Экономическая сущность налогов.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия, на содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, «в налогах воплощено экономически выраженное существованиигосударства».
Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения и каждым членом общества

Работа содержит 1 файл

налоги печать.docx

— 61.30 Кб (Скачать)

1.Экономическая сущность налогов.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических  и физических лиц в государственный  или местные бюджеты. Они возникли с разделением общества на классы и появлением государства. 
 
Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия, на содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, «в налогах воплощено экономически выраженное существованиигосударства». 
Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения и каждым членом общества. Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного государственного фонда финансовых ресурсов. Указанные отношения неравноправные, односторонние. В них государство является главным, решающим действующим лицом, а плательщики налогов — пассивные исполнители. Специфичность этих отношений выражается, во-первых, в обязательном характере налогов (представляют часть национального дохода, принудительно изымаемого государством у предприятий и граждан), во-вторых, в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т. е. возвращаются плательщикам косвенно).Взимание налогов производится властью государства при наличии соответствующего налогового законодательства, т. е. в форме правовых отношений. 
Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. Налоги выполняют, как и финансы,две функции—распределительную и контрольную.Посредством распределительной функции осуществляется формирование доходной части государственного бюджета, а затем направление этих доходов на финансирование различных мероприятий, связанных с реализацией государством своих функций (хозяйственно-организаторской, социальной, обороны страны и др.). В процессе осуществления этой функции реализуется стимулирующее или сдерживающее (дестимулирующее) воздействие на производственную и непроизводственную сферу общества. Достигается это посредством введения соответствующих ставок и разных льгот, исключений, преференций. 
Путем контрольной функции оценивается эффективность каждого платежа и налогового режима в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику. Контрольная функция налогов проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции налогов находятся в тесной взаимосвязи и единстве, в конечном счете они определяют эффективность налоговых отношений. 
Сегодня налоги классифицируют по многим признакам: методам установления, органам власти, в распоряжение которых они поступают;видам плательщиков и др.По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги — это налоги на отдельные объекты имущества (земля, природные ресурсы и др.) или на доходы отдельных лиц (физических и юридических), которые уменьшают сумму доходов плательщика. К косвенным налогам относятся платежи, включаемые в цену товара и увеличивающие ее размеры, а в конечном итоге уменьшающие доходы плательщиков. Они выражают прежде всего фискальные интересы государства. В последние годы наиболее распространенными видами косвенных налогов в республике были налоги с оборота, с продажи, на топливо, на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.В зависимости от органов власти, в распоряжение которых поступают те или иные налоги, различают общегосударственные, или федеральные, и местные налоги и сборы. К общегосударственным (федеральным) относятся налоги и сборы, имеющие в основном фискальное значение, поступающие в бюджет центрального (федерального) правительства. Они устанавливаются специальными декретами центральной законодательной власти.К местным налогам относятся налоги и сборы, устанавливаемые решениями местных органов власти и зачисляемые в местные бюджеты.Общегосударственные налоги (это прежде всего налог на добавленную стоимость и акцизы) могут использоваться и для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, в этом случае они относятся к регулирующим доходам. 
 
В зависимости от вида плательщиков налоги подразделяются на налоги с хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций) и налоги с физических лиц. Если принять все налоги, поступающие в доход бюджета Республики Беларусь, за 100 %, то на долю налогов с первой группы плательщиков в 1992—1996 гг. приходилось более 90 %, а на долю налогов с физических лиц — менее 10 %.С понятием «налоги» тесно связано понятие «налоговая система». Налоговая система представляет собой со-вокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.До 1992 г., т. е. до распада СССР, в стране действовала налоговая система, которая больше соответствовала командно-административной системе управления экономикой, жесткому государственному регулированию цен. Одним из главных доходных источников бюджета являлся налог с оборота, который был ориентирован на применение фиксированных розничных и оптовых цен и их государственное регулирование. В связи с приобретением Республикой Беларусь экономической и политической самостоятельности, а также распадом СССР возникла необходимость создания собственной налоговой системы, учитывающей настоятельную потребность экономики в переходе к рыночным отношениям. Рядом законов, принятых Верховным Советом Республики Беларусь в 1992— 1996 гг., в республике установлена новая налоговая система, включающая следующие виды общегосударственных налогов и сборов:а) налог на добавленную стоимость (НДС);б) акцизы;в)налогнаприбыльидоходы; 
г) налог за пользование природными ресурсами (экологический налог); 
д) налог на недвижимость;е) таможенные экспортные и импортные пошлины:ж) земельный налог (плата за землю);з) сбор за проезд автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;и) Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; к) государственная пошлина;л) подоходный налог с граждан.

Налог на добавленную стоимость  используется более чем в 40 странах  мира, в том числе в 17 странах  ЕЭС. Преимущества этого налога состоят  в том, что он, во-первых, взимается  с широкого круга плательщиков по месту создания новой стоимости; во-вторых, отличается относительной  простотой исчисления (при наличии  правильного учета) как для плательщиков, так и для финансовых органов  и, в-третьих, обеспечивает надежной и  устойчивой базой формирования доходов  бюджета государства независимо от изменения цен, финансового состояния  плательщика, уровня инфляции. Он является в настоящее время одним из важнейших источников доходов бюджета  Республики Беларусь. В 1992—1996 гг. удельный вес этого платежа в общей  сумме доходов бюджета республики составил 26—37 %. 
 
Особенностью этого налога является то, что объектом обложения служит не вся выручка от реализации, а только добавленная стоимость, в которую включаются заработная плата (со всеми начислениями на нее), прибыль и амортизация основных фондов1. Включение последнего элемента, по мнению многих экономистов, противоречит канонам экономической теории, а поэтому со временем возможны изменения в методике исчисления добавленной стоимости. 
 
Крупным источником доходов бюджета является налог на прибыль. В 1992—1996 гг. удельный вес этого налога составлял 26—31 % всех доходов бюджета Республики Беларусь. 
 
Налог на прибыль используется государством не только в фискальных целях, но и в качестве важнейшего финансового рычага воздействия на повышение эффективности производства, улучшение материально-технического оснащения предприятий. Достигается это в основном путем установления соответствующих налоговых ставок, а также широкой системы льгот. 
 
Монопольное положение отдельных производителей и потому чрезмерно высокий уровень их доходов потребовали ввести такую форму доходов (наряду с налогом на добавленную стоимость), как акцизы. Они устанавливаются на отдельные виды товаров, имеющих высокую рентабельность по причинам, не зависящим от работы предприятий (спирт, коньяк, мех и др.). Акцизы относятся к числу косвенных налогов. Удельный вес их в доходах бюджета Республики Беларусь составлял в 1992— 1996 гг. 9—20 %. 
 
Важнейшим элементом национального богатства государства являются основные производственные и непроизводственные фонды, стоимость которых с каждым годом увеличивается. От того, как они используются, во многом зависят экономические показатели каждого предприятия. С целью экономического стимулирования улучшения использования данных фондов введен налог на недвижимость. Этот налог несет и социальную нагрузку: чем богаче предприятие, тем больше оно должно вносить средств в бюджет на общегосударственные нужды. 
 
Значительное место в доходах бюджета Республики Беларусь занимает Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это специфический налог, плательщиками которого являются все предприятия, объединения и хозяйственные организации (за небольшим исключением). Основное назначение этого налога — покрытие тех огромных расходов, которые несет республика на осуществление комплекса мероприятий, связанных с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС. Исчисляется он не от прибыли, а от фонда оплаты труда. 
 
К числу платежей, вносимых предприятиями в бюджет, относятся также плата за землю и налог за пользование природными ресурсами. Назначение этих налогов в том, чтобы экономически стимулировать более эффективное использование земель и природных ресурсов, мобилизовать средства в бюджет для целевого финансирования мероприятий по землеустройству, повышения качества земель и их охраны, а также на социальное развитие села. 
 
В условиях перехода к рыночным отношениям важное значение имеет введение таких платежей, как таможенные экспортные и импортные пошлины. Таможенные пошлины представляют собой налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров. Основная цель введения указанных пошлин — экономическая защита внутреннего рынка. 
 
Одним из источников поступления доходов в бюджет является государственная пошлина, которую уплачивают предприятия и граждане с заявлений и жалоб, подаваемых в суд, за нотариальные действия, совершаемые нотариальными конторами и исполнительными органами городских, поселковых и сельских Советов депутатов и т. п. Удельный вес государственной пошлины в доходах бюджета Республики Беларусь относительно невелик (менее 1 %). 
 
Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог с граждан. За счет этого налога формируется решающая часть местных бюджетов. В целом удельный вес подоходного налога с граждан в доходах бюджета Республики Беларусь составлял в 1992—1996 гг. около 7—10 %. В условиях дальнейшего расширения рыночных отношений в республике создаются предпосылки для дальнейшего роста личных доходов граждан. Это позволяет государству все в больших абсолютных суммах изымать у населения в виде подоходного налога часть их доходов с тем, чтобы затем использовать эти средства на финансирование многочисленных социальных программ. Поэтому говорить об отмене этого налога, как предлагают некоторые экономисты, преждевременно. Подоходный налог с физических лиц функционирует во всех развитых рыночных странах и является одним из важных доходных источников бюджета.

Налоговая систьема Республики Беларусь.

Подоходный налог  с физических лиц

Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в  течение календарного года:

  • физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами;
  • физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.

Есть несколько видов дохода, не облагаемого этим налогом (стоимость  путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные  учреждения, оплаченных за счет средств  социального страхования, а также  за счет средств республиканского и  местных бюджетов; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи  личного имущества (недвижимость –  раз в пять лет и автотранспортные средства – раз в год); доходы от продажи продукции, произведенной  на приусадебных участках и др.).

Подоходный налог с физических лиц взимается по ставке 12 процентов.

Плательщики при наличии оснований  могут воспользоваться стандартными, социальными и другими налоговыми вычетами.

При определении размера налоговой  базы плательщик имеет право на получение  следующих стандартных налоговых  вычетов:

  • в размере 292 тыс. рублей за каждый месяц года в отношении доходов, не превышающих 1766 тыс. рублей в месяц;
  • в размере 81 тыс. рублей на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц года;
  • в размере 410 тыс. рублей за каждый месяц года следующие категории плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности.

Плательщик имеет право на получение  социального налогового вычета:

  • в сумме, уплаченной им в течение года за свое обучение или обучение члена семьи в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего или среднего специального образования;
  • в сумме, не превышающей четырех базовых величин (140 тыс. рублей) за каждый месяц налогового периода, уплаченной в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

Налог на прибыль

Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и  международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества, хозяйственные  группы.

Налогооблагаемая прибыль определяется как общая сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных  прав и доходов от внереализационных  операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Ставка налога на прибыль составляет 24 процента.

Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены в законодательном  порядке для:

  • организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов (уплачивают налог по ставке 10 процентов);
  • организаций, включенных в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 процентов);
  • организаций, получающих прибыль от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части (ставка налога уменьшается на 50 процентов).

От налога на прибыль освобождаются:

  • прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также полученных и использованных на эти цели кредитов банков, займов нерезидентов Республики Беларусь, оформленных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
  • организации, в которых более 50 процентов от списочной численности в среднем за период составляют инвалиды;
  • организации, осуществляющие эксплуатацию объектов придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов;
  • другие организации, указанные законодательством.

Налог на доходы иностранных организаций,не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Налогом на доходы облагаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Ставки налога составляют по:

  • плате за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг - 6 процентов;
  • по доходам от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления - 10 процентов;
  • дивидендам и доходам от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части - 12 процентов;
  • другим доходам - 15 процентов.

Налог на добавленную  стоимость

Плательщиками налога на добавленную  стоимость (НДС) признаются юридические  лица Республики Беларусь, иностранные  юридические лица и международные  организации, простые товарищества, хозяйственные группы, индивидуальные предприниматели, а также организации  и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В Республике Беларусь действует зачетный метод исчисления НДС. Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разность между  общей суммой налога, исчисленной  по итогам налогового периода и суммами  налоговых вычетов. Если сумма налоговых  вычетов превышает общую сумму  налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых  вычетов и общей суммой налога подлежит вычету в следующем налоговом  периоде.

Не признаются объектом налогообложения  НДС:

  • суммы, полученные уполномоченными органами за совершаемые юридически значимые действия при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (государственная пошлина, патентные пошлины, консульский сбор, гербовый сбор), платежи в бюджет либо в государственные внебюджетные фонды;
  • перечисляемые в доход бюджета суммы арендной платы, полученные от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) предприятия в целом как имущественного комплекса, находящегося в государственной собственности;
  • средства, полученные в результате отчуждения в установленном законодательством порядке находящегося в государственной собственности имущества;
  • выбытие имущества в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие);
  • отчуждение имущества по решению суда в порядке взыскания налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов за совершение административных правонарушений и (или) преступлений;
  • обороты по реализации долей в уставных фондах организаций.

Информация о работе Экономическая сущность налогов.