Статистика цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов,
менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их
статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из
непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и
прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех
уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим
важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. Теоретические основы статистики цен
1.1. Понятие и сущность цен и инфляции
1.2. Задачи статистики цен
1.3. Система показателей статистики цен
1.4. Принципы и методы регистрации цен
1.5. Методы расчета и анализа индексов цен .
1.6. Методы оценки уровня и динамики инфляции
2. Анализ цен и инфляции в Амурской области
2.1. Расчет и анализ индексов цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.13 Кб (Скачать)

Курсовая: Статистика цен 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

1. Теоретические  основы статистики цен

1.1. Понятие и  сущность цен и инфляции

1.2. Задачи статистики  цен

1.3. Система показателей  статистики цен

1.4. Принципы и  методы регистрации цен

1.5. Методы расчета  и анализа индексов цен        .

1.6. Методы оценки  уровня и динамики инфляции

2.  Анализ цен  и инфляции в Амурской области

2.1. Расчет и  анализ индексов цен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

                                    ВВЕДЕНИЕ.                                   

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием  работу коммерсантов,

менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их

статистической  подготовки. Овладение статистической методологией - одно из

непременных условий  познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и

прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных  решений на всех

уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и  услуг, в связи с этим

важную роль приобретает  такой раздел статистики, как статистика цен.

Кроме того, статистика цен играет немаловажную роль для  принятия решений и в

макроэкономике, десятилетие  рыночных реформ привело к обнищанию  жителей

России и падению  доходов более 27 % населения ниже прожиточного минимума.

Именно по этому  важнейшее значение приобретает  контроль за уровнем цен и

инфляции, чтобы  приостановить сползание населения  за черту бедности и дать

достоверную информацию об уровне цен и прожиточном минимуме в стране, что

позволит в соответствии с ростом цен повышать и доходы населения.

В данной работе рассматриваются  понятие и сущность цен и инфляции, задачи

статистики цен, система показателей статистики цен, принципы и методы

регистрации цен, методы расчета и анализа индексов цен, методы оценки уровня

и динамики инфляции. Для раскрытия теоретической  части  работы использовались

материалы учебной  литературы и периодических изданий, разработанные ведущими

специалистами в  области статистики и экономистами, указанные в списке

литературы.

Цель работы –  провести теоретическое рассмотрение статистики цен, а так же

провести статистический анализ цен в Амурской области.

                   1.     ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СТАТИСТИКИ ЦЕН                  

1.1. П о н я  т и е   и   с у щ  н о с т ь   ц е н   и   и н ф л я ц и  и

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая  рыночная

категория. Изменение  цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные,

экономические, а  также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и

объективной информации о ценах, в глубоком  анализе  закономерностей и

тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные

структуры и маркетинговые  службы.

С другой стороны, цена - сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара,

эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы  их образования и изменения представляют  собой предмет

статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок,

входящий как  составная часть в статистику рынка и соответственно в

социально-экономическую  статистику. Поэтому в органах  государственной

статистики  сформирована самостоятельная служба статистики цен.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются  в  двойной роли, которую

играет цена на рынке. Она выступает  как:

-  индикатор,  отражающий политику и конъюнктуру  рынка (соотношение спроса и

предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию,

степень конкурентоспособности  на рынке и  т. д.);

-  маркетинговый  регулятор рынка, с помощью  которого осуществляется

воздействие на спрос  и предложение, структуру и емкость  рынка, покупательную

способность рубля, оборачиваемость товарных  запасов  и  т. д.  В качестве

регулятора цены позволяют ограничивать  потребление  ресурсов и являются

мотивацией для  производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и

соизмеритель при  обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель

конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения  спроса и

предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент

образования прибыли  и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена

-  это главная  составляющая инфляционных процессов,  средство влияния на

инвестиционную  политику (повышение цен часто  ведет к росту привлекательности

инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок

труда, объем и  структуру потребления, уровень  реальных доходов различных

социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Рассматривая статистику цен нельзя не выделить такой показатель, как инфляция

- повышение общего  уровня цен и обесценение денег,  вызванное нарушением

равновесия между  денежной массой и товарным покрытием.

Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:

     -  инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных

товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета;

непроизводительные  расходы государства;);

     -  рост уровня издержек (например, рост цен на сырье,

переориентация  продукции в связи с общественными  катаклизмами).

Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при

соответствующей политике государства трансформируется в гиперинфляцию:

разрушаются нормальные экономические отношения, производители  и потребители

избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят

на бартерные  расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в

расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются

накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с

фиксированными  доходами, вкладчики-кредиторы и  предприниматели. Выигрывают

фирмы, имеющие  возможность легко увеличить  и зарплату, напри мер торговцы

драгоценностями, стоимость которых во время инфляции растет быстрее, чем

стоимость жизни.

1.2. З а д а  ч и    с т а т и  с т и к и    ц е  н

В основу современной  классификации  концептуальных задач  статистики цен,

кроме анализа  динамики цен, изучения структуры цен, региональных различий

цен, их колеблемости и сезонности, соотношения цен  на различные товары могут

быть так же положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и

субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Первая классификация  включает три концептуальные задачи.

1. Характеристика  состояния (конъюнктуры) рынка.  Решая эту общую задачу в

условиях рынка, статистика рассматривает поведение  цен как опосредованную

реакцию на изменение  экономической ситуации (денежная эмиссия,

сбалансированность  спроса и предложения, рост и дифференциация доходов

населения, изменение  цен на взаимосвязанные товары, изменение  уровня качества

товаров и требований к нему и т. д.).

2. Характеристика  цены как инструмента управления  рынком. С этой позиции

статистика изучает  возможности и степень воздействия  цен на производство (в

том числе и  с помощью налогов, заложенных в  структуру цены), обращение (от

цены зависят  скорость оборота и издержки обращения), спрос. Общепризнанная

обратная зависимость  между ценой и спросом не всегда подтверждается на

практике, например в случае «престижной» цены или цены «показателя качества».

Статистика цен  имеет возможность обосновать экономические  рычаги для

маркетингового  регулирования рынка.

3. Анализ цен  с позиции маркетингового управления  ценообразованием и

государственного  регулирования цен. Решение этой задачи предполагает

статистически выявить  закономерности ценообразования, поведения  цен и

поведения покупателя, установить влияние их на уровень  жизни, смоделировать и

осуществить прогноз  изменения цен.

Вторая классификация - с позиции пользователей и  заказчиков статистической

ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен.

1. С позиции  государства: изучение цены как  орудия социальной и экономической

эффективности рынка, как фактора уровня жизни, как  главной составляющей

инфляционных процессов; изучение влияния цен на рынок  труда, прогнозирование

последствий изменения  цены; изучение цены в роли дефлятора  для пересчета

стоимостных показателей: как важнейшего фактора формирования бюджета;

статистическое  изучение цен, моделирование их закономерностей  для принятия

решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением в стране;

анализ цен с  целью регулирования уровня цен  на стратегические и жизненно

важные товары, для выявления отраслей, в которые  невыгодно вкладывать

капитал, где неэффективен  частный сектор, и т. д.

2. С позиции  производителя, продавца: изучение  цен как инструмента

маркетинга, анализ внутривидовых, региональных уровней  цен и их

дифференциации, моделирование  взаимосвязи цен и качественных характеристик

товара, структуры  цен в отрасли, изучение цен альтернативных товаров и других

субрынков и т. д.

3. С позиции  покупателя: изучение цен как  фактора индексации доходов,

формирования потребительской  корзинки и прожиточного минимума; определение

ценового влияния  на уровень жизни раз личных социальных групп населения;

анализ соответствия цен  качеству товаров и уровню доходов, предпочтениям

потребителей; выявление  ассортиментной дифференциации цен  как фактора выбора

(вынужденности)  покупки и т. д.

Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен  решаются с помощью

конкретных функциональных задач, которые включают:

Информация о работе Статистика цен