Экономическая сущность и понятие налогов и налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:00, лекция

Описание работы

Общая теория налогов существует и эволюционирует в рамках финансовой науки, становление которой как самостоятельной отрасти знания относится к XIX веку. Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.
Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важными элементами финансово-бюджетной системы являются налоги.

Содержание

1. Экономическая сущность налогообложения.

2. Понятие и признаки налога и сбора.

3. Принципы налогообложения.

4. Функции налогов.

5. Классификация налогов.

6. Возникновение и развитие налогообложения. Теории налогов.

Работа содержит 1 файл

Тема1. Экономическая сущность налогообложения (1).doc

— 270.50 Кб (Скачать)


Налоги и налогообложение

                           

                            Тема 1. Экономическая сущность и понятие налогов и налогообложения.

 

                            План лекции:

1. Экономическая сущность налогообложения.

2. Понятие и признаки налога и сбора.

3. Принципы налогообложения.

4. Функции налогов.

5. Классификация налогов.

6. Возникновение и развитие налогообложения. Теории налогов.

 

1. Экономическая сущность налогообложения.

 

Общая теория налогов существует и эволюционирует в рамках финансовой науки, становление которой как самостоятельной отрасти знания относится к XIX веку. Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важными элементами финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В эпоху становления капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бре­мени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Американскому президенту Б. Франклину принадлежит изречение: «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. На исключительное значение налогов для государства указывал К. Маркс: «Налог - это материнская грудь, кормящая правительство. Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета), и составляет экономическую сущность налога.

Налоги как экономическая категория – это совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов государства. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы государства. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Причем изъятие принудительное и безэквивалентное. Из этого следует, что между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. Если государство заинтересовано в росте налогов, то налогоплательщик, наоборот, желает низких налогов, что позволяет ему максимизировать свой доход.

Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:

- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

              За счет налоговых сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства.

Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны – по поводу формирования государственных доходов. Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством.

Налоги - это важнейшая финансово-экономическая категория. Всеобщий характер налогов обусловлен тем, что они составляют основную доходную часть государственного бюджета.

По своему содержанию на макроэкономическом уровне налог представляет собой долю произведенного обществом валового внутреннего продукта, перераспределяемую с целью реализации функций государства: для финансирования социальных программ поддержки незащищенных слоев населения, экономических программ, на содержание армии, служащих социальной сферы – здравоохранения, образования, органов охраны правопорядка, управления.

В микроэкономическом аспекте налог – это изымаемая доля продукта, произведенная субъектом хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, полу­чающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения.

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Налоги и займы - два определяющих источника процветания любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом сообществе. При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения (внутренние заимствования) и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).

В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, в США налоги формируют 90% бюджета, в Германии - 80%, в Японии - 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям – более 85%.

 

2. Понятие и признаки налога и сбора.

 

Общее определение и содержание понятий «налог» и «сбор», используемых в налоговом законодательстве, дается в Налоговом кодексе РФ (статья 8).

              Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

              Признаками налога являются:

- обязательность уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения. В данном случае можно говорить и о принудительном характере налога;

- индивидуальность определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;

- безвозмездность (безэквивалентность) уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав, документов взамен уплачиваемой суммы налога;

- денежная форма (отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу);

- законодательный характер. Налоги вводятся и отменяются только соответствующими законами;

- целевой характер. Проявляется в обеспечении потребностей государства в денежных ресурсах, направляемых на финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетами различных уровней.

              Кроме того, особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством или специально уполномоченными организациями в силу права верховенства, властных полномочий.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Главное отличие сбора от налога – отсутствие требования безвозмездности уплаты.

                            В Российской Федерации действуют таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоги представляют собой обязательные сборы и платежи, взимаемые государством на основе за­кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по­требностей. Налоговые платежи зачисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды.

Налоги:

- влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его;

- размер налогов определяет уровень оплаты труда, так как она включает налоговые платежи;

- от налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг (оно является определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей для предпринимателей);

- налоги влияют на инвестиционные решения предпринимателей.

 

              3. Принципы налогообложения.

 

              Использование налогов в качестве главного источника доходов государства требует разработки определенных правил (принципов). Необходимость учета фактической платежеспособности налогоплательщика, с одной стороны, и коллективных потребностей членов общества, на удовлетворение которых и взимается налог, с другой стороны, выражается в основных принципах налогообложения.

Принципы (от лат. principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.

В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы. Кроме того, в рамках каждой из указанных групп принципов выделяются общие принципы налогообложения, присущие всей системе налогообложения в целом, и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения, например принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов, принципы местного налогообложения и т. д.

Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Их называют классическими принципами налогообложения. 

А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:

1) принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;

2) принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»;

3) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

4) принцип удобства, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

5) принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. В настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:

1) принцип справедливости;

2) принцип соразмерности;

3) принцип учета интересов налогоплательщиков;

4) принцип экономичности (эффективности).

Принцип справедливости. Согласно этому принципу, каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Выделяются две основные идеи:

1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика;

2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов (методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное налогообложение).

              Справедливость налогообложения требует создания условий, при которых налогоплательщики с более высоким уровнем доходов уплачивают налог в больших суммах. Справедливость представляется в вертикальном и горизонтальном аспектах. Вертикальный – предполагает, что налог взимается в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица и с увеличением дохода ставка налога может возрастать. Горизонтальный – означает применение одинаковой налоговой ставки для лиц с одинаковыми доходами независимо от вида источника дохода.

              Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

Принцип соразмерности характеризуется кривой Лаффера (Артур Лаффер - американский экономист, профессор Калифорнийского университета города Лос-Анджелес), показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70–80-е гг. ХХ века.

Информация о работе Экономическая сущность и понятие налогов и налогообложения