Статистика финансов, денежного обращения и фондового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:56, реферат

Описание работы

Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие денежную форму выражения. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно инструмент государственного регулирования. В рамках курса национального счетоводства и макроэкономической статистики особое внимание следует обратить на статистику государственных финансов, денежного обращения и кредита, которые являются взаимосвязанными процессами на макроуровне.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Методы статистики государственных финансов и налогообложения………3
1. 1. Задачи статистики государственных финансов и налогообложения. ….......... ..3
1. 2. Определения и показатели статистики государственного бюджета………….…4
1. 3. Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета Российской Федерации. ……………………………………………………………...9
Глава 2. Статистика денежного обращения и кредита. ……………………………….28
2. 1. Задачи статистики денежного обращения и кредита. ………………………..…28
2. 2. Категории, классификации и система статистических показателей денежного обращения. ………………………………………………………………………………….….28
2. 3. Категории, классификации и система статистических показателей кредита…32
Заключение…………………………………………………………………………….…33
Список литературы. …………………………………………………….……………….37

Работа содержит 1 файл

статистика.docx

— 165.03 Кб (Скачать)

    шапка 
 
 
 
 

    Тема: Статистика финансов, денежного обращения и фондового рынка 
 
 
 
 

    Студент: Тлемисов Б.

    Группа 

    Преподаватель: 
 
 
 
 

    Тюмень  – 2011 г. 

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………………………3

    Глава 1. Методы статистики государственных финансов и налогообложения………3 

     1. 1. Задачи статистики государственных финансов и налогообложения. ….......... ..3  

    1. 2. Определения и показатели статистики государственного бюджета………….…4 

    1. 3. Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета Российской Федерации. ……………………………………………………………...9

    Глава 2. Статистика денежного обращения и кредита. ……………………………….28 

      2. 1. Задачи статистики денежного обращения и кредита. ………………………..…28 

    2. 2. Категории, классификации и система статистических показателей денежного обращения. ………………………………………………………………………………….….28  

    2. 3. Категории, классификации и система статистических показателей кредита…32

    Заключение…………………………………………………………………………….…33

    Список  литературы. …………………………………………………….……………….37

 

Введение

    Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие  денежную форму выражения. Распределение  и перераспределение стоимости  с помощью финансов обязательно  сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую  форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование  финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Финансы - неотъемлемая часть  рыночных отношений и одновременно инструмент государственного регулирования. В рамках курса национального  счетоводства и макроэкономической статистики особое внимание следует  обратить на статистику государственных  финансов, денежного обращения и  кредита, которые являются взаимосвязанными процессами на макроуровне. 
 

    Глава 1. Методы статистики государственных финансов и налогообложения.

    1. 1. Задачи статистики государственных финансов и налогообложения.

    Государственные финансы - важная сфера финансовой системы  страны. Под государственными финансами  понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения  стоимости валового внутреннего  продукта и валового национального  дохода, а также части национального  богатства, связанные с формированием  финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий  и использованием государственных  средств на нужды обороны и  управления, социально-культурные потребности  членов общества, производственно-экономические  и научно-технические программы. Согласно отечественным традициям  государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный  кредит, финансы государственных  предприятий.

    Важную  роль в составе государственных  финансов играют бюджетные взаимосвязи на федеральном, территориальном и местном уровне. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода. Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды различают по функциональному назначению (имеющие экономический, социальный или природоохранный характер) и по уровням управления (общегосударственный, территориальный и региональный). Тенденции развития статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке - статистике государственного бюджета. Так как в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета - это налоговые поступления, то имеет смысл рассмотреть статистику государственных финансов под углом зрения бюджета.

    Государственный бюджет - важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить:

  • общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
  • структуру доходов государственного бюджета;
  • структуру расходов государственного бюджета;
  • источники финансирования бюджетного дефицита;
  • размеры государственного внутреннего долга;
  • размеры и структуру налогообложения, эффективность проведения государством фискальной политики;
  • влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни;
  • эффективность проведения государством фискальной политики.

    Практическая  статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа  и планирования деятельности органов  государственного управления и выработки  экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной  статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, организационно-ведомственная  структура экономики и особенности  практической деятельности органов  государственного управления отражаются в отечественной статистике.

    1. 2. Определения и показатели статистики государственного бюджета

    Одной из важнейших категорий, применяемых  в статистике государственного бюджета, является "сектор государственного управления". Важность этой категории  состоит в том, что определение  сектора позволяет установить тот  круг институционных единиц - государственных  организаций и учреждений, доходы и расходы которых подлежат отражению  в государственном бюджете. В  этот сектор входят единицы, деятельность которых связана с выполнением  государством функции управления. Эта  функция заключается в проведении государственной политики посредством  предоставления услуг нерыночного  характера и в перераспределении  доходов и богатства.

    Характер  системы статистических показателей  государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу  различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Это  такие категории, как:

  • поступления или платежи;
  • поступления (платежи) невозвратные или возвратные;
  • поступления (платежи) возмездные или невозмездные;
  • текущие или капитальные поступления (платежи);
  • приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
  • приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

    Определение этих категорий важно для правильного  отражения экономических операций, имеющих различную экономическую  природу, например распределительных  операций и операций, имеющих перераспределительный  характер, или для поступления  ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступления  ресурсов, не увеличивающего доходную часть бюджета, а финансирующего бюджетный дефицит, - с другой.

    К основным показателям государственного бюджета относятся:

    Доходы как поступления в бюджет включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы включают налоговые и неналоговые поступления.

    Налоги - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

    Налоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления.

    Официальные трансферты в государственном бюджете - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, которые получены от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления же безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов.

    Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

    Кредитование  минус погашение (чистое кредитование) включает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

    В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с  расходами и рассматривается  как фактор, определяющий бюджетный  дефицит. Если кредитование осуществляется между различными структурами или  уровнями государственного управления, то две стороны одной операций кредитования будут отражаться асимметрично, а именно: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик - заимствование  с целью финансирования дефицита. Следует отметить асимметричную  трактовку в статистике государственного бюджета кредитования и заимствования. Кредитование рассматривается как  статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчеты дефицита в  разные годы, тогда как заимствование  не включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицита.

    Дефицит государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и “кредитования минус погашение”.

    Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки  зрения финансирования дефицита последний  может быть определен:

    Дефицит = (Заимствование - Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

    В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг - неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих органов в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются: внутриструктурные и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, и обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, а также прочие обязательства этих органов; необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, а также любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.

    Для аналитических целей наряду с  основными применяются и другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в  проведении экономической и социальной политики государства.

Информация о работе Статистика финансов, денежного обращения и фондового рынка