История налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:12, реферат

Описание работы

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает - признак не рабства, а свободы.

Работа содержит 1 файл

История налогообложения.Доклад.docx

— 25.10 Кб (Скачать)

  Налоги являются основным звеном в системе экономических отношений с момента зарождения государства, причем по мере развития государственности их роль усиливается.

Проблемы налогообложения постоянно  занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей самых  разных эпох. Ф. Аквинский определял  налоги как дозволенную форму  грабежа. Ш. Монтескье полагал, что  ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той  части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А  один из основоположников теории налогообложения  А. Смит говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает - признак  не рабства, а свободы.

    Налоги применялись ещё на заре человеческой цивилизации. Их появление было связано с первыми общественными потребностями. Никакое государство не могло, и не может, обходиться без налогов со своих граждан.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента  возникновения государства и  разделения общества на классы, когда  нарождающиеся социально-государственные  механизмы первобытного общества потребовали  соответствующего финансирования. По словам английского экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и  его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь  перегораживал устье реки, место  слияния двух рек или горный перевал  и взимал плату за проход с купцов и путешественников".

1. Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

Ещё в XIII – XII до н. э. имеется упоминание  о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому же времени относится первые известия о поголовном налоге в Китае и на территории Персии. Ещё во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.

Первоначально налоги существовали в  виде бессистемных платежей, носящих  преимущественно натуральную форму.

В древнегреческих городах –  полисах взимались налоги с граждан  в размере одной двадцатой  части их доходов, а иногда в размере  десятины. Это помимо церковной десятины, взимавшейся в форме добровольных жертвоприношений. Были и акцизы в  виде сборов у ворот города. Это  позволяло концентрировать и  расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов – государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу  денег и продуктов беднякам и  на другие общественные цели.  В то же время афиняне готовы были вносить  добровольные пожертвования, а дань предпочитали получать с побежденных  народов или с союзников. Но когда  предстояли крупные расходы, то совет  или народное собрание города устанавливали  процентные отчисления от доходов.

Возникновение налогов  относят к периоду становления  первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат  — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его  институтов и было обусловлено возникновение  налогообложения.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают  почти повсеместно исключительно  денежную форму. Если прежде налоги взимались  в основном на содержание дворцов  и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и  дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для  денежного содержания государства.

Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании.

Одной из первых организованных налоговых  систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. Римское право стало базовым для многих европейских государств.

В древнеримском государстве первоначально  в мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом были минимальными, поскольку магистры исполняли должности безвозмездно, порой вкладывая свои средства. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы покрывала сдача в аренду общественных земель. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.

Определение суммы налога (ценз) проводились каждые пять лет избранными чиновниками – цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление ос воём имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. В IV-III веках до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Их величина зависела от размеров состояния граждан. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

Рим превращался в империю, в  состав которой входили провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально установить и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых не могла контролировать должным образом. Результатом были коррупция, злоупотребление властью.

Преобразование финансового хозяйства  и прежде всего налоговой системы  начал Гай Юлий Цезарь (100-44 до н.э.). Он отменил откуп по прямым налогам, сохранив только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее возлагались на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно и тем самым пресечь поступление значительных сумм в карманы откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

Эту деятельность продолжил император  Август Октавиан (63 до н.э. — 14 н.э.). Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществляющие контроль за налогообложением. Были сокращены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью установлен строгий государственный контроль. Заново была проведена оценка провинций с целью более справедливого распределения налогов. Проводилась перепись имущественного состояния граждан. Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1%, налог с оборота при торговле рабами — 4%, налог на освобождение рабов – 5% от их рыночной стоимости, Август ввел налог с наследства – 5% (только для граждан Рима)

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или  иных экономических отношений.

 

Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения  и подходы по установлению тех  или иных налоговых сборов сохранились  до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

 Древний Рим                                                            Российская Федерация

(IV в. до н.э. — VIн.э.)                                                   1992—1997 гг.                

дорожная пошлина                                               налог на пользователей автодорог

налог на наследство                          налог на имущество, переходящее в порядке наследования

налог на вино, на пшеницу, на огурцы, на мыло акцизы на отдельные группы товаров

пошлины ввозные и вывозные                                    таможенные пошлины

сбор на воздвижение статуй                                                   налог на рекламу

квартирный налог                                                               налог на имущество

налог на содержание стражников                                       налог на милицию

Интересно отметить, что известный  афоризм «Деньги не пахнут» также  связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9–79 г.г.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос — зачем ты берешь налог за это.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушная подать, налог на содержание армии. Налог на рекрутов (заплатив который можно было освободиться от воинской повинности). Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, из-за чрезмерного налогообложения имело место сокращение налоговой базы, а далее, как следствие, финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

В Европе XVI—XVII вв. развитые налоговые  системы отсутствовали. Повсеместно  налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение посредством помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа.

2. Однако развитие европейской  государственности объективно требовало  замены «случайных» налогов и  института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной  системой налогообложения. Именно  в конце XVII — начале XVIII в.в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Развитие демократических процессов  в европейских странах нашло  свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 года в «Великой хартии вольностей»  было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни  щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем  иначе, как по общему совету королевства  нашего"4. Данный принцип был повторен и в 1648 году, а в 1689 году Билль о  правах окончательно закрепил за представительными  органами власти утверждать все государственные  расходы и доходы.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после  Великой французской революции.

Интересно отметить, что многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н.Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши…».

Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775—1783 гг.) была во многом обусловлена принятием  английским парламентом закона о  гербовом сборе (1763 год), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т.к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д. Начало непосредственных военных действий восставших, историки относят к эпизоду  так называемого «Бостонского чаепития» (1773 год), когда английское правительство  предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая  в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту  компанию вне конкуренции и нанесли  серьезный удар по позициям местных  торговцев. В декабре 1773 года группа колонистов проникла на прибывшие в  Бостонский порт английские корабли  и выбросила в море большую  партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться  научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист  и философ Адам Смит (1723—1790 гг.). В  своей работе «Исследование о  природе и причинах богатства  народов» (1776 год) он впервые сформулировал  принципы налогообложения, дал определение  налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

3. Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

 

Однако, как отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки явились  налоговые реформы, проведенные  после 1-й мировой войны, полностью  обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция  современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный  налог, заняли ведущее место6.

Информация о работе История налогообложения