатели концентрации и дифференциации доходов.

     Важным  направлением исследования доходов населения является анализ их концентрации и дифференциации.

     Концентрация  как экономическая категория  характеризует процесс сосредоточения денежных доходов. Исследование концентрации позволяет дать ответы на вопросы: кто, где и когда сосредотачивает доходы. В основе расчета показателей концентрации лежит распределение населения в зависимости от уровня душевого дохода. Однако охватить регулярным учетом доходы каждого из 147 миллионов россиян не представляет возможным. С целью выявления уровня доходов населения организуют выборочное обследование.

     Показатели, отражающие дифференциацию доходов  населения, важны:

     -для анализа и мониторинга реальных социально-экономических процессов;

     -при проведении активной социальной политики;

     -при составлении государственных программ социально-экономического развития.

Информация о работе Статистическое изучение уровня доходов населения