Экономическое содержание налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Формирование финансовой системы и ее составной части — налоговой системы — неразрывно связано с эволюцией общества, с изменением форм государственного устройства. Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Содержание

Введение

Экономическое содержание налога

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Налог.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Содержание: 
 

Введение

Экономическое содержание налога

Заключение

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Формирование  финансовой системы и ее составной  части — налоговой системы  — неразрывно связано с эволюцией  общества, с изменением форм государственного устройства. Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В новое и новейшее время значение налогообложения неуклонно усиливалось: развивающиеся национальные капиталистические общества требовали постоянного увеличения ассигнований на проведение экспансионистской политики и экономических и социальных реформ. 
 
 Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Многие современные государства (в их числе и Россия) обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога»1. Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса: 
 
- физическими лицами, получающими доход; 
- юридическими лицами (хозяйствующими субъектами). 
 
 За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы общества. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государственные институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне — это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом — это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности. 
 
 В науке утвердился взгляд, согласно которому налог выступает как своего рода оплата услуг управленческого аппарата и отдельных общественно значимых служб: налог — это «форма, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам»2. Таким образом налогоплательщику обеспечиваются условия для реализации стоящих перед ним финансово-хозяйственных задач, а государство, взимая за это налоги, наполняет бюджет. 
 
 К настоящему моменту в большинстве стран мира преобладает смешанная экономика, в которой действие рыночных механизмов дополняется государственным управлением. С точки зрения теории оправданием вмешательства властных институтов в процесс внутреннего регулирования производственно-коммерческой сферы являются ситуации, когда рынок не в состоянии самостоятельно решить все проблемы (производство общественных благ, социальные вопросы, макроэкономическая стабильность, развитие научно-технического прогресса, экологическое равновесие). Для осуществления своей деятельности государству, как и любому субъекту экономики, необходимы средства, основным источником которых в данном случае выступают налоги. 
 
 В идеале схема финансовых взаимоотношений между хозяйствующим субъектом и государством должна быть замкнутой: первый платит налоги, а второе предоставляет на эту сумму товары и услуги, называемые общественными благами. В реальности это невозможно, так как на государство возложена не только экономическая функция, непосредственно касающаяся деятельности каждого предприятия, но и общенациональная, которая воздействует на плательщика налога лишь опосредованно, через социальную среду.  
 
 В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) дается определение налога как «обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1 ст. 8 НК РФ). Исходя из этого определения можно сделать вывод, что налог основывается на следующих принципах: 
 
- обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соот 
ветствии с законодательством как субъекты налогообложения, т. е. на 
логам присущ принудительный характер; 
- индивидуальность определения величины налога в отношении 
каждого налогоплательщика; 
- безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие 
факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ 
и услуг, прав, документов взамен уплачиваемой суммы;  
- отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, что сопровождается сменой формы собственности; часть собственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизованный фонд (бюджет) государства. 
 При определенных экономических и политических условиях уплата налогов может происходить и в натуральном виде, что характерно, главным образом, для слаборазвитых стран. Впрочем, подобные обстоятельства могут возникнуть в любом обществе. Так, в годы Великой Отечественной войны налоги чаще всего взимались не в денежной форме, а в натуральной. 
 
 Финансовые ресурсы государства формируются и за счет сборов. Сбор — это «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8 НК РФ). Главное отличие сбора от налога — отсутствие требования безвозмездной уплаты, т. е. перечисление сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком (например, уплата сбора на право торговли позволяет осуществлять торговлю на территории данного субъекта федерации). К отличительным признакам сбора также относится нерегулярный характер его уплаты, которая производится по мере необходимости, до начала функционирования субъекта в качестве участника экономического процесса, в то время как налоги начисляются и уплачиваются по результатам хозяйственной деятельности. 
Сущность налогов проявляется через их функции: фискальную, экономическую, контрольную. 
 
 Фискальная функция (от лат. fiscus — государственная казна) обычно рассматривается как основная, присущая всем общественно-экономическим формациям на всех этапах эволюции. Именно благодаря действию данной функции властные институты обеспечиваются необходимыми ресурсами (натуральными и (или) финансовыми), а на более высоких стадиях развития государства формируется единый централизованный денежный фонд. 
 
 В индустриальном и постиндустриальном обществах, ввиду того, что объем налоговых отчислений увеличивается, а государство стремится все более активно проводить свою политику в экономической и социальной сферах, значение фискальной функции возрастает. 
 
 Налоги в этом случае превращаются в основной источник доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в бюджет составляет 80—90%. Для сравнения налогового бремени по странам в международной статистике пользуются показателем удельного веса налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте. Таким образом, фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, позволяет государственным структурам вмешиваться в хозяйственную и социальную жизнь общества и обусловливает экономическую функцию налогов. Последняя включает в себя ряд подфункций: регулирующую, распределительную, стимулирующую, социальную и воспроизводственную. 
 
 Налоговое регулирование, являющееся составной частью государственного регулирования, в современных условиях признано важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики. 
 
 Распределительная подфункция реализуется при распределении и перераспределении ВВП. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения или сокращения налоговой базы, изменения схем зачисления налоговых поступлений по бюджетам различного уровня. 
 
 Стимулирующая подфункция органично дополняет регулирующую и проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, для поддержания производства продукции социального и сельскохозяйственного назначения, инновационной и внешнеэкономической деятельности. Например, при исчислении налога на добавленную стоимость установлены три ставки: 0%, 10% и 18% (ст. 164 НК РФ). Первая из них — нулевая — применяется в основном в отношении экспортных операций; тем самым государство стимулирует развитие внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, что является одним из основных показателей экономического развития страны.  
 
 Обложение по 10%-ной ставке производится при реализации продуктов питания (за исключением деликатесных) и товаров детского ассортимента. В этом случае государственная политика направлена, с одной стороны, на стимулирование жизненно важных отраслей, а с другой — на повышение жизненного уровня населения страны. 
 
 Действие социальной подфункции выражается в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования населения. Вычеты на благотворительные цели,на содержание детей и иждивенцев при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности граждан. Кроме того, за счет общих налоговых поступлений финансируются здравоохранение, образование, развитие науки и культуры, другие программы. Все это свидетельствует о социальном характере налогов и, следовательно, позволяет с их помощью снижать напряженность в обществе. 
 
 Воспроизводственная подфункция предполагает зачисление налогов на специальные счета и формирование внебюджетных фондов для осуществления мероприятий природоохранного назначения, содержания дорожного хозяйства и т.п. К таким налогам относятся: земельный, водный, налог на добычу полезных ископаемых, транспортный и ряд других. 
 
 Экономисты отмечают наличие связи между двумя основными функциями налогов — фискальной и экономической. Увеличение налогового бремени способствует более полной реализации фискальной функции в краткосрочном периоде, но при этом подрывает экономические стимулы развития производства, что ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет государства. И наоборот, понижение ставок уменьшает фискальный эффект налогов на первых порах, но стимулирует развитие экономики. В долгосрочной перспективе за счет роста деловой активности доходы государства возрастут и, следовательно, возрастет значение фискальной функции даже при низком уровне налогообложения. Эти закономерности были математически исследованы, и результат известен в мировой экономической науке как эффект «кривой Лаффера»: линия, построенная ученым, отражает взаимосвязь между величиной ставки налога и объемом поступления налоговых платежей в государственный бюджет. Установлено, что при ставке подоходного налога свыше 30—35% средства уходят в теневую экономику или предприятия прекращают деятельность по причине отсутствия экономической выгоды. 
 
 Действие контрольной функции позволяет оперативно оценивать эффективность каждого отдельного налогового канала и фискального «пресса» в целом, выявлять необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику, т.е. сущность данной функции состоит в том, что появляется возможность количественного анализа налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Реализуется рассматриваемая функция специальными органами, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, соблюдением установленных норм заполнения и представления налоговой отчетности. 
 
 Применение всех функций налогов с учетом их взаимосвязи определяет эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики.
 

      Число налогов велико, структура их различна. Тем не менее для каждого из них должны быть определены круг налогоплательщиков и основные элементы. В законе о  каждом налоге или сборе должна содержаться  исчерпывающая информация, так как  нечеткость, двусмысленность или неполнота нормативной базы могут привести, с одной стороны, к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях, а с другой — к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражающимся в расширительном толковании положений закона и др.  
 
 В отечественной экономической литературе не раз отмечалось: «Если законодатель по какой-либо причине не установил и (или) не определил хотя бы один из них, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной. В этой ситуации в ряде случаев налогоплательщик имеет все законные основания не уплачивать налог, а в ряде случаев — уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом»3. Четкое определение элементов налога способствует планированию развития бизнеса и определению финансового результата предпринимательской деятельности, что особенно важно при рыночных отношениях. 
 
 В пункте 1 ст. 17 НК РФ говорится, что «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения». Данной статьей предусмотрено обязательное наличие следующих элементов налога: 
 
- объект налогообложения; 
- налоговая база; 
- налоговый период; 
- налоговая ставка; 
- порядок исчисления налога; 
- порядок и сроки уплаты налога. 
 Рассмотрим каждый из указанных элементов подробнее. 
3 Основы налогового права / под ред. С.Г. Пенеляева. М, 1995. С. 39. 14 
 
 Налогоплательщик — это организация или человек, на которого законодательно возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ). При определении какого-либо лица, юридического или физического, как налогоплательщика необходимо различать резидентов и нерезидентов, чье правовое определение в национальных налоговых законодательствах отличается конкретностью признаков. 
 
 Типичными признаками выступают: место регистрации, место экономической деятельности и место управления. Резиденты отвечают перед отечественным законодательством по всей сумме и видам доходов, а также по всем видам налогов; нерезиденты уплачивают налоги только от дохода, полученного на территории данной страны. 
 
 Объект налогообложения — это те действия, события или состояния, участие в которых переводит организацию или гражданина в разряд налогоплательщиков. Видами объектов налогообложения могут выступать «операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога» (п. 1 ст. 38 НК РФ). 
 
 По каждому существующему налогу законодательно определен объект налогообложения. Например, по налогу на прибыль объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ), а по транспортному налогу — автомобили, автобусы, самолеты, вертолеты, яхты и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ). 
 
 Налоговая база — понятие количественное. Она представляет собой «стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения» (п. 1 ст. 53 НК РФ); порядок ее определения по каждому виду налога устанавливается отдельно. Четкое и однозначное обозначение налоговой базы необходимо для исчисления налога, но непосредственно она не является обстоятельством, порождающим обязанность уплаты налога. Так, наличие у подакцизных товаров стоимости не является фактом, обусловливающим необходимость перечислить в бюджет сумму акциза. Обязанность по уплате возникает в связи с определенными в законе действиями налогоплательщика (реализация подакцизных товаров, ввоз их на таможенную территорию Российской Федерации и т.д.). 
 
 Налоговый период — «календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате» (п. 1 ст. 53 НК РФ). К примеру, по налогу на прибыль налоговым периодом является год, а по налогу на добавленную стоимость — месяц или квартал. 
 
 Важность наличия в законодательстве данного элемента объясняется временной протяженностью действий и состояний, подпадающих под определение «объект налогообложения», что в свою очередь ставит перед налогоплательщиком и контролирующим органом вопрос о потенциальной возможности многократности исчисления и уплаты конкретного налога, что противоречит действующим нормативным документам. 
 
 Налоговый период не следует путать с отчетным, т.е. с термином, обозначающим срок подведения итогов (окончательных или промежуточных), составления и предоставления в налоговый орган отчетности. Сложность кроется в том, что зачастую данные понятия совпадают: по налогу на добавленную стоимость налоговый и отчетный периоды равны календарному месяцу, а для налогоплательщиков с ежемесячной выручкой, не превышающей двух миллионов рублей, налоговый и отчетный период определены как квартал. В то же время по ряду налогов отчетность должна представляться несколько раз в течение одного налогового периода. 
 
 Ставка налога «представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы» (п. 1 ст. 53 НК РФ). По методу установления различают ставки твердые, или специфические (на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога независимо от полученного плательщиком размера дохода: например, 20 рублей на одну лошадиную силу), и процентные, или долевые, адвалорные (устанавливаются в виде доли от объекта налогообложения, к примеру, 13% с каждого рубля налоговой базы). Существуют три вида процентных (долевых) ставок: 
 
1) пропорциональные (устанавливаются в виде единого фиксированного процента к объекту обложения независимо от его величины); 
2) прогрессивные (процент изъятия возрастает по мере роста величины объекта обложения); 
3) регрессивные (процент уменьшается по мере роста облагаемой 
базы). 
 Порядок исчисления устанавливается конкретно по каждому виду налога. Согласно ст. 52 НК РФ сумма налога может быть исчислена налогоплательщиком самостоятельно, налоговым органом или налоговым агентом. К примеру, по налогу на добавленную стоимость или по налогу на прибыль организаций именно на налогоплательщика возлагается обязанность по определению (исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот) суммы, подлежащей уплате в бюджет. Налог же на доходы физических лиц исчисляет налоговый агент, т.е. организация, выплачивающая работнику заработную плату или иное вознаграждение, а налог на имущество физических лиц — налоговый орган. Так же возможен и комбинированный вариант: 
 
транспортный налог исчисляется организациями самостоятельно, а в отношении физических лиц, имеющих транспортные средства, аналогичные действия производятся налоговым органом. 
 
 Основные положения порядка и сроков уплаты налогов и сборов обозначены в ст. 57 и 58 НК РФ: 
 
- сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно на 
ступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено 
(п. 3 ст. 57 НК РФ); 
- в случаях когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты 
получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ); 
- уплата налога производится разовой уплатой всей суммы 
налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодек 
сом и другими актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 58 
НК РФ); 
- уплата налогов производится в наличной или безналичной 
форме (п. 3 ст. 58 НК РФ); 
- подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки (п. 2 ст. 58 НК РФ). 
 
 Более детально вопросы сроков и порядка уплаты конкретных налогов рассматриваются отдельно применительно к каждому случаю. 
 
 Действующим законодательством предусмотрены три основных способа уплаты налога: 
 
1)по декларации; 
2) у источника дохода; 
3)кадастровый. 
 
 При первом из указанных способов — по декларации — плательщик (юридическое или физическое лицо) сначала получает доход, а потом исчисляет и уплачивает в бюджет налог. Кроме того, он в установленный срок направляет в контролирующий орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах — налоговую декларацию, которая представляет собой «письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога» (п.1 ст. 80 НК РФ). 
 
 Уплата налога у источника дохода означает, что плательщик получает причитающиеся ему средства за вычетом суммы налога, рассчитанного и удержанного предприятием или предпринимателем, производящим выплату. В отличие от предыдущего способа в данном случае сначала уплачивается налог, а затем налогоплательщик получает свой доход. Таким образом уплачивается налог на доходы физических лиц: бухгалтерия организации, в которой работает человек, начисляет заработную плату, удерживает из нее указанный налог и лишь после этого выплачивает работнику остаток. 
 
 Кадастровый способ уплаты налога предполагает составление реестра, который содержит перечень типичных объектов (земель, домов и т.п.), классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. При этом важно заметить, что величина уплачиваемого налога не связана с реальной доходностью облагаемого объекта, в связи с чем и момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. 
 
 В практике налогообложения возможно применение нескольких способов уплаты налога в отношении одного вида дохода. Так, по налогу на доходы физических лиц перечисление налога производит источник дохода. Но если налогоплательщик пользуется социальными или имущественными вычетами, то он обязан заполнить декларацию, по данным которой налоговые органы произведут перерасчет уплаченного налога на доходы физических лиц и выведут сумму, которая подлежит возврату данному физическому лицу или доплате в бюджет. 
 
 Рассмотрим на конкретном образце — транспортном налоге — присущие ему элементы. 
 
 Пример 1.1. Легковой автомобиль зарегистрирован на физическое лицо. Налогоплательщиком является физическое лицо. Элементами налогообложения признаются: 
 
- объект налогообложения — легковой автомобиль; 
- налоговая база — мощность двигателя автомобиля в лошадиных 
силах; 
- налоговый период — календарный год;  
- налоговая ставка — твердая, в рублях на одну лошадиную силу; 
- порядок исчисления налога — исчисляется налоговым органом; 
- порядок и сроки уплаты — физическому лицу вручается налоговое уведомление, срок уплаты устанавливается законами субъектов Российской Федерации. 
 
 В правовых документах и экономической литературе наряду с уже известными читателю понятиями используются и другие: «налоговый агент», «сборщик налогов», «носитель налогов», «источник налога», «единица налогообложения», «налоговые льготы». 
 
 Налоговыми агентами являются лица, на которых «возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов» (п. 1 ст. 24 НК РФ). Законодательством на налогового агента наложены следующие обязанности (п. 3 ст. 24 НК РФ): 
 
- правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, 
выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (вне 
бюджетные фонды) соответствующие налоги; 
- вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов; 
- предоставлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления и перечисления налогов. 
 
 Например, исчисление и перечисление налога на доходы физических лиц осуществляется налоговым агентом — российской организацией, индивидуальным предпринимателем или постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации (п. 1 ст. 226 НК РФ). 
 
 Прием от плательщиков средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления и другими уполномоченными должностными лицами и организациями, которые называются сборщиками налогов (ст. 25 НК РФ). 
 
 Носителем налога называется лицо, которое фактически платит налог; именно у этого лица происходит уменьшение доходов на величину налога. 
 
 Источник налога — это средства, используемые для уплаты налога. Выбор их строго ограничен: существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог — доход и капитал налогоплательщика. Если перечисления будут постоянно производиться за счет капитала, то таковой в конце концов иссякнет и, следовательно,исчезнет возможность уплаты налога. Поэтому для плательщика предпочтительней, не затрагивая капитал, изымать сумму начисленных налогов из доходов, и только в экстренных ситуациях — при угрозе начала процедуры банкротства, отчуждения производственных резервов и т.д., а также при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) — обращение к капиталу может быть признано экономически обоснованным. 
 
 Функционирование налога неразрывно связано с понятием единицы налогообложения и налоговыми льготами.  
 
 Термином «единица налогообложения» в литературе зачастую обозначают единицу измерения налоговой базы. Она может выражаться как в денежной, так и в любой другой форме. 
 
 Отдельным категориям плательщиков предоставляются налоговые льготы, т.е. преимущества перед другими плательщиками не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Использование налогов в качестве основного  источника доходов государства  требует разработки определенных правил —принципов налогообложения. Наиболее ярко и точно они были сформулированы шотландским экономистом и философом А. Смитом (1723—1790) в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшей в свет в 1776 г. Выделенные ученым критерии прошли испытание временем, они актуальны сегодня, и их по праву называют классическими. 
 Со временем этот перечень был дополнен следующими позициями: учеными были сформулированы и обоснованы принципы однократности обложения, научного подхода к установлению величины ставок налога, стабильности налогообложения, доступности и открытости информации по налогообложению и др. 
 Особое внимание в условиях федеративного или конфедеративного устройства общества уделяется принципу строгого разделения налогов и сборов по уровням бюджета от низшего (населенный пункт или район) к высшему (общегосударственный). Выполнение данного правила должно регулироваться нормами как местного, так и федерального законодательства. 
 Для стимулирования развития предпринимательской деятельности и предотвращения социальной напряженности имеет большое значение применение принципа научного подхода к установлению конкретной величины ставки налога. Суть этого правила состоит в том, что масштаб налоговой нагрузки на плательщика должен позволить ему после изъятия всех установленных выплат иметь доход, обеспечивающий удовлетворение жизненных потребностей и сохраняющий возможность расширения воспроизводства. Недопустимо при установлении ставок налога исходить из сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщиков. 
 
 Суммируя вышесказанное, можно выделить основные черты налоговой системы, построенной с учетом как классических, так и новейших научных разработок: 
 
- экономическая целесообразность всех элементов с точки зрения как государства, так и плательщика; 
- отсутствие противоречий в нормативной базе; 
- возможность быстрой адаптации к изменениям социальной, 
политической и экономической ситуации; 
- простота и удобство исполнения наложенных обязательств; 
- рациональность и экономичность системы в целом. 
Большинство из перечисленных принципов учитывалось и при 
формировании налоговой системы в Российской Федерации. 
 
 
 
  
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 

1. Балабин В.И. Налоговое право: теория, практика споры. – М.: Книжный мир, 2008;

2. Бобоев М.Р. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики, 2008, №7;

3. Кашин В.А., Бобоев М.Р. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации // Налоговый вестник, 2008, №12;

4. Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: 2008;

5. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра, 2007; 

 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономическое содержание налога