Экономическое содержание земельного налога,его значение и роль в налоговой системе Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:47, реферат

Описание работы

Основанная цель реферата – рассмотрение и анализ налоговой системы и принципов налогообложения в Республике Казахстан.
Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономические аспекты налоговой политики;
- рассмотреть социально-экономические основы налоговой системы;
- определить структуру и критерии оценки развития налоговой системы;
- рассмотреть виды налогов;
- охарактеризовать организацию налогового контроля;
- определить пути совершенствования налоговой системы РК.

Содержание

Введение
1. Экономические аспекты налоговой политики
1.1 Налоговая политика Республики Казахстан
1.2 Социально-экономические основы налоговой системы
1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы
2. Налоговая система Республики Казахстан
2.1 Виды налогов и объекты налогообложения
2.2 Организация налогового контроля
3. Пути совршенствования налоговой системы РК
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

9.docx

— 64.83 Кб (Скачать)

2.  По субъектам можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц.

Надо сказать, что в  последнее время наше налоговое  законодательство пошло по пути конструирования  общих налогов, которые распространяются одновременно как на юридических, так  и на физических лиц. Эти налоги установлены  общими для тех и других субъектов  нормативными актами и совпадают  по основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими  субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности  налогообложения тех и других. Поэтому в точном юридическом  смысле (как впрочем, и в экономическом) мы объективно наблюдаем в рамках общего налога два во многом различных  налога, взимаемых с организаций  и с граждан.

В налоговой практике встречаются  названия индивидуальный налог, субъектом  которого являются физические лица и  корпоративный налог, субъектом  которого выступают физические лица. Последнее название является примером неразборчивого заимствования зарубежной терминологии, так как гражданское  законодательство Казахстана подобного  термина не знает.

Как правильно, на наш взгляд, отмечается в юридической литературе "выявление круга платежей по субъектам имеет важное практическое значение в характеристике правового  статуса соответствующего юридического или физического лица, определений  перспектив их деятельности, организации  контроля за уплатой налогов".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  В зависимости от их территориального уровня налоги подразделяются на общегосударственные и местные.

К общегосударственным налогам  относятся:

1)  подоходный налог с юридических и физических лиц;

2)  налог на добавленную стоимость;

3)  акцизы;

4)  налог на операции с ценными бумагами;

5)  специальные платежи и налоги недропользователей.

К местным налогам и  сборам относятся:

1)  земельный налог;

2)  налог на имущество юридических и физических лиц;

3)  налог на транспортные средства;

4)  сбор за операции с ценными бумагами;

5)  сборы за право занятия отдельными видами деятельности;

6)  сбор с аукционных продаж.

Деление налогов на общегосударственные  и местные обычно определяются двумя  факторами: кем установлен налог (центральным  и местным органом) и доходным источником, какого бюджета он является (центрального или местного).

В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Бюджетное регулирование  – это процесс сбалансирования  бюджета, т.е. обеспечения равенства  его доходной и расходной статей.

Закрепленные налоги –  это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.

Регулирующие налоги –  это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего в нижестоящий в  целях сбалансирования последнего.

Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может выступать в качестве регулирующего  для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят  только из закрепленных источников (включая  закрепленные налоги), доходы местных  бюджетов, так и из регулирующих доходов.

Определение налога, в качестве регулирующего производится при  утверждении соответствующего бюджета. Для регулирования местных бюджетов обычно используется подоходный налог  с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми.

Налоги общего значения зачисляются  в бюджет соответствующего уровня как  общий денежный фонд соответствующей  территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые налоги обычно зачисляют  во внебюджетные целевые фонды или  выделяют в бюджете отдельной  строкой.

Характеризуя целевые  налоги и отмечая их положительные  качества, С.Г. Пепеляев указывает, что  во-первых с психологической точки  зрения, налогоплательщик с большей  готовностью уплачивает налог; во-вторых, эти налоги могут вводиться с  целью придания большей независимости  конкретному государственному органу, в-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что  необходимость затрат вызвана получением доходов.

Налоговая система Казахстана формально не знает специальных  налогов. Однако, если рассмотреть такие  платежи в Дорожный фонд, как отчисления пользователей автомобильных дорог  и сбор за реализацию бензина и  дизельного топлива, реализуемого в  розничной торговле, то мы увидим в  них типичные налоги со всеми их признаками, атрибутами и элементами (сбор, например, за реализацию – самый  обычный налог с продаж).

Кстати, стремления замаскировать  налоги под всякого рода "отчисления", "сборы", "плату" и т.п. –  это типичное явление для всякой финансовой системы, построенной по ведомственному признаку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация налогового  контроля

С переходом на рыночные отношения, в условиях развития различных форм собственности, и, прежде всего, частной, появляются новые объекты и субъекты финансового контроля. В связи  с этим появляется необходимость  в выделении налогового контроля в самостоятельный вид контроля. Самостоятельность налогового контроля установлена Законом РК "О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет" 1995 г., где указано, что  проверка юридических и физических лиц по вопросам правильности исчисления и правильности уплаты в государственный  бюджет осуществляется исключительно  органами налоговой службы.

Налоговый контроль характеризуется  следующими признаками.

Во-первых, налоговый контроль является разновидностью государственного контроля. То есть он осуществляется уполномоченным на то государственным органом, реализующим  контрольную функцию государства. При этом данный орган наделен  этим государством определенными односторонне-властными  полномочиями, дающими возможность  реализовать указанную функцию.

Во-вторых, налоговый контроль выступает видом финансового  контроля. В процессе осуществления  налогового контроля обеспечивается реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства.

В-третьих, налоговый контроль относится к специализированным видам государственного контроля. Это  выражается в первую очередь в  том, что налоговый контроль осуществляют только те органы, которые специально уполномочены на это.

Специализированность налогового контроля, в-четвертых, определяет его функциональность. Это выражается в том, что сами органы налогового контроля не вправе выходить за его рамки. Данное положение зафиксировано в указе о налогах в виде права налогоплательщика "не предоставлять информацию и документы не относящиеся к налогообложению". Функциональность налогового контроля выражается также в том, что его объектом выступают люди, независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы и вида деятельности.

Налоговый контроль начинается с построения и поддержания функционирующей  налоговой системы, которая является непременной предпосылкой контроля.

Система налогового контроля – это совокупность субъектов, объектов, видов, типов, принципов контроля, взаимодействующих  как единое целое в процессе установления результатов исполнения, изменения  состояния объекта контроля, анализа  и оценки данных, полученных путем  изменения, выработки корректирующих воздействий.

Основным звеном налогового контроля являются территориальные  налоговые органы, в числе функций  которых выделяется одна из наиболее трудоемких функций контроля. Пи этом вполне допустимо признание территориальных  комитетов, как органов выполняющих  функцию первичного контроля, способствующих установлению и предупреждению возможных  налоговых нарушений.

Налоговый контроль следует  рассматривать в организационном  и методическом аспектах. Организационный  представляет собой состав субъектов  и объектов контроля и определение  форм контроля.

В настоящее время в  работе налоговых органов приоритетное место занимает проведение документальных проверок (последующий контроль), так  как именно эти проверки наиболее эффективны в части выявления  допущенных нарушений и в части  до начисленных сумм налоговых платежей.

Важной по значимости является камеральная проверка (предварительный  контроль), она служит основой для  проведения документальной проверки.

По мере создания компьютерных сетей и баз данных определяющую роль будет играть текущий контроль, связанный с работой по разъяснению  налогового Законодательства, сбору, обработке  и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании  которых будет осуществляться выборочная проверка налогоплательщиков. К текущему контролю можно отнести мониторинг крупных предприятий, рейдовые проверки мобильных групп и.т.д.

Следует отметить, что в  практической работе необходимо сочетать предварительный, текущий и последующий  контроль с целью охвата большего количества налогоплательщиков, повышения  качества проводимых проверок и увеличения налоговых поступлений.

Налоговый контроль - это  всегда проверка или наблюдение с  целью проверки .

Осуществление налогового контроля имеет три стадии: 1) сбор информации; 2) оценка информации; 3) реагирование на собранную информацию .

В процессе сбора информации субект налогового контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте . Получив эти сведения , проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать выбор о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и.т.п. Вывод о характере поведения определяет форму реагирования . Так, если проверяемый объект допустил нарушение налогового законодательства, то решается вопрос, к какому виду ответственности он должен быть привлечён : финансово – правовой, административно-правовой или уголовной .

Налоговые проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами  органа налоговой службы и квартальными графиками проверок, составляемыми  по каждому участку работы .

Налоговая проверка включает в себя несколько стадий: а) подготовка к проведению проверки; б) проведение проверки; в) оформление результатов  проверки; г) осуществление контроля за исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений налогового законодательства .

Налоговые проверки проводятся за период деятельности налогоплательщика, следующий за проверенным при  предыдущей проверке, а также, как  правило, в случаях ликвидации или банкротства организаций.

Проведению документальной проверки предшествует изучение имеющихся  материалов предыдущей проверки, поступивших  сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние плательщика .

До выхода на проверку работник налогового органа должен :

а) ознакомиться с материалами  предыдущей проверки, характером имеющих  место ошибок и нарушений, предложениями  по акту проверок и их исполнением ;

б) выяснить, выполнил ли плательщик предложения (указания) налогового органа по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой ;

в) на основании лицевого счёта налогоплательщика, имеющегося в налоговом органе, выбрать данные о поступлении в бюджет сумм налогов и других платежей для сопоставления их с данными налогового учёта налогоплательщика о перечисленных в бюджет суммах налоговых платежей;

г) направить запросы в  таможенные органы для получения  сведений о прохождении грузов через  таможню .

Результаты документальной проверки должны оформляется в следующем порядке:

а) при отсутствии нарушений  проверяющим составляется справка в двух экземплярах с указанием наименования организации, его подчинённости, регистрационного номера налогоплательщика, банковского счёта, даты проверки, периода, за который она проводилась, данных о документах, подвергнутых проверке, в которой отмечается, что проверкой нарушений не установлено. В справке указывается выполнение предложений по ранее проведённой проверке, а также внесены ли исправительные записи в бухгалтерскую отчётность. Справка подписывается проверяющим, руководителем, и главным бухгалтером проверяемой организации;

б) при установлении нарушений  налогового законодательства и порядка  ведения налогового учёта результаты проверки оформляются актом, в котором  кроме указанных выше данных следует  приводить описание допущенных нарушений.

Акт документальной проверки составляется в двух экземплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях – актом (протоколом) изъятия документов. Первый экземпляр вручается руководителю проверяемой организации, второй – остается у проверяющего. Примерная форма "Акта поверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет" утверждена Налоговым Комитетом. При этом проверяющие должны соблюдать следующие требования:

-  последовательно, объективно, четко и подробно описывать выявленные факты нарушений со ссылкой на соответствующие законодательные и иные правовые нормативные акты;

-  текст акта проверки не должен загромождаться различными таблицами, справочными данными, второстепенными фактами, перечислениями однородных нарушений, которые должны найти отражение в приложениях к акту;

-  в акте необходимо указывать только конкретные, обоснованные и документально подтвержденные данные о выявленных нарушениях (дата и номер документа, наименование законодательного либо иного нормативного правового акта, его статья или пункт, содержание фамилии и инициалов должностного лица, суммы доначислений по каждому виду налога )

Не допускается включение  в акт различного рода выводов, предложений  и данных не подтвержденных соответствующими документами.

Информация о работе Экономическое содержание земельного налога,его значение и роль в налоговой системе Казахстана