Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и практика его применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

Характерной особенностью налоговой системы России является наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый порядок исчисления и уплаты налогов, отличающийся от обычного режима налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей. Налоговым кодексом предусмотрено четыре специальных налоговых режима, такие как «Упрощенная система налогообложения», «Единый налог для сельскохозяйственных производителей», «Система налогообложения при соглашении о разделе продукции» и «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

Содержание

1. Характеристика Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
2. Практика применения Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Работа содержит 1 файл

Моя кр=1.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     Минимальные и максимальные размеры вмененного дохода и иных значений, составляющих формулу расчета ЕНВД по видам деятельности, необходимо устанавливать решениями Правительства РФ отдельно по организациям и индивидуальным предпринимателям.

     Кроме того, анализ региональных законодательств о ЕНВД выявил, что они в ряде случаев противоречат Закону № 148-ФЗ.

     Наличие несоответствий норм действующего регионального  законодательства о ЕНВД нормам федерального законодательства приводит в отдельных  регионах к снижению поступлений  данного налога и конфликтам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

     Так, в Свердловской области перевод  на уплату ЕНВД только индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную  торговлю через магазины с численностью работающих до 30 человек, привел к тому, что ряд крупных торговых организаций (юридических лиц) был перерегистрирован на индивидуальных предпринимателей; в результате в бюджетную систему недопоступило несколько сотен миллионов рублей.

     В настоящее время вследствие неоднократных  обращений налоговых органов в законодательные органы в региональный закон о ЕНВД внесены соответствующие изменения и дополнения.

     В ряде регионов, например в Республике Татарстан, Краснодарском крае, Калужской, Кемеровской, Тюменской и ряде других областей, в нарушение установленного федеральным законодательством порядка привлекаются к уплате единого налога индивидуальные предприниматели, не состоящие на налоговом учете на территории данных регионов, а лишь осуществляющие там свою деятельность. Отсутствие в федеральном законодательстве положения о постановке на налоговый учет данной категории налогоплательщиков по месту осуществления ими предпринимательской деятельности приводит к двойному налогообложению.

     Серьезным недостатком регионального законодательства является применение целого ряда физических показателей, характеризующих вид деятельности и используемых при расчете ЕНВД, в то время как письмом Правительства РФ от 07.09.1998 № 4435п-П5 рекомендовано применение только одного физического показателя по каждому виду деятельности. Так, например, по общественному питанию указанным письмом в качестве физического показателя рекомендована общая площадь, используемая в хозяйственной деятельности (кв. м), однако данный показатель применяется только в 21 субъекте Российской Федерации, в других же субъектах используются следующие показатели: точка общепита, количество работающих, посадочное место, торговая площадь, складская площадь, производственная площадь. При этом в 25 субъектах Российской Федерации применяются свыше одного физического показателя, что вызывает большие колебания уровня базовой доходности по виду деятельности и, как следствие, не позволяет правильно рассчитать размер ЕНВД.

     Имеет место перевод на уплату ЕНВД видов  деятельности, не оговоренных Законом  № 148-ФЗ. Так, в Тульской области торговые организации уплачивают ЕНВД не только при продаже товаров в розницу, но и при оптовой продаже, осуществляемой бюджетным учреждениям. Аналогичная норма, но с ограничением оптового оборота по реализации товаров указанным организациям (до 5 % от общего объема реализации) содержится в Законе о едином налоге на вмененный доход Краснодарского края.

     В целях устранения противоречий регионального  законодательства Закону № 148-ФЗ налоговые  органы МНС России провели определенную работу по внесению предложений в законодательные (исполнительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Всего налоговые органы по субъектам Российской Федерации разработали 108 предложений  по внесению изменений в региональное законодательство. При этом следует  отметить, что 32 предложения из приведенного числа уже приняты нормативными правовыми актами законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и являются действующими нормами региональных законов о едином налоге на вмененный доход. Остальные предложения находятся либо на стадии рассмотрения законодательными органами субъектов Российской Федерации, либо на стадии внесения к рассмотрению, и 11 из их числа планируется внести в качестве изменений и дополнений в действующее законодательство.

     Наиболее  значительный результат по внесению предложений и их введению в действие достигнут налоговыми органами Магаданской и Владимирской областей. Активно занимаются разработкой предложений УМНС России по Удмуртской Республике, Камчатской, Кемеровской и Самарской областям.

     УМНС  России по Республике Татарстан, Удмуртской Республике и Пензенской области  внесли предложения в части непривлечения к уплате единого налога индивидуальных предпринимателей, не состоящих на налоговом учете в данном субъекте, а лишь осуществляющих свою деятельность на территории субъекта.

     УМНС  России по Удмуртской Республике, кроме  того, внесло предложение о приведении в соответствие Закону № 148-ФЗ терминов и определений, используемых в республиканском Законе.

     Для недопущения потерь бюджетов всех уровней  от перевода на уплату единого налога организаций УМНС России провели  значительную работу по внесению к рассмотрению законодательными органами субъектов Российской Федерации следующих предложений:

1. На  основе анализа установленной  региональным законодательством  базовой доходности по определенным  видам деятельности налоговые  органы наиболее часто вносили предложения (27 предложений — УМНС России по Республикам Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Коми и Чувашской Республике, Приморскому, Краснодарскому и Хабаровскому краям, Амурской, Белгородской, Воронежской, Калужской, Камчатской, Кемеровской, Липецкой, Магаданской, Новосибирской, Орловской, Псковской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Смоленской, Тульской областям, Агинскому, Бурятскому, Коми-Пермяцкому и Ханты-Мансийскому автономным округам) об изменении размера базовой доходности по различным видам предпринимательской деятельности, причем предложения вносились не только в сторону увеличения, но и в сторону снижения (2 предложения — Республик Башкортостан и Коми).

Дополнительно УМНС России по Республикам Башкортостан, Дагестан, Татарстан и Чувашской Республике, Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Кемеровской, Курганской, Липецкой, Магаданской, Омской, Сахалинской, Смоленской, Ярославской областям, Агинскому Бурятскому автономному округу предлагали законодательным органам субъектов Российской Федерации изменить перечень плательщиков единого налога на вмененный доход (всего 21 предложение).

     Так, Тульской областной Думой и Администрацией области было предложено исключить  из категории плательщиков по единому налогу юридические лица. В свою очередь, УМНС России по Тульской области выразило несогласие с данной позицией, и на основе проведенного работниками управления анализа и представленных расчетов были определены значения величин базовой доходности, необходимых для увеличения поступлений единого налога на вмененный доход от данной категории налогоплательщиков. Вышеназванные замечания были внесены в окончательный вариант проекта изменений и дополнений в закон о едином налоге, которые были в основном приняты Тульской областной Думой.

2. В  18 субъектах Российской Федерации  (в Республике Карелия и Чувашской  Республике, Краснодарском и Хабаровском  краях, Амурской, Белгородской, Владимирской, Калужской, Камчатской, Кемеровской,  Магаданской, Нижегородской, Орловской, Псковской, Самарской, Смоленской, Читинской областях, Чукотском автономном округе) налоговые органы разрабатывали предложения по изменению значения корректирующих коэффициентов по некоторым видам деятельности, осуществляемым организациями. Причем данные изменения были направлены на увеличение значений корректирующих коэффициентов.

     В целом УМНС по субъектам Российской Федерации проводят целенаправленную работу по разработке и внесению предложений  и изменений в действующее  региональное законодательство, но большое количество предложений так и остается не принятым и не введенным в действие из-за отсутствия согласованности и единой политики между УМНС по субъектам Российской Федерации и региональными органами власти.

При этом следует отметить положительный опыт взаимодействия некоторых УМНС России с органами законодательной и исполнительной власти.

     Так, в Оренбургской области распоряжением  Законодательного Собрания от 08.02.2000 № 12-РС «Об образовании рабочей группы по разработке механизма введения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности» была создана рабочая группа, членами которой наряду с депутатами Законодательного Собрания Оренбургской области, представителями Финансового управления области, общественных организаций предпринимателей являются заместитель руководителя УМНС России по Оренбургской области и начальник отдела налогообложения физических лиц Управления.

     Участие в рабочей группе позволяет УМНС России по Оренбургской области более  оперативно вносить предложения по совершенствованию регионального законодательства о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности.

     Так, в ноябре 1999 года было внесено предложение  о введении в формулу расчета  суммы вмененного дохода коэффициента, учитывающего инфляцию. Указанный коэффициент введен постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 31.03.2000 № 487/92 ПЗС «О внесении изменений и дополнений в Положение о механизме реализации Закона Оренбургской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

     В декабре 1999 года УМНС России по Оренбургской области было поручено территориальным  инспекциям проанализировать информацию о предварительных итогах по переводу физических и юридических лиц  на уплату единого налога для определенных видов деятельности в целях оптимизации налогооблагаемой базы и представить предложения по совершенствованию законодательства о едином налоге. С учетом предложений с мест УМНС России по Оренбургской области подготовило и внесло на рассмотрение Законодательного Собрания Оренбургской области законопроект, который расширил действие законодательства о едином налоге для индивидуальных предпринимателей, дающих консультации, а также оказывающих бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги, осуществляющих обучение, репетиторство, преподавание и иную деятельность в области образования. В результате было принято постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 31.03.2000 № 487/92-ПЗС.

     Кроме того, УМНС России по Оренбургской области подготовило и направило в марте 2000 года в Финансовое управление Администрации области проект постановления Законодательного Собрания области о механизме расчета единого налога для индивидуальных предпринимателей по следующим видам предпринимательской деятельности:

— оказание бытовых услуг физическим лицам;

— оказание на коммерческой основе услуг по перевозке  пассажиров маршрутными такси;

— оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг;

— оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;

— общественное питание.

     Перевод на уплату единого налога по указанным  видам деятельности только индивидуальных предпринимателей обусловлен тем, что  рабочей группой не были приняты  предлагаемые проекты базовой доходности для юридических лиц, которые в зависимости от вида деятельности превышали размеры базовой доходности для индивидуальных предпринимателей в 2—10 раз. Поскольку установление одинаковой для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей базовой доходности по расчетам УМНС России по Оренбургской области привело бы к значительным потерям поступлений в бюджет, рабочая группа приняла решение не переводить юридические лица по вышеуказанным видам деятельности на уплату единого налога. Данное решение рабочей группы можно классифицировать как согласованную, направленную на недопущение потерь бюджетов всех уровней совместную работу УМНС России по Оренбургской области и законодательных и исполнительных органов власти области.

     УМНС  России по Краснодарскому краю включено в состав рабочей группы по изучению предложений по внесению изменений и дополнений в краевой Закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», образованной Законодательным Собранием Краснодарского края. На заседаниях рабочей группы предварительно обсуждаются и согласовываются с заинтересованными сторонами предложения по внесению изменений и дополнений в краевой Закон, которые затем вносятся на рассмотрение Комитета по финансам, бюджету, банкам, налогам, инвестиционной деятельности и внешнеэкономическим связям Законодательного Собрания Краснодарского края.

     Кроме того, в настоящее время в соответствии с распоряжением Главы Администрации  Краснодарского края от 29.05.2000 № 725-р  «Об образовании комиссии» создана  комиссия во главе с первым заместителем председателя правительства края, куда также входят представители УМНС России по Краснодарскому краю, Законодательного Собрания и другие заинтересованные лица, которая рассматривает все предложения по изменению и дополнению Закона Краснодарского края «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Информация о работе Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и практика его применения