Экономическая сущность налога и его роль в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:37, реферат

Описание работы

Причина возникновения налогов.
Эволюция научных взглядов на экономическое содержание налога.
Налог как экономическая категория.

Работа содержит 1 файл

Экономическая сущность налога и его роль в современном обществе.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА И  ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ  ОБЩЕСТВЕ.

  1. Причина возникновения налогов.

        Основная  причина возникновения налогов: образование государства.

        Налог – самая оптимальная форма  мобилизации средств.

        Позволяет собрать 65-95% доходов государства.

        Изначально  отчуждение средств государству  производилось на добровольной основе ( пожертвования в Древнем Риме). Обязательные платежи производились захваченными народами. Но добровольные подношения не могли обеспечить запросы государства. Таким образом, встал вопрос об обязательстве.

        Доходы, сравнимые с налогом: 1) доходы от захватнической деятельности, войны, плата  от союзников; 2) пользование имуществом гос-ва; 3) масса сборов и пошлин.

        Причина введение налогов: гос-ву было необходимо решать дополнительные проблемы, кроме защиты земель, но доходов в форме  1), 2), 3) не хватало.

        Первая  форма налога: Auxilia (лат.) – помощь: каждый гражданин декларировал свое имущество и платил в зависимости от количества данного имущества. Никто не контролировал, но было престижным быть богатым, так как это давало свободу и право голоса. Налог носит не только материальный характер. Важный регулятор экономической деятельности общества. Один из инструментов прямого и косвеного регулирования экономики.

        Изначально  теория налогов отставала от практики налогообложения ,так как не могли выделить основу понятия налогов (право-экономика). До сих пор в теории существуют пробелы. 

        2. Эволюция научных  взглядов на экономическое  содержание налога.

        I. Первый этап в формировании взглядов: Налог – абсолюное зло, так как нарушает формулу справедливости.

        Этого взгляда придерживались меркантилисты (15-16 вв.)

        Ф.Аквинский: налог – узаконенная форма  грабежа.

        II. С налогами примирились: появились индивидуалистические теории.

        Основа  этих теорий – ограждение расходов государства от сферы производства, что выражалось в следующих идеях: 1) Идея невмешательства государства в экономику; 2) Идея непроизводительного характера услуг государства.

  1. Теория выгоды (обмена эквивалентов);
  2. Теория обмена услуг.
  3. Атономистическая теория.

        Данные  теории объединяет подход к налогу как плате за услуги государства.

  1. Теория налога как страховой премии. Критиковалась, так как не факт, что потерянные средства вернутся от государства как в случае со страховой компанией.
  2. Особое место  занимает классическая школа (конец 17 века). А. Смит, Д. Рикардо: выделили экономическую природу налога + идея невмешательства гос-ва в экономику и идея непроизводительного характера услуг государства. В основе налога лежит определенный критерий: доход.
  3. Теория наслаждений . Симон де Сисмонди (19 век): налог – это цена, которая уплачивается гражданином за получаемые наслаждения. При помощи налогов покрываются ежегодные расхода гос-ва. Т. обр., каждый налогоплательщик участвует в общих расходах, совершаемых ради него и сограждан. Налог – жертва.

        III. Идея налога как важного и неотъемлемого регулятора эк отношений как между субъектами, так и между субъектами и гос-вом.

          Селигман предложил 7 этапов эволюции взглядов на налоги: 1) дар; 2) Правительство смиренно умоляло или просило народ о поддержке; 3) идея помощи; 4) идея жертвы, которая приносится индивидуумом ради гос-ва; 5) у плательщика развиваеся чувчтво долга или обязанности; 6) идея налогового принуждения; 7)идея определенной доли или оклада, устанавливаемого вне всякой зависимости от воли налогоплательщика ( подразумевается, что в налог вкладывается идея справедливости). 

        3. Налог как экономическая  категория.

        Категория – это отношения между кем- то и кем- то  по поводу чего-то для  каких-либо целей.

        Налог – вторичное распределение доходов  государства.

        Налог как эк категория- совокупность отношений, возникающих между налогоплательщиком и гос-вом (под кот подразумеваются ФЛ и ЮЛ) по поводу перераспределения ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов ос-ва.

        НК  РФ, ст.8: Налог – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ лиц в форме отчуждения (следует заметить, что по ГК РФ отчуждения производятся только в судебном порядке) принадлежащих или на праве собственности, хоз ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности гос-ва или муниципальных образований.

          НК РФ, ст.8: Под Сбором в РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и ФЛ, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика гос органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами или должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

        Пошлина – особый вид налогов и сборов, взимаемый не со всех ФЛ и ЮЛ, а только с тех, кот вступают в специфическе отношения между собой и с государством в лице гос органов. Пошлины взимаются при заключении договоров об аренде, передаче ценных бумаг, регистрации предприятий.

        Взнос – внесение определенной суммы денежных средств в виде вклада в банк, платы за вступление, участие в организации, оплаты своей доли в имущественном приобретении.

        Отличия сбора от взноса: 1.Участие гос-ва. 2. Обязательность. 3. При взносе присутствует разрыв во времени между осуществлением и получением услуги. 4. При взносе: можно получить  обратно в денежном эквиваленте. 5. круг направленности: сбор – индивидуальный платеж; взнос - с определенной группы, сформированной по определенным критериям.

       Отличия пошлины от сбора: 1. при взимании пошлины гос-во может быть не обязательной, а третьей стороной (суд: 2 истца и государство). 2. Государство не оказывает услугу.

         Специфические признаки налогов как особого вида финансового платежа.

        1. Обязательный характер налогов  (изъятие не может быть добровольным).

        2. Законодательный (налог – узаконенная  форма изъятия; налоги вводятся, изменяются и отменяются только законами).

        3. Безэквивалентный (плательщик не  получает эквивалентных услуг со стороны гос-ва на ту сумму, кот плательщик уплатил, но для всего общества налог условно эквивалентен). 

        4. Субъекты налоговых  отношений.

        Сущность  налога разнится в зависимости от того, с чьей стороны смотреть: 1) с точки зрения  гос-ва: налог – инструмент получения денежных доходов; 2) с позиции налогоплат-ка: налог – изъятие его дохода на основе принудительности и безыквивалентности.

        Интерес плат-ка – снижение платежей, чему противостоит гос-во в первую очередь в форме законов. Обе стороны прибегают к планированию. Гос-во планир ту сумму, кот оно может и должно получить, плательщик – расходы.

        Варианты  налогового планирования для налогоплательщика: 1) законные (а)выбор места положения, регистрации предприятия; б) выбор оргно-правовой формы; в) использование возможностей предост неналоговыми документами, имеющими более высокий статус; г)грамотное и правильное ведение бух учета; д) использование пробелов и достоинств налог законодательства; е) использование более экономичных способов защиты нарушенных прав. 2) незаконные.

        Гос-ва в целях защита эк интересов используют налоговый контроль путем 1) создания специализир органов, следящих за порядком; 2) создания контроля.

        Способы контроля: 1) предупреждение и выявление нарушений; 2) предложение о добровольной уплате; 3) взыскание налог платежей в судебном и безакцептном порядке (без согласия); 4) возбуждение против налогопл-ков дел, вплоть до уголовных. 

        5. Функции налогов.

        Сущность  налога проявляется через его  функции.

        Мировая обществ наука останавливается  на 2-х функциях: 1) Фискальная. Исторически первая, самая главная, раскрывает предназначение налога, его появление. 2) Экономическая. Само существование налога оказывает воздействие на обществ воспроизводство; налог, изымая часть дохода неизбежно снижает как объем производства след цикла, так и темпы эк роста в целом.  Усиление нал бремени оказывает отрицательное воздействие, в то время как его снижение, соответственно, положительное. Налоги способна влиять на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных  пропорций в эк-ке, т.е. снижение налог изъятий может стимулировать развитие отдельных отраслей, территорий, категорий граждан. Может также влиять на развитие малых форм предприятий и занятость населения. Т.е. эк функция отражает сущность налога как перераспределительной категории.

          Экономисты отмечают наличие связи между фиск и эк функциями налогов, которая носит своеобразный характер: повышение налогового бремени способствует более полной реализации фискальной функции в краткосрочном периоде, но подрывает эк стимулы развития. В долгосрочном периоде нал поступления снижаются (банкротства, сокращение предпринимательской деятельности, нежелание платить налоги, уклонение), что уменьшает фиск эффект. Активизация стимулирует воздействие налога, следовательно, в долгосрочном периоде за счет увеличения налоговой активности происходит увеличение налоговых платежей.

        Функции, выделяемые отечественными экономистами. Часто трактуются как подфункции экономической функции: 1) регулирующая; 2)бюджетная; 3) распределительная; 4) стимулирующая; 5) социальная; 6) стабилизирующая; 7) контрольная (налог – зеркало эк процессов; с помощью анализа динамики и структуры нал поступлений гос-во составляет картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действия нал системы и ее влияния на нац хозяйство); 8) интегрирующая (выделяет Караваева: налог – одно из средств формирования единого эк пространства гос-ва, связывающий региональные хозяйства с политическими интересами. 

    7. Влияние налогов  на экономические  процессы.

      В совр условиях налог – инструмент влияния на экономику. И существуют инструменты, влияющие на отдеотные сектора экономики, например, потребление, сбережения, инвестиции.

      Повышение налогов: увеличиваются расходы  налогоплательщика, снижается потребление, снижаются инвестиции. Снижение налогов: рост потребления и/или сбережений; что касается инвестиций, то в них гос-во может заинтересовать население, повышая ставки налога на сбережения, не идущие на инвестирование)

Информация о работе Экономическая сущность налога и его роль в современном обществе