Акт налоговой проверки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:26, реферат

Описание работы

Результаты проведенной налоговой проверки оформляются актом, который подписывается уполномоченными лицами. При выездной налоговой проверке акт составляется независимо от того, выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах или нет. Согласно пункту 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки акт оформляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении такой проверки.

Работа содержит 1 файл

Доклад.docx

— 35.81 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: «Акт налоговой  проверки»

 

 

 

 

 

 

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012 

 

 

 

АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Результаты проведенной налоговой  проверки оформляются актом, который  подписывается уполномоченными  лицами. При выездной налоговой проверке акт составляется независимо от того, выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах или нет. Согласно пункту 1 статьи 100 НК РФ по результатам  выездной налоговой проверки акт  оформляется в течение двух месяцев  со дня составления справки о  проведении такой проверки.

При камеральной налоговой проверке акт составляется, только если в  ходе ее проведения выявлены факты  нарушения законодательства о налогах  и сборах. На оформление акта отводится  десять рабочих дней с момента  окончания камеральной налоговой  проверки.

Акт налоговой проверки подписывают  все лица, проводившие ее, а также  проверяемое лицо либо его представитель (п. 2 ст. 100 НК РФ). Если лицо, в отношении  которого проводилась налоговая  проверка, или его представитель  отказывается подписать акт, об этом в акте делают запись.

Необходимо обратить внимание на то, что факт подписания акта не означает безоговорочного согласия налогоплательщика с содержащимися в нем выводами. Подписание любого документа направлено, прежде всего, на то, чтобы зафиксировать его содержание. Поэтому в интересах налогоплательщика подписать акт.

Итак, оформление результатов выездной налоговой проверки актом, в котором  изложены конкретные факты налоговых  правонарушений, — обязательное условие  дальнейшей процедуры привлечения  налогоплательщика к ответственности  и применения механизмов принудительного  взыскания налогов. При отсутствии акта налоговой проверки решение  налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика  к налоговой ответственности  рассматривается как вынесенное без наличия на то законных оснований.

Формы актов выездной и камеральной  налоговых проверок, а также требования к их составлению (далее — требования) утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892

При составлении акта проверки необходимо обеспечить идентичность всех его экземпляров, в том числе по количеству и  составу приложений к нему, являющихся неотъемлемыми частями акта.

Как правило, акт налоговой проверки вручается вместе со всеми указанными в нем приложениями. Однако допускается  вручать акт без приложений, которые  были сформированы на основе доказательств, полученных в установленном порядке  от проверяемого лица. Дело в том, что  в статьях 65 и 66 АПК РФ не предусмотрено  раскрытие доказательств перед  лицами, у которых соответствующие  доказательства (документы) уже имеются.

ПРИЛОЖЕНИЯ К АКТУ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

К акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки могут прилагаться: 
— ведомости, таблицы и другие материалы, содержащие сгруппированные факты однородных массовых нарушений, выявленные в ходе выездной налоговой проверки. Порядок их оформления приведен в подпункте «г» пункта 1.8.2 требований; 
— материалы, полученные в ходе мероприятий налогового контроля; 
— иные документы и предметы, составляющие доказательственную базу по выявленным в ходе выездной налоговой проверки нарушениям законодательства о налогах и сборах, на которые в акте налоговой проверки имеются ссылки.

Перечень документов и материалов, которые прилагаются к акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом  органе, содержится в пункте 1.14 требований. Это, в частности, решения налогового органа о проведении (приостановлении, возобновлении, продлении) налоговой проверки, требования о представлении документов (информации), справка о проведенной проверке. Указанные документы не являются обязательными приложениями к акту.

Кроме того, к акту выездной налоговой  проверки могут прилагаться решения  налогового органа, принятые в ходе выездной налоговой проверки в отношении  проверяемого лица, если на момент составления  акта их копии не были вручены (направлены) налогоплательщику в соответствии с требованиями статьи 21 НК РФ.

КОМУ ВРУЧАЕТСЯ АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Акт налоговой проверки вручается  проверяемому лицу или его представителю  под расписку. Документ может быть передан и иным способом, свидетельствующим  о дате его получения указанным  лицом либо его представителем. Это  следует из пункта 5 статьи 100 НК РФ.

В пунктах 1 и 3 статьи 26 НК РФ записано, что налогоплательщик вправе участвовать  в отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, через законного  или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым  кодексом. Полномочия представителя  должны быть документально подтверждены. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации  осуществляет свои полномочия на основании  доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Таким образом, налоговые органы вручают  копии акта налоговой проверки, проведенной  в отношении налогоплательщика-организации:

— законным представителям организации, сведения о которых содержатся в  Едином государственном реестре  налогоплательщиков (ЕГРН); 
— уполномоченным представителям налогоплательщика, если имеется документальное подтверждение их полномочий согласно установленному законом порядку.

Допустим, лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его  законный (уполномоченный) представитель  уклоняется от получения акта налоговой  проверки. Данный факт отражается в  акте проверки. Уклонение от получения  акта может выразиться, в частности, в неявке в налоговый орган  для получения акта (при наличии  документа, подтверждающего вызов  налогоплательщика в налоговый  орган). Акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту  нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма. Основание — пункт 5 статьи 100 НК РФ.

Фактическое время доставки почтового  отправления может превысить  установленные законом шесть  рабочих дней. Несмотря на это, юридически акт будет считаться врученным. Поэтому налогоплательщику целесообразно  не уклоняться от получения акта налоговой  проверки.

Важный момент: из пункта 5 статьи 100 НК РФ следует, что акт налоговой  проверки может быть вручен не только лицу, в отношении которого проводилась  проверка, но и его представителю. Однако при направлении акта по почте  заказным письмом адресатом почтового  отправления выступает только лицо, в отношении которого проводилась  проверка.

ПО КАКОМУ АДРЕСУ НАПРАВЛЯЕТСЯ АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ налоговые органы направляют акт выездной или камеральной  налоговой проверки по месту нахождения организации (ее обособленного подразделения). Обычно под местом нахождения понимается адрес организации, приведенный  в Едином государственном реестре  юридических лиц (ЕГРЮЛ). Но нередко  место нахождения налогоплательщика, указанное в уставе, не совпадает  с его фактическим адресом. Особенно это актуально для крупных  городов. Тем более что различные  районы (округа) в пределах одного города могут быть подведомственны нескольким налоговым органам.

Если у налогового органа имеется  информация о фактическом адресе налогоплательщика (например, он содержится на фирменном бланке писем налогоплательщика  либо последний сам обратился  с просьбой вести с ним переписку  по какому-либо конкретному адресу), документы, которые согласно налоговому законодательству могут быть направлены по почте, отправляются по этому адресу.

Вместе с тем соблюдение прав лица, привлекаемого к налоговой  ответственности, обеспечивается лишь при наличии у налоговых органов  сведений о фактическом месте нахождения организации. Иначе может быть нарушена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки. Ведь у налогоплательщика, не получившего акт налоговой проверки, отсутствует возможность представить объяснения или возражения по акту. Отметим, что направление акта выездной или камеральной проверки организации только по местонахождению, указанному в ЕГРЮЛ, формально соответствует законодательству о налогах и сборах и является правомерным.

Акт налоговой проверки направляется по месту нахождения головной организации, если проводилась:

— выездная налоговая проверка организации  в целом; 
— камеральная налоговая проверка налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган по месту нахождения организации. Единственное исключение из этого правила касается крупнейших налогоплательщиков. В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 80 НК РФ они подают налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Камеральная налоговая проверка указанной налоговой отчетности осуществляется в том числе иными налоговыми органами, например, по месту нахождения принадлежащих организации транспортных средств, недвижимого имущества, земельных участков.

В каких случаях акт налоговой  проверки высылается по адресу филиала, представительства или обособленного  подразделения организации?

Во-первых, если по данному филиалу (представительству) проводилась самостоятельная  выездная налоговая проверка. Во-вторых, когда налоговый орган по местонахождению  обособленного подразделения, в  том числе не имеющего статуса  филиала или представительства, проводил камеральную налоговую  проверку налоговых деклараций (расчетов).

Обратите внимание: действующим  законодательством не предусмотрено  направлять акты налоговых проверок по месту жительства (месту пребывания) законного или уполномоченного  представителя налогоплательщика. Поэтому отправка актов проверок по данному адресу не допускается.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЪЯСНЕНИЙ И ВОЗРАЖЕНИЙ

В случае несогласия с фактами, изложенными  в акте налоговой проверки, а также  с выводами и предложениями проверяющих  лицо, в отношении которого проводилась  налоговая проверка (его представитель), вправе представить в налоговый  орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным  положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ). На это отводится 15 рабочих дней со дня получения  акта проверки. К письменным возражениям  могут прилагаться документы  или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность приведенных возражений. Налогоплательщик имеет право передать указанные документы в налоговый  орган отдельно от письменных возражений в согласованный срок.

Несмотря на формальную необязательность подавать документы либо их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений, рекомендуется такие  доказательства все-таки представлять. Дело в том, что согласно пункту 8 статьи 101 НК РФ в решении о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются доводы (при наличии) лица, в отношении  которого проводилась проверка, в  свою защиту и результаты их проверки. Доводы проверяют на основе имеющихся  доказательств. Если доказательства не представлены, проверка сведется к  констатации факта, что в распоряжении налогового органа отсутствуют документы, подтверждающие доводы налогоплательщика.

Налоговый орган не обязан доказывать обстоятельства, на которые ссылается  налогоплательщик как на основание своих возражений. Таким образом, задача налогового органа в подобной ситуации — обеспечить налогоплательщику возможность представить доказательства, а не собирать их за него.

Кроме того, исходя из положений части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, налоговые органы обязаны обеспечить лицу, в отношении которого проводилась  налоговая проверка, возможность  ознакомиться с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Иными  словами, при производстве дела в  налоговых органах налогоплательщик имеет право знать о появившихся  у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения.

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УТОЧНЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Представление в качестве возражений по акту налоговой проверки уточненной декларации законодательством о  налогах и сборах прямо не установлено, но и запрета нет.

Единственный случай, когда законом  в целях оперативного разрешения вопросов, возникающих при налоговой  проверке, предусмотрено представление  уточненной налоговой декларации, упоминается в пункте 3 статьи 88 НК РФ и распространяется только на камеральные налоговые проверки. При выявлении в результате камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием дать в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести исправления. Аналогичные действия предпринимаются и при выявлении несоответствия между данными налогоплательщика и информацией, содержащейся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученной им в ходе налогового контроля. Только в случае, оговоренном в пункте 3 статьи 88 НК РФ, уточненная налоговая декларация по сути является альтернативой пояснениям налогоплательщика.

Информация о работе Акт налоговой проверки