Элементы налога в рамках реализации функции налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:09, доклад

Описание работы

Существуют различные определения налогов. Д. Рикардо считал, что налог - это та доля продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства. К. Маркс полагал, что налоги - это экономическое воплощение существования государства. Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе Российской Федерации: «обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

Работа содержит 1 файл

сущность функции виды и элементы налогов.docx

— 21.24 Кб (Скачать)

1 Сущность, функции, виды и элементы  налогов

Существуют различные  определения налогов. Д. Рикардо  считал, что налог - это та доля продукта и труда страны, которая поступает  в распоряжение правительства. К. Маркс  полагал, что налоги - это экономическое  воплощение существования государства. Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе Российской Федерации: «обязательный индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им денежных средств в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и муниципальных образований».

Основные черты  налога: односторонний характер его  установления; безвозмездность; принудительный характер платежей.

Налоги являются важнейшим элементом экономической  политики государства и выполняют  регулирующую, перераспределительную, фискальную, контрольную и стимулирующую  функции.

Регулирующая функция. Государство может регулировать частную собственность только косвенно - через налоги; с помощью налогов  государство регулирует темпы развития экономики: уменьшение налогового бремени  дает импульс к развитию отраслей, регионов, отдельных предприятий, рост же налогов замедляет темпы роста  экономики.

Перераспределительная функция. С помощью налогов государство  перераспределяет финансовые ресурсы  между сферами экономики, отраслями, регионами и т.д.

Фискальная функция - налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90% доходов.

Контрольная функция. С помощью налогов государство  осуществляет контроль за эффективным  использованием финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция. Через налоги государство стимулирует  эффективное использование всех экономических ресурсов.

Классификация налогов

1 По объекту  обложения - прямые и косвенные.  Прямые налоги взимаются с  дохода или имущества. Косвенные  налоги включаются в цену товара  и оплачиваются потребителем. Прямые  налоги делятся на личные (уплачиваются  с действительно получаемого  дохода) и реальные (взимаются с  предполагаемого дохода, например, налог на недвижимость). Косвенные  налоги подраз-деляются на индивидуальные  акцизы, универсальные акцизы (НДС)  и таможенные пошлины.

2 По субъектам  обложения - раскладочные и количественные. Раскладочные налоги распределяются  между налогоплательщиками. Количественные  налоги учитывают имущественное  состояние налогоплательщика.

3 По месту поступления  - закрепленные и регулирующие.

4 По уровню управления - федеральные, региональные и  местные.

5 По цели использования  - общие и целевые.

6 По срокам оплаты - регулярные и разовые (налог  с имущества, переходящего в  порядке наследования и дарения).

Основные  условия установления налога:

· категории налогоплательщиков;

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· срок и порядок  уплаты налога;

· налоговые льготы.

Налогоплательщики - это организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность  уплачивать налоги.

Организациями являются:

· юридические лица, образованные в соответствии с российским законодательством;

· иностранные юридические  лица, компании и другие кор-поративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных  государств;

· международные  организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.

Физическими лицами признаются граждане России, иностранные  граждане, лица без гражданства.

Индивидуальные  предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном  порядке и осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также частные охранники, частные нотариусы, частные детективы.

Объект налогообложения - это то, что облагается налогом. Объектами налогообложения могут  быть имущество, прибыль, доход, стоимость  реализованных товаров, работ и  услуг; ввоз (вывоз) товаров на территорию России и др.

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Источник налога - это доход или капитал на микроуровне, на макроуровне - национальный доход.

Налоговый период - календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется  сумма налога.

Ставка налога - величина налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы. Ставки бывают твердые (в руб.) и в процентах;

Метод налогообложения - порядок изменения ставки налога в зависимости от изменения налоговой  базы. Различают четыре метода налогообложения:

· равное (подушное);

· пропорциональное - ставка налога одна, с ростом налоговой  базы растет сумма налога;

· прогрессивное - с ростом налоговой базы растет ставка налога;

· регрессивное - с  ростом налоговой базы ставка налога уменьшается.

Порядок исчисления налога показывает, кто исчисляет  сумму налога. Это может быть сам  налогоплательщик (налог на прибыль), налоговая организация (налог на имущество физических лиц), третье лицо (работодатель при исчислении налога на доходы физических лиц).

Способы исчисления налога:

· по частям (налог  на рекламу);

· нарастающим итогом (налог на имущество организаций).

Способы уплаты налога:

· по декларации (налог  на доходы физических лиц, земельный  налог, дорожные налоги и др.);

· у источника  дохода;

· кадастровый (земельный  налог).

Порядок уплаты налога - это технические приемы внесения налога в соответствующий бюджет. Это могут быть авансовые платежи  в течение налогового периода  с окончательным расчетом суммы  налога по окончании налогового периода; разовая уплата всей суммы налога и т. д. Уплата налогов производится в наличном или безналичном порядке  через кредитную организацию  в российской валюте. Днем уплаты налога признается день зачисления налога на счет бюджета, при ввозе товаров - день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Сроки уплаты налогов  устанавливаются применительно  к каждому налогу. Они могут  быть определены календарной датой  или периодом (год, квартал, месяц  и т.п.).

Налоговая льгота - предоставляемая отдельным категориям налогоплательщиков при наличии  оснований возможность уплачивать налог в меньшем размере по сравнению с суммой налога, которая  подлежит уплате другими налогоплательщиками. Налоговые льготы предоставляются  в виде дополнительных скидок и вычетов.

2 Состав территориальных финансовых  ресурсов

Территориальные финансы  можно охарактеризовать и как  совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление  использования территориальных  финансов -- финансовое обеспечение  социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные  ассигнования и средства субъектов  хозяйствования (предприятия, организации).

Региональные бюджеты -- основная составная часть территориальных  финансов. В современных условиях все в большей степени территориальные  органы власти призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная  функция в экономическом и  социальном развитии территорий. Указанные  факторы вызывают необходимость  дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов  власти, решения ряда проблем, связанных  с совершенствованием методов формирования и использования финансо-вых ресурсов территорий.

Средства субъектов  хозяйствования - также составная  часть территориальных финансов. К таким средствам относятся:

1. финансовые ресурсы  предприятий, находящиеся в муни-ципальной  собственности (как правило, это  коммунальные предприятия);

2. финансовые ресурсы  предприятий, фирм, организаций,  используемые ими на финансирование  социально-культурных и жилищно-коммунальных  объектов.

Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих  работников строят и приобретают  жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей  стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном  подчинении. Поэтому нередко в  общем объеме территориальных финансов превалируют средства предприятия, направляемые на социальное развитие.

Территориальные внебюджетные фонды -- третий компонент территориальных  финансов. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные  сборы и др. Внебюджетные фонды  чаще всего имеют целевое назначение.

3 Фонды обязательного медицинского  страхования в Российской Федерации,  их формирование и использование

Фонды обязательного  медицинского страхования -- денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской  помощи населению. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование -- это составная часть государственного социального страхования, которая  обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в  получении медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет средств  обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Основное назначение территориальных фондов обязательного  медицинского страхования -- финансовое обеспечение программ обязательного  медицинского страхования в субъектах  Российской Федерации. Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ и для  финансирования отдельных мероприятий  в области обязательного медицинского страхования.

В бюджетном законодательстве фонды обязательного медицинского страхования определены как денежные фонды, в то время как в Законе РФ «О медицинском страховании граждан  Российской Федерации» Федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Деятельность Федерального фонда обязательного  медицинского страхования как учреждения осуществляется в соответствии с  его Уставом[ Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 857, он сме-нил  действовавшее с 1993 г. положение  о Федеральном фонде обязательного  медицинского страхования], территориальных  фондов -- в соответствии с положениями  о фондах, утвержденными исполнительными  органами субъектов Российской Федерации[ См. также Положение о территориальном  фонде обязательного меди-цинского страхования, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации  от 24.02.1993 № 4543-1].

К правовым актам, регулирующим формирование и использование  фондов обязательного медицинского страхования (так же, как и других внебюджетных фондов), относятся Налоговый  кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, законодательство и подзаконные акты в области  здравоохранения и медицинского страхования, законы о бюджетах соответствующих  фондов и их исполнении.

Доходы и расходы  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования.

Доходная часть  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования с 2001 г. формируется  за счет:

· отчислений от единого  социального налога;

· отчислений от единого  налога при упрощенной системе налогообложения;

· отчислений от сельхозналога;

· отчислений от единого  налога на вмененный доход;

· доходов от размещения временно свободных средств Фонда  и нормированного запаса;

· добровольных взносов  юридических и физических лиц.

Поступление единого  социального налога является основным видом доходов Федерального фонда  обязательного медицинского страхования (например, э 2004 г. -- 96,8% общей суммы  доходов). Порядок расчета сумм единого  социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, аналогичен порядку, применяемому для Пенсионного фонда Российской Федерации. С 2005 г, основная ставка единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, изменена с 0,2% до 0,8%. , Относительно небольшой удельный вес в доходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования (менее 1%) занимают доходы от размещения временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса[ Средства нормированного страхового запаса резервируются на случай критических ситуаций с финансированием программ обязательного меди-цинского страхования. Расходование средств нормированного страхового запаса определяется Правлением Фонда]. В соответствии с Уставом этого Фонда временно свободные средства размещаются в банковские депозиты и высоколиквидные государственные ценные бумаги.

В качестве возможного источника доходов предусмотрены  также средства федерального бюджета  на выполнение федеральных целевых  программ в рамках обязательного  медицинского страхования. Вместе с  тем отчетные данные об исполнении бюджетов Фонда с 1994 по 2003 гг. показывают, что фактически такие средства в  бюджет Фонда не поступали.

Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  занимают расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных  фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой  программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный  страховой запас. Решение о предоставлении средств в соответствии с данными  расходами принимает Комиссия Фонда  по выравниванию условий деятельности территориальных фондов обязательного  медицинского страхования на основе полученных от территориальных фондов заявок.

Информация о работе Элементы налога в рамках реализации функции налога