Статистика налогообложения в КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательных взносов составляет сущность налоговой системы. За счет налоговых взносов (ресурсов) формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в доходной части бюджета и внебюджетных фондов. Налоговая система призвана обеспечить финансовую возможность осуществления государственных расходов.

Содержание

Введение 3
Элементы налогообложения 5
Классификация налогов в КР 10
Статистика налогообложения в КР 14
Заключение 27
Литература 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 662.00 Кб (Скачать)

Содержание: 

 

Введение

 

      На  сегодняшний день ни один человек  не удивится выплате налогов. Как  это ни странно, но люди выплачивают  их с глубокой древности. Тогда они  фигурировали в форме дани, подати. Это были взносы граждан на содержание публичной власти. В наши дни они существуют не только ради обеспечения власти, но и для нас самих.

     Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Существование  налогов экономически оправдано, так  как экономически оправдано существование государства

     Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательных взносов составляет сущность налоговой системы. За счет налоговых взносов (ресурсов) формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в доходной части бюджета и внебюджетных фондов. Налоговая система призвана обеспечить финансовую возможность осуществления государственных расходов.

     Оптимально  построенная налоговая система  обеспечивает не только финансовыми  ресурсами государство, но и стимулирует налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывает его к постоянному поиску путей повышения эффективности производства.

      Без формирования рациональной налоговой  системы, не угнетающей предпринимательскую  деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики Кыргызстана.

     В зависимости от того, насколько рационально  будут использованы налоговые поступления, положение экономики в нашей  стране будет либо улучшаться, либо наоборот, ухудшаться. Роль управляющего принадлежит правительству страны. Именно оно решает, сколько и куда отчислять определенную сумму от государственной казны.

     Тот факт, что сейчас в нашей экономике  возникают проблемы, включая проблемы в сфере налогообложения, говорит о том, что существует необходимость предпринять какие-то новые действия.

      Поэтому тема налогообложения актуальна  до сих пор.

 

Элементы  налогообложения

 

      Статистика  налогообложения является разделом статистики государственного бюджета.

      Налоговая система, представляет собой совокупность всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на всей территории страны. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.

      Налоговая система Кыргызской Республики была введена 2 января 1992 г. По своей структуре  и принципам построения она в  основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам, однако она недостаточно эффективна и нуждается в реформировании. Этой цели служит Налоговый кодекс, в котором должны быть четко закреплены контуры налоговой системы, соответствующей экономике рыночного типа. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики (НК КР) вступил в силу 1 июля 1996 г.

      Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный денежный платеж, взимаемый с налогоплательщика в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики. ( ст.19 НК КР).

      Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 20 НК КР).

      Объект  налогообложения – права и/или действия, с наличием которых возникает налоговое обязательство. Объект налогообложения по каждому виду налога определяется в соответствии с Кодексом. ( ст. 33 НК КР)

      Субъект налога - налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо. Существуют определенные механизмы переложения налогового бремени и на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога.

      Носитель  налога – лицо, которое фактически уплачивает налог.

      Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, на основании которой исчисляется сумма налога. (ст. 34 НК КР)

      При определении налоговой базы, размера  налогов, а также объектов налогообложения  социально-экономическая статистика использует принципы резидентства.

      Физическое  лицо—резидент — любое физическое лицо, которое находится на территории Кыргызской Республики в течение 183 и более дней в течение любого 12-месячного периода или находится на государственной службе Кыргызской Республики за границей (ст.26 НК КР).

        Физическое лицо—нерезидент - физическое лицо, не подпадающее под определение Физическое лицо—резидент в  соответствии с НК КР (ст. 27 НК КР).

     Юридическое лицо—резидент — юридическое лицо, которое создано в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, или лицо, фактические органы управления которого находятся в Кыргызской Республике (ст. 73 НК КР).

     Юридическое лицо—нерезидент—юридическое лицо, которое не признается юридическим лицом—резидентом в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 74 НК КР).

      Налоговая ставка (норма налогообложения) - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Она устанавливается в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка, устанавливаемая в процентах к доходу, называется налоговой квотой.

      Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога.

      Совокупность  налоговых ставок и налоговых  льгот составляет налоговый режим.

      В настоящее время в Кыргызской Республике существуют следующие виды налоговых режимов:

  • общий (стандартный) режим, на основе Налогового кодекса КР;
  • специальный режим:
            1. налог на основе обязательного патента;
            2. налог на основе добровольного патента;
            3. упрощенная система налогообложения на основе единого налога;
            4. налоги на основе налогового контракта;
            5. налоговый режим в свободных экономических зонах (СЭЗ);
            6. налог на специальные средства.

   С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов  на макроуровне. Для того, чтобы определить, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения доходов, используют различные функции налогов.

   Выделяют  пять функций налогов: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и поощрительная.

   Фискальная  функция – проведение изъятия средств налогоплательщиков в централизованные финансовые фонды государства (бюджет). Данная функция является основной функцией налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Через фискальную функцию реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций – оборонных, социальных, природоохранных и т.д.

   Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Иначе её называют социальной, поскольку она состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества. Социальную функцию, в частности, выполняют акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, и прежде всего относительно дорогостоящие.

   Регулирующая  функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики, посредством налогового механизма. В налоговом регулировании имеются три подфункции:

    1. стимулирующая подфункция, направленная на развитие определенных социально - экономических процессов, реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения.
    2. дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.
    3. подфункция воспроизводственного назначения реализуется через платежи: за использование природными ресурсами; в дорожные фонды; на производство минерально-сырьевой базы.  Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

   Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово – хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходами средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, которые, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

   Поощрительная функция налогообложения предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники войн, герои СССР и др.) эта функция налогов имеет социальную направленность. 

 

Классификация налогов в КР

 

      На  сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Из истории известно имя американского ученого Генри Джорджа, предлагавшего свести все налоги к одному – налогу на землю. И хотя уже более  ста лет последователи Г. Джорджа, в числе которых были Лев Толстой, Уинстон Черчилль, Сунь Ятсен, настоятельно проповедуют его учение, количество налогов не уменьшается, а увеличивается. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и менее чувствительными для населения.

      Статистическое  изучение налоговых систем разных стран  и их сравнительный анализ требуют  соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций.

      Под классификацией налогов в статистике понимаются их группировки, построенные по определенным критериям, в том числе официально утвержденные государственными органами и применяемые налоговыми и статистическими организациями в практической деятельности.

      В Кыргызской Республике существует следующая  классификация налогов:

  • по характеру изъятия:
    • прямые;
    • косвенные;
  • по уровням управления:
    • общегосударственные;
    • местные;
  • в зависимости от налоговых ставок:
    • пропорциональные;
    • прогрессивные;
    • регрессивные;
  • по субъектам налогообложения:
    • налоги с юридических лиц;
    • налоги с физических лиц;
  • по объектам налогообложения:
    • налоги на товары и услуги;
    • налоги на доходы;
    • налоги на прибыль;
    • и т.д.
  • по целевому назначению:
    • общие;
    • специальные;
    • пошлины и сборы;

Информация о работе Статистика налогообложения в КР