Возникновение и развитие статистики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:47, реферат

Описание работы

В настоящей работе в краткой форме дано представление об основных вехах, событиях и направлениях работы государственной статистики в России, наиболее видных деятелях российской статистической науки и практики и их роли в развитии статистической теории и методологии, совершенствовании организации государственной статистики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.43 Кб (Скачать)

  Начальный этап советской статистики (1917 - 1930 гг.) отличался исключительной интенсивностью: проводилось большое число специально организованных статистических переписей и обследований, плодотворно работали различные научные коллективы, был построен первый баланс народного хозяйства, совершенствовалась организационная структура государственной статистики. Плюрализм мнений, концепций, идей, критическое использование достижений зарубежной статистики характеризуют этот период.    

В июне 1918 г. был созван Первый Всероссийский  съезд статистиков, который обсудил  проект Положения  о государственной  статистике, представленный Павлом Ильичем Поповым, возглавлявшим в  то время отдел  переписи и статистики ВСНХ.   

25 июля 1918 года Декретом  Совета Народных  Комиссаров "О  государственной  статистике (Положение)" было оформлено  создание в стране  единого общегосударственного  органа - Центрального  статистического  управления.   

Крупным событием в жизни  государственной  статистики первых лет  Советской власти стало проведение в августе 1920 года сложнейшего комплекса  Всероссийских переписей: демографическо- профессиональной переписи населения, сельскохозяйственной переписи и краткого учета промышленных предприятий.   

Материалы переписи 1920 года легли  в основу разработки Государственного плана  электрификации России (ГОЭЛРО).   

Одной из первых фундаментальных  работ, выполненных  молодой советской  статистикой, была оригинальная, сложная в теоретическом, методологическом и практическом отношении разработка первого баланса народного хозяйства за 1923/24 год, составленного по постановлению Совета Труда и Обороны от 21 июля 1924 года.   

Последующее развитие советской  статистики тормозилось  созданием в 30-е  годы административно-бюрократической  системы, массовыми  репрессиями, затронувшими в том числе  и лучших экономистов  и статистиков (Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, В.Г. Громана, О.А. Квиткина и многих других).    

В годы Великой Отечественной  войны статистика решала огромные задачи по оперативному учету  трудовых и материальных ресурсов, перемещению  производительных сил  страны в восточные  районы. После войны  роль статистики возросла: развернулись балансовые работы, углубилась теория индексного метода, получили распространение  экономико-математические модели и методы.   

  В 1987 году по  постановлению правительства  Центральное статистическое  управление СССР  было преобразовано  в союзно-республиканский  Государственный  Комитет СССР по  статистике (Госкомстат  СССР).    

В настоящее время российская государственная статистика не только решает текущие задачи обеспечения информационных потребностей общества, но и работает над комплексом проблем с целью ее адаптации к рыночной экономике. Проведено Всероссийское совещание статистиков в ноябре 1995 г.. Разработана Федеральная целевая программа "Реформирование статистики в 1997-2000 годах".   

Необходимость реформирования российской статистики обусловлена, прежде всего, радикальной  трансформацией социальной и общественно-экономической  среды, изменениями  в международной  и внутригосударственной  сферах:   

- Россия обрела  государственность,  что обусловило  необходимость становления  национальной статистической  службы, соответствующей  статусу независимого  государства;   

- вхождение России  в мировое сообщество  предполагает освоение  методов учета,  классификаций, показателей  и других аспектов  методологической  базы, используемых  в мировой практике;   

- принятие Конституции  Российской Федерации,  в которой сделаны  акценты на усиление  основ федерализма,  расширение полномочий  ее субъектов,  предполагает поиск  форм организации  работы в целях  гармонизации интересов  статслужб разных  уровней, позволяющей  сохранить единое  информационное пространство. Сохранение целостности  статистической системы  создает добротные  предпосылки совершенствования  методологии и  принципов обработки  и анализа информации;   

- интенсивное развитие  негосударственного  сектора, становление  рыночной инфраструктуры, ускорение социальной  стратификации населения  и другие качественно  новые явления,  происходящие в  реформируемой экономике,  обуславливают применение  новых методов  организации статистического  наблюдения, разработку  принципиально отличных  системообразующих  признаков, состава  экономических показателей.   

Организационной основой реформирования статистики в новых  условиях стала рассчитанная на 1993-1995 годы Государственная  программа перехода Российской Федерации  на принятую в международной  практике систему  учета и статистики в соответствие с  требованиями развития рыночной экономики.   

Госкомстат  России стал центром  не только организации, но и методологии  проведения статистических разработок, тесно  связанных с переходом  к рыночной экономике. Начался процесс  реформирования российской статистики.   

В связи с этим, на первый план выдвинулась  задача - решить проблему охвата статистическим учетом быстро увеличивающегося числа хозяйственных  объектов и, прежде всего, в рамках негосударственного сектора экономики. Традиционный способ сбора информации с помощью системы  обязательной сплошной государственной  статистической отчетности, которая господствовала в нашей стране в условиях директивной  экономики, оказался неадекватным новым  условиям.   

Эти и другие вопросы  перестройки всей системы государственной  статистики предполагается решить в Федеральной  целевой программе "Реформирование статистики в 1997-2000 годах".   

Начало 90-х  годов совпало  с прекращением существования  СССР и созданием  на его территории самостоятельных  государств. С этих пор Госкомстат России стал преемником накопленного советской статистикой  опыта в методологии  и практике статистических работ на ее территории.    

Госкомстат  России является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой. В его  состав входят 88 территориальных  органов Госкомстата  России: республик, краев, областей, автономных округов и автономной области, ГМЦ, Научно-исследовательский  и проектно-технологический  институт статистической информационной системы, Научно-исследовательский  институт проблем  социально-экономической  статистики, учебные  заведения (Межотраслевой  институт повышения  квалификации руководящих  работников и специалистов в области учета  и статистики, 22 колледжей  и техникумов, 45 учебных  центров).   

За  этот период была существенно  изменена действующая  система статистических показателей, создана  система национальных счетов, положено начало международным сопоставлениям валового внутреннего продукта, приведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюджетную и банковскую статистику, заложена основа Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.   

Указом  Президента Российской Федерации В.В.Путина от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики.  
   В соответствии с вышеназванным Указом Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 7 апреля 2004 г. № 188 "Вопросы Федеральной службы государственной статистики" установила, что Федеральная служба государственной статистики является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации. Федеральная служба осуществляет свою деятельность и через свои территориальные органы. Определена численность центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики с уменьшением на 50 единиц и сохранена численность территориальных органов.   

Постановлением  Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 399 "Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики" утверждено Положение о Федеральной службе государственной статистики и внесены некоторые изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 188 "Вопросы Федеральной службы государственной статистики".  
   В частности, руководство деятельностью Федеральной службы государственной статистики осуществляет Правительство Российской Федерации.  
   Признается утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № 85 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике"   

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 1024-р территориальные органы Госкомстата России переходят в подчинение Федеральной службе государственной статистики.

* * *   

Исторический  опыт строительства  российской государственной  статистики раскрывает целый ряд общих  тенденций и характерных  признаков, представляющих интерес для ее дальнейшего развития.   

Современная государственная  статистика является составным элементом  системы государственного регулирования, значительно  усиливается ее интегрирующая  функция в создании информационной инфраструктуры общенационального  масштаба.   

Начало  ХХI века ознаменовалось для российской статистики принципиальными  событиями. Прежде всего, в этот период были заложены единые основы осуществления официального статистического  учета, которые были установлены Федеральным  законом “Об официальном  статистическом учете  и системе государственной  статистики в Российской Федерации”, принятым 29 ноября 2007 г. (далее  – Закон о статистике).   

Также в этот период были приняты Федеральный  закон “Об информации, информационных технологиях  и о защите информации”  от 27 июля 2006 г.; Федеральный  закон “О персональных данных” от 27 июля 2006г.; Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. и  другие законы и нормативные  акты Правительства  Российской Федерации, касающиеся правового  регулирования официального статистического  учета в Российской Федерации.   

Основной  целью Закона о  статистике является создание правовых основ  реализации единой государственной  политики в области  официального статистического  учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства  и общества в полной, объективной, научно-обоснованной и своевременной  официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и  других общественных явлениях в Российской Федерации.   

С его принятием  получили правовое регулирование  многие направления  деятельности в сфере  официального статистического  учета, осуществление  которых ранее  было затруднено. Установлены  правила, соответствующие  международным принципам  официальной статистики, принятым Статистической комиссией ООН (1994 г.), и механизмы их реализации.   

Определен целый ряд понятий  в области официального статистического  учета, содержание которых  ранее законодательством  не раскрывалось, что  вело к их неоднозначному толкованию и применению (официальный  статистический учет, система государственной  статистики, официальная  статистическая информация, субъекты официального статистического  учета, федеральное  статистическое наблюдение, административные данные, респонденты, первичные  статистические данные и другие). Установлены правовые нормы, обеспечивающие согласованность и эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в их деятельности по формированию официальной статистической информации. Законодательно определено понятие субъектов официального статистического учета, установлены правовые основы их деятельности.   

Информация о работе Возникновение и развитие статистики в России