Анализ поступления налогов и сборов по уровням бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов всех уровней бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. изучение налоговых доходов бюджетов и их содержания;
2. анализ структуры и динамики налоговых доходов;
3. определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов бюджетов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Бюджетное устройство РФ…………………………………………………….5
2. Анализ поступления налогов в федеральный бюджет РФ…………………..7
3.Анализ поступления налогов в региональный и местный бюджет Краснодарского края…………………………………………………………….13
4.Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета…………………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Анализ поступления налогов и сборов по уровням бюджетной системы..doc

— 245.00 Кб (Скачать)

     Проанализировав данные таблицы. Можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

     Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.

       Важнейшая задача - обеспечить его  прозрачность для всех членов  общества. Необходимо добиться, чтобы  федеральный бюджет стал средством  стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Это крайне важно с учетом особенности подготовки проекта федерального бюджета на 2008-2010 год - необходимости его принятия. Правительство РФ должно стать организующим центром этой работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Анализ поступления налогов в региональный и местный бюджет Краснодарского края

    .Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

    Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета.

    Тем регионам, в которых среднедушевой  доход по бюджету за предыдущий год  ниже, чем в целом по России, и  у которых собственных доходов  и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100% плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

    В консолидированный бюджет края в  течение января-ноября 2008 года мобилизовано 85,4 млрд. рублей налогов и платежей, администрируемых налоговыми органами (или 71,7% к общим поступлениям)2. По отношению к январю- ноябрю 2007 года поступления увеличились на 18,8 млрд. рублей или 28,2 процента.

    Сумма налоговых поступлений консолидированного бюджета края обеспечена следующими налогами: налогом на доходы физических лиц в сумме 34,5 млрд. рублей или 40,4% от общей суммы консолидированного бюджета края; налогом на прибыль – 24,1 млрд. рублей или 28,3 %; налогом на имущество – 7,9 млрд. рублей или 9,3%; акцизами – 3,7 млрд. рублей или 4,3%; единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 2,5 млрд. рублей или 3,0%; единым налогом, взимаемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 4,4 млрд. рублей или 3,0%; налогом на игорный бизнес – 1,3 млрд. рублей или 1,5%; земельным налогом – 3,7 млрд. рублей или 4,4%; транспортным налогом – 2,1 млрд. рублей или 2,5%; а также остальными налогами и другими обязательными платежами – 0,6 млрд. рублей или 0,5 процента.

    Из  общих поступлений консолидированного бюджета края в бюджеты муниципальных  образований (городских округов, муниципальных  районов, городских и сельских поселений) за 11 месяцев 2008 года мобилизовано 23 млрд. рублей, уровень их поступления к соответствующему периоду 2007г. увеличился на 6,5 млрд. рублей или 39,2 процента.

    В собственно краевой бюджет в январе-ноябре 2008 г. перечислено 62,3 млрд. рублей налоговых  платежей. По сравнению с январем-ноябрем 2007 г. поступления увеличились на 12,3 млрд. рублей или 24,5 процента.

    Доходная  часть бюджетов муниципальных образований  по налогам, администрируемых налоговыми органами, исполнена на 98,6%: установлено 23,4 млрд. рублей, мобилизовано 23,0 млрд. рублей.

    Доходная  часть краевого бюджета по налогам, администрируемых налоговыми органами, исполнена на 97,2 %: установлено 32,1 млрд. рублей, мобилизовано 60,4 млрд. рублей.

    Поступление налоговых платежей за январь 2009 года можно пронаблюдать в таблице 2.

    Таблица 2.

Структура    поступления налогов и платежей в краевой бюджет  в январе 2009 г. по Краснодарскому краю
  млн. руб.
№ стр. Наименование показателей Фактически поступило Удельный вес  в поступлениях консолидированного бюджета, % Удельный вес  в поступлениях  краевого бюджета, %
1 2 3 4 5
  Всего налогов и платежей в краевой бюджет 2896.3 30.2% 100.0%
  в том числе:      
1 Налог на прибыль 858.3 8.9% 29.6%
2 НДФЛ 1172.1 12.2% 40.5%
3 Акцизы 357.3 3.7% 12.3%
4 Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 302.4 3.1% 10.4%
5 Налоги на имущество (в сопоставимых условиях), всего  191.4 2.0% 6.6%
  в том числе:      
  - налог на имущество 85.2 0.9% 2.9%
  -транспортный  налог 0.0 0.0% 0.0%
  -налог  на игорный бизнес  106.2 1.1% 3.7%
6 НДПИ 13.5 0.1% 0.5%
8 Единый сельскохоз. налог 0.0 0.0% 0.0%
7 Остальные налоги и  другие обязательные платежи 1.3 0.0% 0.1%

    Местные бюджеты составляют третий уровень  бюджетной системы Российской Федерации.  БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

     За  последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 %  превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей.  Для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решать задачу финансового обеспечения этого уровня власти. Данные фактически поступивших налоговых платежей в местный бюджет края за период январь- ноябрь 2008 года приведены в таблице 3. 

     Таблица 3.

Структура поступления налогов  и платежей в городской (районный) бюджет в январе-ноябре2008 года по Краснодарскому краю
  млн. руб.
№ стр. Наименование показателей Фактически поступило Удельный вес  в поступлениях консолидированного бюджета, % Удельный вес  в поступлениях бюджетов городов (районов), %
1 Всего налогов и платежей в городской (районный) бюджет 23 048.0 18.9% 100.0%
  в том числе: < TD>    
1 НДФЛ 13 838.9 11.4% 60.0%
2 Налог на прибыль 1 217.5 1.0% 5.3%
4 Единый налог  на вмененный доход для отдельных  видов деятельности 2 528.4 2.1% 11.0%
5 Налоги на имущество (в сопоставимых условиях) 4 776.1 3.9% 20.7%
  в том числе: < TD>    
  - налог на имущество   1.8%  
  -транспортный  налог      
  -земельный  налог 3 715.4 3.1% 16.1%
6 Единый сельскохоз. налог   2.0%  
7 Остальные налоги и  другие обязательные платежи   0.9%  

 
 

     Несмотря  на некоторое сокращения расчетного дефицита у большинства субъектов  РФ собственные доходы местных бюджетов (без безвозмездных поступлений) смогут обеспечить покрытие не более 50% расходных обязательств местных бюджетов. Поэтому первостепенную значимость приобретают методики распределения региональной финансовой помощи, от которых, в первую очередь, будет зависеть обеспеченность расходных потребностей местных бюджетов доходными источниками, особенно в условиях запрета на использование дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты3. Важно, что в 2006 году вступила в силу новая глава Бюджетного Кодекса РФ, регулирующая межбюджетные отношения. Согласно требованиям этой главы субъекты РФ должны были утвердить формализованные и прозрачные методики распределения региональной финансовой помощи (особенно Региональных фондов финансовой поддержки), основывающиеся на объективной оценке доходных возможностей и расходных потребностей местных бюджетов. Благодаря этому эффективность и справедливость распределения финансовой помощи во многих регионах существенно повысились, а у местных бюджетов появилась заинтересованность в наращивании собственных (без финансовой помощи) доходных источников. Однако во многих субъектах РФ остается еще много нерешенных проблем (и даже нарушений федерального законодательства) в области построения межбюджетных отношений.  
 
 
 
 
 
 

4. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета

    Несовершенство  налоговой системы является одним  из факторов на пути развития экономики и предпринимательства. Налоговая система РФ долгое время (в течение 1990-х гг.) являлась фактором, сдерживающим экономическое развитие страны.

    Масштабы  фактической мобилизации доходов  в бюджетную систему, достигаемые  ценой огромных потерь, для социально-экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом направлено на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.

    Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес. Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной развитой стране. Высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений4.

    При неблагоприятном в целом налоговом  режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически  не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.

    Нгуен Суан Тханг в книге « Методологические подходы к формированию налоговых доходов бюджета: зарубежный опыт» пишет, что, невзирая на множество способов и методов прогнозирования бюджетных доходов, они являются, как правило, результатом усовершенствования известных и достаточно распространенных общих подходов к прогнозированию, в том числе путём органического сочетания нескольких методик, которые Россия должна учитывать.

      В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:

      - создание стабильной и ясной  налоговой системы;

      - формирование стимулов к повышению  собираемости налогов;

      - создание благоприятных условий  для повышения эффективности  производства;

      - укрепление доходной части бюджета.

    В основе разработки проекта федерального бюджет на 2008 г. и на период до 2010 г. лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные  направления развития бюджетной  системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.

    Разработка  параметров федерального бюджета в  предыдущие годы была апробирована в  форме финансового плана, опыт которого был реализован на трехлетний период – 2008-2010 гг.

    В соответствии с Федеральным законом  от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб.

    Прогнозируемое  в 2008 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом оказало положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.5

    Предусмотрена, ставшая традиционной, ежегодная  индексация ставок акцизов. Индексация коснется ставок по следующим видам подакцизных товаров: алкогольной продукции (включая вина), спирту и спиртосодержащей продукции, пиву, табачным изделиям и легковым автомобилям.

Информация о работе Анализ поступления налогов и сборов по уровням бюджетной системы