Экономическая сущность цели и задачи налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Налоговый контроль – комплекс мероприятий, реализуемых налоговыми администрациями, по проверке законности и обоснованности действий налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц в целях обеспечения ими полноты, правильности и своевременности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также исполнения ими иных обязанностей, предусмотренных зако-нодательством о налогах и сборах.

Работа содержит 1 файл

Т1 по налог контролю.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

Т1: Экономическая сущность цели и задачи налогового контроля

  1. Цели и задачи налогового контроля

Налоговый контроль – комплекс мероприятий, реализуемых налоговыми администрациями, по проверке законности и обоснованности действий налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц в целях обеспечения ими полноты, правильности и своевременности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также исполнения ими иных обязанностей, предусмотренных зако-нодательством о налогах и сборах.

  Предмет налогового контроля – отношения, возникающие между субъектами налогового контроля (налоговыми администрациями) и налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, иными лицами в процессе контроля за исполнением ими обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

 Стратегическая цель налогового контроля – обеспечение налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, иными лицами полноты, правильности и своевременности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также исполнения ими иных обязанностей, предусмотренных законода-тельством о налогах и сборах. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- обеспечение правильности  исчисления, своевременности и полноты  внесения налогов и сборов  в бюджет;

- обеспечение полноты и своевременности осуществления налогоплательщиками и плательщиками сборов обязанностей регистрационно-учетного характера;

- выявление нарушений  законодательства о налогах и  сборах;

- обеспечение неотвратимости  наказания нарушителей законодательства о налогах и сборах;

- возмещение ущерба, причиненного государству в результате  нарушения законодательства о  налогах и сборах;

- предупреждение  нарушений законодательства о  налогах и сборах в будущем. 

 Организация налогового  контроля для эффективного решения поставленных целей и задач должна строиться на законодательно установленных принципах. Реализация таких принципов должна гарантировать соблюдение субъектами контроля прав налогоплательщиков и способствовать неукос-нительному соблюдению ими своих обязанностей. Выделяют следующие принципы:

- Принцип правомочности  означает реализацию форм и  методов налогового контроля  соответ-ствующими государственными  органами, действующими в законодательно  установленных пределах своих  полномочий и компетенций;

- Принцип профессионализма  означает реализацию форм и  методов налогового контроля  долж-ностными лицами субъектов  контроля, имеющими соответствующую  профессиональную подготовку и  квалификацию;

- Принцип полноты  подразумевает целесообразность  полного охвата налоговым контролем всех налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и всех видов налогов (сборов) неза-висимо от объема налоговых платежей и характера используемого режима налогообложения;

- Принцип превентивности  подразумевает целесообразность реализации таких фор и методов налогового контроля, которые бы способствовали предупреждению совершения налогоплательщиками налоговых правонарушений в будущем;

- Принцип соблюдения  налоговой тайны обуславливает  обязанность должностных лиц  налоговых и иных органов сохранять тайну сведений, полученных в результате налогового контроля и составляющих налоговую тайну, меру их ответственности за разглашение таких сведений, а также право налогоплательщиков требовать от субъектов контроля соблюдения налоговой тайны;

- Принцип специализации  и взаимодействия субъектов контроля  обесславливает специализацию (исключительную  компетенцию) каждого субъекта  в отношении контроля строго  определенного объекта, недопущение  вмешательства в компетенцию  других субъектов и ограничение дублирования их функций, но при этом предусматривает обязанность их взаимодействия и обмена необходимой информацией;

- Принцип презумпции  невиновности налогоплательщика  обуславливает признание невиновности  налогоплательщика, подвергшегося налоговому контролю, до тех пор, пока его вина не будет признана им самим или не будет подтверждена вступившим в законную силу решением суда;

- Принцип презумпции  правоты налогоплательщика предполагает  признание правоты налого-плательщика  в толковании в свою пользу всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;

- Принцип недопущения  причинения вреда налогоплательщику  обесславливает ответственность  субъектов контроля за убытки, причиненные налогоплательщику вследствие неправомерных действий их должностных лиц, и целесообразность применения к налогоплательщикам, совершившим налоговые правонарушения, таких санкций, которые бы не подрывали экономической способности виновных в их исполнении и позволяли им продолжать хозяйственную деятельность;

- Принцип регламентированности  процессуальной формы предусматривает  обязательную нор-мативно-правовую  регламентацию форм и методов  налогового контроля, их отдельных  процедур, со-ответствующих действий  должностных лиц и обязывает субъектов контроля строго следовать уста-новленной процессуальной форме, несоблюдение которой позволяет налогоплательщикам обжаловать в вышестоящем органе или суде неправомерные действия должностных лиц и требовать отмены их решения;

- Принцип определенности объекта контроля предусматривает обязательное установление субъектами контроля до начала реализации ими контрольных мероприятий определенного объекта контроля, фиксации этого объекта в решении руководителя налогового органа и ознакомления с ним проверяемого налогоплательщика;

- Принцип однократности  контроля данного объекта обуславливает  ограничение возможностей субъектов  контроля подвергать повторной  проверке один и тот же объект.

 Формы налогового  контроля – регламентированные  нормами законодательства о налогах и сборах принципиальные способы организации, осуществления и формализованного закрепления результатов мероприятий налогового контроля.

 Согласно ст.82 НК РФ формами налогового контроля, осуществляемыми должностными лицами  налоговых органов в пределах своей компетенции, являются:

- налоговые проверки (камеральные и выездные);

- получение объяснений  налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сборов;

- проверка данных  учета и отчетности;

- осмотр помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

- другие формы,  предусмотренные НК РФ.

 Методы налогового  контроля – методические приемы  изучения объекта контроля и  способы практического осуществления  форм налогового контроля, применяемые  субъектами контроля.

  С позиции практических  способов осуществления  контроля выделяют  четыре группы  методов: 

1. Методы документального  контроля:

- сплошная и выборочная  проверка документов;

- формальная, счетная  и логическая проверка документов;

- определение достоверности и подлинности документов;

- правовая проверка  документов и др.

2. Методы фактического  контроля:

- инвентаризация  имущества налогоплательщика; 

- контрольная закупка  продукции; 

- контрольный запуск  оборудования, запуск сырья в  производство и замеры выхода  продукции; 

- привлечение специалиста  и/или эксперта, проведение экспертизы;

- лабораторный анализ  состава продукции, ее качества  и др.

3. Расчетно-аналитические  методы контроля:

- экономический  и технико-экономический анализ;

- внутренний и  внешний сравнительный анализ;

- расчет контрольных  соотношений; 

- анализ соответствия  цены товаров (работ, услуг)  рыночным ценам; 

- анализ производительности  оборудования и др.

4. Информативные  методы контроля:

- получение информации  и объяснений от самого налогоплательщика; 

- получение информации  из внутренних информационных  источников (государственные реестры,  материалы предшествующих проверок, данные налоговой отчетности и др.);

- получение информации  из внешних информационных источников (банков, правоохранительных органов,  ФТС, Министерства природных ресурсов, Пенсионного фонда и др.).

 По времени  осуществления выделяют использование  трех методов: 

- предварительного налогового контроля – учет и регистрация налогоплательщиков и объектов налогообложения;

- текущего налогового  контроля – общий контроль  за сдачей налоговых деклараций, своевре-менностью и полнотой  уплаты налогов; 

- последующего налогового  контроля – проверка налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов на предмет правильности и полноты исчисления налогов, проверки банков. 

  1. Объекты и субъекты налогового контроля

    Субъекты  налогового контроля – налоговые администрации, наделенные законодательством о налогах и сборах соответствующими полномочиями для осуществления мероприятий налогового контроля (ФНС, ФТС, МФВ).

    Объект  налогового контроля – действия (бездействия) налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц по исполнению ими обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. 

  1. Этапы налогового контроля (нет)

    Соглашаясь с  мнением ряда исследователей о том, что налоговый контроль также  является составной частью финансового  контроля и представляет собой разновидность финансовой деятельности государства, мы в своих исследованиях, систематизируя и обобщая существующие мнения, выделяем предпроверочный этап процедур налогового контроля в виде проверки бухгалтерской отчетности предприятий работниками налоговых органов, состоящий из трех самостоятельных стадий:

    начальная стадия - формальный уровень;

    аналитическая стадия - сравнительный уровень;

    контрольная стадия - сопоставительный уровень. 

     Цель аналитической  стадии предпроверочного этапа  налогового контроля состоит в проверке бухгалтерской отчетности предприятия на предмет определения признаков возможного совершения налоговых правонарушений.  

     Чтобы обеспечить  своевременность реагирования на  признаки возможного совершения  налоговых правонарушений, налоговые  органы постоянно анализируют динамику данных налоговой и бухгалтерской отчетности, представляемой налогоплательщиками, и сопоставляют ее с нормативными значениями и тенденциями по отраслевому и другим признакам.  

     Налоговую проверку  показателей бухгалтерской отчетности целесообразно начинать с арифметического подсчета итогов по группам статей, разделов, а также валюты баланса по активу и пассиву и сверки полученных результатов с данными, указанными в отчетности.  

     Затем проверяется  соответствие всех данных "на начало года", или "на начало отчетного года", или "за соответствующий период прошлого года" в представляемых формах и приложениях данным из отчета предыдущего года. Например, показатели гр. 3 формы № 1 должны соответствовать показателям гр. 4 формы № 1 за прошлый год (аналогично по показателям за прошлый год и в других формах). Если какие-то показатели по сравнению с прошлым годом изменены, должно быть приведено документально оформленное обоснование с изложением в пояснительной записке.  

     В последующем оценивается взаимоувязка показателей всех форм бухгалтерской отчетности. При этом следует учитывать то, что в связи с особенностями деятельности и положениями учетных политик организаций, в некоторых случаях возможны расхождения, которые должны быть также обоснованными.  

Информация о работе Экономическая сущность цели и задачи налогового контроля