Государственное стратегическое планирование в сфере налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение формирования стратегического налогового планирования в Российских условиях.
Для достижения поставленной цели был выдвинут ряд задач представленных ниже:
- изучить теоретические основы государственного налогового планирования;
- рассмотреть основные этапы стратегического планирования;
- проанализировать итоги реализации налоговой политики, выявить в процессе рассмотрения достоинства и недостатки предложенных нововведений, а также рассмотреть на этой основе какие планируется ввести изменения в среднесрочной перспективе;
- рассмотреть зарубежный опыт налогового планирования и его внедрение в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность, цели и задачи государственного налогового планирования………..5
1.2 Этапы стратегического налогового планирования………………………………7
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РОССИИ
2.1 Основные направления налоговой политики и налогового планирования в 2011 году……………………………………………………………………………….13
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Прогрессивные элементы зарубежного опыта организации системы налогового планирования и возможность его использования в условиях РФ……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………28

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 70.79 Кб (Скачать)

     Ранее, до внесения указанных изменений, при  продаже такого имущества налогоплательщику  предоставлялся имущественный налоговый  вычет в размере доходов, полученных от продажи имущества, что по сути приводило к освобождению от налогообложения  полученных доходов, однако для получения  такого освобождения налогоплательщики  были обязаны представить не только налоговую декларацию, но и заявление на предоставление имущественного налогового вычета.

     Таким образом, с учетом внесенных изменений  уже в 2010 году налогоплательщики, получившие доход от реализации в 2009 году имущества, которое находилось в их собственности  более трех лет (например, автомобили, квартиры, иное имущество) не будут  обязаны представлять налоговую  декларацию.

     Также в рамках рассматриваемых изменений  была исключена необходимость подачи налогоплательщиком отдельного документа  – заявления  на получение налоговых  вычетов при представлении в  налоговый орган налоговой декларации, в которой уже заявлено право  на получение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

     Не все граждане России знают, что Министерством экономического развития и Министерством финансов РФ разработан и активно выполняется план реформы по введению единого налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.

     Будущему налогу на недвижимость постоянно уделяется внимание в целом ряде Бюджетных посланий Президента РФ за последние годы. В целях введение налога на недвижимость планируется завершить в 2010-2012 годы работы по:

     - определение порядка проведения работ по кадастровой оценке недвижимости для целей налогообложения;

     - формирование сведений об объектах капитального строительства для целей кадастровой (массовой) оценки недвижимость;

     -определение объектов и субъектов налогообложения налогом на недвижимость;

     На сегодняшний день собственники имущества платят налоги на имущество, которые исчисляется на основании данных  об инвентаризационной стоимости имущества,  земельный налог – на основании данных о кадастровой  стоимости. Налог  на недвижимость планируют исчислять с рыночной стоимости объектов. Предполагается, что максимальная ставка будет равна 0,1% от рыночной стоимости  объекта. По моему мнению, налог необходимо  вводить, только основываясь на   дифференциации населения по доходам. В связи с этим, предполагается, что  большинство собственников не смогут содержать свою недвижимость. Законотворцы должны учитывать также и тот факт, как долго человек владеет домом, землёй – то есть, приобретены ли объекты недвижимости с целью вложения свободных финансов, либо для фактического проживания. На данном этапе разработок, предполагается, что более высокие ставки  налога будут применяться к владельцам дорогостоящих квартир, особняков и больших земельных участков. В то же время для малообеспеченных слоев населения будут предусмотрены льготы.

     Налог, планировалось ввести еще в 2000 году, но его введение неоднократно  переносилось. Причина заключается в отсутствии единого кадастра жилой и нежилой недвижимости с указанием собственников и ее рыночной цены. Создание кадастра откладывается в связи с  отсутствием системы массовой оценки недвижимости на рыночной основе.

     По моему мнению, объективной необходимости вводить налог на недвижимость нет, необходимо лишь откорректировать методику определения инвентаризационной стоимости, это сэкономит бюджетные средства.

     В целях снижения налоговой нагрузки для малого бизнеса, а также в  качестве антикризисной меры, в том  числе направленной на смягчение  негативных последствий повышения  ставок страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, были внесены изменения, которые привели к значительному  расширению возможностей по применению упрощенной системы налогообложения.

     Так, для организаций увеличен с 15 млн. рублей до 45 млн. рублей предельный размер доходов, дающих право для перехода на упрощенную систему налогообложения  по итогам девяти месяцев того года, в котором подается соответствующее  заявление.

     Размер  ограничения по доходам налогоплательщиков (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей), превышение которого за налоговый период (календарный  год) влечет утрату права применения упрощенной системы налогообложения, увеличен начиная с итогов отчетного (налогового) периода за 2010 год  с 20 млн. рублей до 60 млн. рублей.

     Указанный режим, предусматривающий расширение имеющихся ограничений по доходам, установлен на 3 года до 1 января 2013 года, и в этот период периодической  ежегодной индексации этих величин  производиться не будет.  
 
 
 

     Статистика  поступления в Федеральный бюджет 2010 года по сравнению с 2009 годом и уровнем докризисного 2008 года.

  • В консолидированный бюджет РФ в 2010 году поступило 7.7 трлн рублей налогов, что на 22% больше, чем в 2009 году. В федеральный бюджет в прошлом году поступило 3.2 трлн. Рублей налогов, что на 28% больше, чем в 2009 году. Кроме того, поступления налогов в консолидированные бюджеты субъектов РФ в прошлом году увеличились на 19% - до 4.5 трлн. Рублей.
  • В 2010 году в сравнении с соответствующим показателем 2009 года увеличился объем поступлений в консолидированный бюджет на 22.4% до 7,695.8 млрд. руб.

     Для справки: объем доходов в консолидированный  бюджет, администрируемых ФНС России в 2009 году составлял 6,288.3 млрд. руб.

  • в федеральный бюджет в 2010 году поступило 3,207.2 млрд. руб., что на 28.2% больше, чем в 2009 году (2,502.6 млрд. руб.), относительно уровня 2008 года (3,571.9 млрд. руб.) поступления оказались ниже на 10.2%.
  • Снижение поступлений в 2010 году относительно уровня 2008 года обусловлено уменьшением ставки налога на прибыль в федеральный бюджет с 6.5% до 2%, более низкой ценой на нефть (средняя цена: 2008 год – 94 долл. За баррель; 2010 год – 77 долл.; цена на нефть в 2009 году – 58 долл. За баррель), а также изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему РФ, которые с 2009 года полностью зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов РФ (поступления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет в 2008 году составили 55.4 млрд. руб.).
  • В общей сумме администрируемых ФНС доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 43%, НДС – 41% и налога на прибыль 8%.
  • Поступления налога на прибыль организаций в 2010 году составили 255.0 млрд. руб., что на 30.5% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года – меньше в 3 раза.
  • Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в 2010 году поступило 1,328.7 млрд. руб., что на 12.9% больше, чем в 2009 году, относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1.3 раза.
  • Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, в 2010 году поступило 55.2 млрд. руб., что в 1.8 раза больше, чем в 2009 году, относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1.4 раза.
  • Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в 2010 году составили 113.9 млрд. руб. и выросли относительно 2009 года на 39.4%, относительно уровня 2008 года – снизились на 9%.
  • Налога на добычу полезных ископаемых в 2010 года поступило 1,376.6 млрд. руб., в том числе на добычу нефти – 1,266.8 млрд. руб., газа горючего природного – 85.1 млрд. руб., газового конденсата – 9 млрд. руб.
  • По сравнению с 2009 годом поступления НДПИ выросли на 40.3%, что обусловлено повышением цены на нефть (при росте цены на нефть с 57.8 долл. В декабре 2008 года – ноябре 2009 года до 76.7 долл. В декабре 2009 года – ноябре 2010 года, или в 1.3 раза), относительно уровня 2008 года поступления НДПИ оказались ниже на 14.2%.

     Уровень поступления налогов в бюджет по итогам 2010 года практически достиг уровня докризисного 2008 года, когда  был отмечен максимальный объем  поступления налогов. Отставание 2010 года от 2008 года составило лишь 3%.

     Вывод:

     1. Для ускорения процесса возмещения НДС без снижения качества налогового контроля с 2010 года в дополнение к существующему введен заявительный порядок возмещения НДС (ст.176.1 НК РФ), который позволяет налогоплательщикам при соблюдении определенных условий получить возмещение по истечении 11 дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка.

     Возможность применения нового порядка возмещения налога существует только у ограниченного  круга налогоплательщиков.

     Во-первых, право на применение заявительного  порядка возмещения имеют те организации, у которых общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций  и НДПИ, уплаченная за три предшествующих календарных года, составляет не менее 10 млрд руб. При этом при расчете  данной суммы не учитываются суммы  налогов, уплаченных в связи с  перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и  в качестве налогового агента. Кроме  того заявительных порядок могут  применять только те организации, с  момента создания которых до дня  подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет.

     Во-вторых, заявительный порядок также распространяется на налогоплательщиков, предоставивших "вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК РФ".

     Требования  к банковской гарантии определены пунктами 4-6 рассматриваемой статьи. В частности, необходимо отметить, что предоставить такую гарантию могут только банки, включенные в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для  принятия банковских гарантий в целях  налогообложения.

     Указанный перечень ведется Минфином России и  подлежит размещению на официальном  сайте ведомства в сети Интернет.

     Как видим, возможность  применения заявительного  порядка для организаций  крайне ограничена. Кроме того, при использовании заявительного процесса могут возникнуть дополнительные сложности и расходы в случае, если в ходе камеральной налоговой проверки будут выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Порядок проведения камеральной проверки, составления акта и вынесения решения установлен статьями 88, 100 и 101 НК РФ и является стандартным. Необходимо отметить, что если сумма налога, возмещенная налогоплательщику, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием решения по результатам камеральной проверки "принимает решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки".

     Исходя из изложенного, можно предположить, что не каждый налогоплательщик пожелает воспользоваться предоставленным ему правом применения заявительного порядка возмещения налога. Причины отказа от реализации такого права у всех будут свои: кто-то не захочет лишний раз привлекать к себе внимание налоговых органов, кто-то заранее знает о возможном отказе в применяемых вычетах, кто-то не имеет финансовой возможности получить банковскую гарантию и т.п.

     2. Одним из главных недостатков  налоговой политики я считаю  увеличение ставки акцизов на  алкогольную продукцию. Дело в том, что, ставки на алкогольную продукцию индексировались чуть ниже уровня инфляции в стране, с фискальной точки зрения, оправданным может выглядеть лишь незначительное повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 9 об. и на пиво. В условиях снижения реальных доходов населения и ухудшения финансового положения предприятий отрасли значительная индексация будет способствовать дальнейшему росту теневого сектора, что, в свою очередь будет сокращать общие налоговые поступления отрасли.

     3. Были внесены изменения, позволяющие предотвратить применение различных схем по уклонению от уплаты акцизов на алкогольную продукцию за счет ограничения права на налоговые вычеты в случае использования в качестве сырья при производстве крепкого алкоголя спиртосодержащей продукции вместо спирта. 
Суть этих схем заключается в том, что производители алкогольной продукции в нарушение требований нормативно-технической документации используют в качестве сырья для производства такой продукции не спирт этиловый, а спиртосодержащую продукцию. При этом плательщики акцизов имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по алкогольной продукции на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья. Таким образом, неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, являлась причиной завышения суммы акциза, подлежащей налоговым вычетам, то есть возмещаемой из бюджета. 
Для решения данной проблемы были внесены уточнения, предусматривающие, что при исчислении суммы акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт, на дату приобретения подакцизного товара, использованного в качестве сырья.

Информация о работе Государственное стратегическое планирование в сфере налогообложения