Экономическая сущность и функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Налоги как экономическая категория.……………………………………….4
1.1. Сущность налога. Основные принципы налогообложения. ……………..4
1.2 . Классификация и виды налогов.……………………………………………6
1.3. Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………..10
2. Налоги как инструмент регулирования финансово-бюджетных отношений
2.1..Роль налогов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода..14
2.2 Значение налогов для формирования доходов бюджета…………………..16
3. Возникновение налогообложения и развитие теории налогов…………….17
3.1. Налоги в экономической системе общества………………………………17
3.2. Эволюция налогообложения…………………………………………….…19
3.3. Налоги в макроэкономической теории…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...29
Приложение………………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

кр налоги.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

        Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только Кодексом.

        Кроме того, не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.

        Налоговым Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст.ст. 13 - 15 Кодекса.

      К специальным налоговым режимам, согласно ст. 18 Налогового кодекса РФ, относятся:

      1. система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 261 НК РФ);

        2. упрощенная система налогообложения (глава 262 НК РФ);  
3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 263 НК РФ);

        4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 264 НК РФ) [4]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Функции налогов и их взаимосвязь 

     Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в способе действий или непосредственно через их свойства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента самостоятельного распределения доходов. Налогам свойственны две основные функции:

     - фискальная; 

     - экономическая или регулирующая.

     В рамках регулирующей функции можно  выделить подфункции: перераспределительную, стимулирующую, учетную и контрольную.

     Схематично  приведем функции налогов на рисунке 1.

     Фискальная  функция (фиск - государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения общенациональных потребностей. Эта функция исходная и основная, характерна для всех государств на различных этапах его развития.

     Через фискальную функцию государство  обеспечивает:

  1. достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства;
  2. равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы;
  3. установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном районе;
 

     Рис.1 Функции налогов 

     
  1. установление  высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном  районе;
  2. выполнение всех экономических, политических и социальных задач.

     Фискальная  функция налогов, с помощью которой  происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику.

     По  мере развития системы налогообложения  и изменения социально-экономических  процессов роль фискальной функции уменьшается, и на определенном этапе развития экономики стала, проявляется регулирующая функция.

     Регулирующая  функция означает, что налоги как  активный участник перераспределительного процесса оказывают серьезное влияние  на производство, стимулируя или сдерживая  его темпы, учитывая или ослабляя накопление капитала, регулируя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена товарно-рыночными отношениями. Эти отношения предполагают свободу хозяйствующих субъектов.

     С помощью регулирующей функции осуществляется:

  1. регулирование спроса и предложения;
  2. стимулирование сбережений государства;
  3. выравнивание доходов отдельных социальных групп;
  4. развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуального предпринимательского имущества;
  5. регулирование экспортно-импортной деятельности;
  6. стимулирование научно-технического прогресса.

     Конечная  цель налогового регулирования –  обеспечение непрерывных инвестиционных процессов, рост финансовых результатов  и, в конечном счете, увеличение общенационального фонда денежных средств.

     Перераспределительная подфункция проявляет себя через  перераспределение доходов между  бюджетами различных уровней. Стимулирующая  – преследует цель смягчить цикличность  развития производства и обеспечивает равномерность и поступательность движения общества. Она проявляется через налоговую политику, размеры и ставки налогов, систему льгот и скидок. Учетная – вытекает из того, что налоги – это часть национального дохода и что государство заинтересовано в строгом учете налоговых доходов и облагаемой базы. Контрольная – тесно связана с учетной и дополняет ее. Она характеризует количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в денежных средствах[5].

     Функции налогов взаимосвязаны. Обе находятся во внутреннем единстве. Фискальная функция, возникшая с налогами, обуславливает действие и развитие регулирующей. Возросшее фискальное значение налоговых доходов создает объективные условия для более широкого и углубленного воздействия на ускорение темпов экономического роста, повышает доходность определенных групп населению и может в известной мере расширить базу для фискальной функции. Следовательно, функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций не исключает некоторой самостоятельности и обособленности каждой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Налоги как инструмент регулирования финансово-бюджетных отношений

     2.1. Роль налогов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода 

     Экономическая природа налога лежит в сфере  производства и распределения, в  том числе в системе государства. Она раскрывается в том, что налоги выступают косвенным регулятором  развития экономики, являясь инструментом структурного, антиинфляционного регулирования, одним из способов регулирования дефицита бюджета, распределения и перераспределения доходов различных слоев населения и инструментом воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов[6].

     Налоги, как отмечалось ранее, участвуют  в перераспределительном процессе и обеспечивают государство централизованным фондом денежных ресурсов страны. Они в системе распределения стоимости в денежной форме возникают с момента реального движения денежных ресурсов. Под реальным движением денежных ресурсов понимаются не расчетно-денежные операции, а движение денежных ресурсов, определенных законами расширенного воспроизводства. После получения выручки наступает ее распределение. Следовательно, расширенное воспроизводство создает материальную базу для распределения стоимости вначале первичного валового внутреннего продукта и национального дохода (где налоги не участвуют), а затем вторичного. Изменения, происходящие в воспроизводстве (рост или сокращение), влияют на налоги. Это взаимодействие прямое: увеличение стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода приводит к росту налоговых доходов, а сокращение стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода – к сокращению налоговых доходов.

     Следовательно, налоги как участник перераспределительного процесса зависят от объема стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода. Это находит отражение на второй стороне перераспределительного процесса – использовании стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода государством.

     Государство, устанавливая долю стоимости налогового изъятия, должно не нарушить правильного  соотношения между объемами созданной  и распределяемой стоимости. Если распределяемая часть стоимости окажется больше созданной, это вызовет расширение границ инфляционного налога. В связи с этим необходимо устанавливать связь налогообложения с воспроизводственными пропорциями [6].

     Промышленно развитые страны широко используют налогообложение  в системе государственного регулирования  экономики, превратив налог в действенный экономический стимул, элемент управления экономическими процессами [7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Значение налогов для формирования  доходов бюджета 

     Исторически решающие значение в доходах бюджета  имеют налоги. Ни одно государство  не может обойтись без налоговых доходов.

     Преследуя цель увеличения налоговых доходов, государство увеличивает налоговые  ставки. Зависимость между усилением  налогового гнета и суммой поступающих  в государственную казну налогов  вывел американский экономист Артур  Лаффер.

     Согласно  концепции А. Лаффера, стремление правительства пополнить государственную казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам. Рост налоговых ставок только до определенного предела способствует увеличению налоговых поступлений, при его достижении поступление налогов начинает постепенно замедляться, а затем при превышении этого предела идет или плавное снижение доходов бюджета, или же их резкое падение. Необоснованное увеличение налогового бремени, согласно А. Лафферу, является первопричиной развития теневого сектора экономики, ведь ставка налога, изымающая наибольшую часть дохода, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться. А вот снижение налоговых ставок, как считал А. Лаффер, стимулирует предпринимательскую деятельность, тогда рост доходов в этом случае осуществляется не за счет нагнетания налогового бремени. А за счет расширения налоговой базы.

     Вместе  с тем концепция А. Лаффера  лишь показывает указанную зависимость, но не дает четкого представления о предельно допустимой величине налогового изъятия в бюджет страны. Эта величина не может быть постоянной и достаточно точной, в немаловажной степени ее уровень зависит от финансового состояния налогоплательщиков в конкретной стране. И главная трудность состоит в том, чтобы найти оптимальный уровень налоговой ставки[8]. 

     3.Возникновение налогообложения и развитие теории налогов

     3.1. Налоги в экономической системе  общества 

     Налог одна из самых древних форм экономических  отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные так и натуральные (зерном, вином и т.п.) Люди о налогах думали всегда с двух сторон: одни о том какие налоги установить и как их собрать, а другие о том, как их платить или как от них уходить.

     Налоговая система возникла и развивается  вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий. Русский мыслитель Николай Тургенев в своем труде «Опыт теории налогов» (1818) писал: "... дурные системы налогов, были одною из причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании и, наконец, казаки от Польши. На возмущение североамериканских колоний против Англии дурная система финансового управления относительно иностранной торговли имело решительное влияние." [Цитировано по: Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли М., 1996, страница 126] Он отмечал, что именно налоговые и финансовые неурядицы, неискусное собирание денег с народа подавали повод к восстаниям, революциям и иным общественным потрясениям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов