Этапы развития налогообложения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Налоговая реформа Петра I(XVIII в.)
Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики чиновники, которые должны придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налоги с постоялых дворов и др. В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью. Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души». в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества.

Работа содержит 1 файл

etapy_razvitia_nalogooblozhenia.docx

— 20.81 Кб (Скачать)

Этапы развития налогообложения в  России.

Этап

Характеристика

Допетровская эпоха (IX-XVII вв.)

В Древнерусском государстве  основным источником доходов казны  стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения.  При этом древнерусские летописи именуют «данью» военную контрибуцию. По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве. Дань платили предметами потребления или деньгами. Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем».  Под «повозом» понималась система привоза дани князю,  а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций.  Дань, как прямая подать, существовала до XII в. Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме. Для определения размеров налогов служило «сошное письмо», которое ввел Иоанн IV. В XV—XVI вв. распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя взимавшаяся в качестве «посошного обложения». Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи».

Налоговая реформа Петра I(XVIII в.)

Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики чиновники, которые должны придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налоги с постоялых дворов и др. В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью. Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души». в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества.

Налоговые реформы первой половины XIX – начала XX вв.

При Александре I  изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; пошлина с наследств; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор. Вводились новые обязательные платежи, например процентный сбор с доходов от недвижимого имущества. В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы. Важнейшими источниками государственной казны стали: подушный налог; питейный и таможенный сборы; соляной налог и др.

Налоги «военного коммунизма», налоговая система во время НЭПа (1922-1929 гг.)

Основными источниками доходов  бюджета в первые годы советской  власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы. Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов. Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела». В условиях диктатуры пролетариата налогообложение и налоговое право стали средством классовой борьбы.Была  введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны». Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождалась. Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю, первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов.

 Новая экономическая  политика (НЭП) начала осуществляться  в 1921 г. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.  Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор. Были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Налоговая реформа (1930- 1932 гг.)

Была проведена кардинальная налоговая реформа. В ходе этой реформы была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.

Изменение в налоговом законодательстве СССР (1941-1965 гг.)

Во время войны действовала  система обязательных платежей из прибыли  государственных предприятий, установленная  в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета были введены новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; военный налог; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак. Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов — на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов. В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР. Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке. В 1960-е годы существенный поворот. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».

Реформы налоговой системы СССР в 1985-1991 гг.

В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями закона «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности. Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц). В соответствии с законом «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан. В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот.

Становление налоговой системы  современной России.

Основы налоговой системы и  система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г. Законами Российской Федерации были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др. Был принят Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России. Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г. В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах. В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой

 


 

Кудашкина Екатерина

Группа  Э-129

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Этапы развития налогообложения в России