Эволюция налога на прибыль организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

Налог на прибыль, взимаемый с предприятий, объединений, организаций, учреждений, по существу, представляет собой плату хозяйствующего субъекта государству за использование экономического пространства, трудовых ресурсов, производственной, социальной и прочей инфраструктуры. Практически это одна из форм изъятия государством части чистого дохода предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

1. Основные понятия и определения налоговой системы РФ……………...4

2. Налог на прибыль организации……………………………………………4
3. Эволюция и роль налога на прибыль в налоговой системе РФ…………7
Заключение……………………………………………………………………12

Список использованной литературы ……………………………………….

Работа содержит 1 файл

Налоги.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………….2

1. Основные понятия  и определения налоговой системы  РФ……………...4

2. Налог на  прибыль организации……………………………………………4

3. Эволюция и роль налога на прибыль в налоговой системе РФ…………7

Заключение……………………………………………………………………12

Список использованной литературы ……………………………………….13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Налогообложение прибыли или доходов предприятий  является важнейшим элементом налоговой  политики любого государства. Не случайно одним из первых шагов к реальной экономической самостоятельности России стало принятие ВС РСФСР в декабре 1990 года Закона РСФСР “О порядке применения на территории РСФСР Закона СССР “О налогах с предприятий, объединений и организаций”. С распадом СССР и переходом к радикальному изменению всех экономических отношений в конце 1991 года начала формироваться новая налоговая система России, одним из ключевых моментов которой стало введение в действие с 01.01.1992 года Закона “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

Наряду  с налогом на добавленную стоимость налог на прибыль является важнейшим источником бюджетных поступлений. На него приходится порядка 50% от всей суммы налоговых платежей. Вместе с тем налог на прибыль является еще и основным регулирующим налогом. Соответствующим образом сформированная система налоговых льгот позволяет государству обеспечить наиболее благоприятные условия для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, причем для разных регионов эти приоритеты могут быть различны.

Именно  в данной части в Законе РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” за истекший период было внесено наибольшее количество изменений и дополнений.

Вторая  группа внесенных в Закон изменений  и дополнений связана с попытками  устранить выявленные в ходе его  применения лазейки для возможного “законного” уклонения от налога. И, наконец, значительное число изменений и дополнений, призванных обеспечить полноту и регулярность бюджетных поступлений, внесено в порядок уплаты налога.

Налог на прибыль, взимаемый с предприятий, объединений, организаций, учреждений, по существу, представляет собой плату хозяйствующего субъекта государству за использование экономического пространства, трудовых ресурсов, производственной, социальной и прочей инфраструктуры. Практически это одна из форм изъятия государством части чистого дохода предприятий.

Налог на прибыль является весьма эффективным  инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо, наоборот, снижающим) их заинтересованность в развитии производства. Одновременно, как было сказано выше, налог на прибыль обеспечивает значительные поступления в государственный бюджет.

Все эти  обстоятельства и породили множество  противоречивых суждений о правомерности  использования налога на прибыль  в современных условиях на принципах, заложенных в Законе Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

В отношении  плательщиков налога на прибыль в  новом законодательстве находит  воплощение принцип равного подхода  ко всем субъектам хозяйствования. Однако выделяются иностранные юридические лица, а по банкам и страховой деятельности приняты отдельные законы об обложении их доходов.

Итак, плательщиками  налога на прибыль являются все предприятия, организации, являющиеся юридическими лицами и функционирующие в различных  отраслях народного хозяйства (промышленности, транспорте, торговле и т.д.). Они могут относиться к любой организационно-правовой форме, включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями и их дочерние предприятия; Международные объединения и неправительственные организации, осуществляющие коммерческую деятельность. В отдельных случаях плательщиками могут выступать и бюджетные учреждения. При этом значение имеет второй признак плательщиков налога на прибыль, а именно осуществление ими хозяйственной и иной коммерческой деятельности, или наличие в их структуре коммерческих хозрасчетных единиц. 

Основные  понятия и определения  налоговой системы  РФ 

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.  

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).   

Налоговая система - совокупность предусмотренных Налоговым кодексом налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

Налог на прибыль организации

Налог на прибыль организации согласно главе № 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций" платится предприятиями, занимающимися  предпринимательской деятельностью и осуществляемыми финансово-хозяйственные операции финансово-хозяйственной деятельности. Расходы организации, облагаемые налогом на прибыль, - это экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, направленные на получение дохода. В соответствии со статьей № 264 Налогового кодекса РФ организациями-налогоплательщиками являются российские юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также иностранные фирмы, осуществляемые деятельность на территории РФ с целью получения доходов. 
Согласно статье № 247 Налогового кодекса РФ налогооблагаемой базой для налогообложения прибыли является денежное выражение прибыли. В данном случае налогообложения - это прибыль организации, выражающая полученный доход, уменьшенный величиной расходов физического или юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расходы организации делятся на следующие виды: 
1. материальные расходы организации (согласно статье № 254 Налогового кодекса РФ); 
2. расходы на оплату труда (согласно статье № 255 Налогового кодекса РФ); 
3. сумма начисленной амортизации (согласно статье № 256 Налогового кодекса РФ); 
4. прочие виды незначительных расходов (согласно статье № 254 Налогового кодекса РФ). 
В соответствии со статьей № 248 Налогового кодекса РФ, доходы, облагаемые налогом на прибыль, подразделяются на две существенные группы: 
1. доход от реализации продукции (услуг или работ); 
2. внереализованные доходы, указанные в статье № 250 Налогового кодекса РФ. 
Доходы, полученные натуральным способом, учитываются по цене сделки. При принятии расходов и доходов необходимо определять налоговую базу по налогу на прибыль организации методом начисления: доходы организации должны отражаться в отчетном периоде независимо от даты поступления денежных средств. Данное условие регламентируется статьей № 271 Налогового кодекса РФ. Иногда организациям-налогоплательщикам разрешается использовать кассовый метод признания расходов и доходов по налогообложению для налога на прибыль согласно статье № 273 Налогового кодекса РФ. Кассовый метод признания расходов и доходов разрешен для применения организациям, сумма выручки которых от реализации продукции (услуг или работ) за последние четыре квартала была не более 1 миллиона рублей за каждый календарный квартал. Для того, чтобы понять, имеет ли право организация на использование кассового метода признания расходов и доходов, нужно сложить суммы выручек за четыре последних календарных квартала, затем вычесть из нее суммы НДС и налога с продаж, уплаченные за этот период. 
С 2002 года организации-налогоплательщики, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны платить налог на прибыль в размере 24%. Согласно статье № 25 Налогового кодекса РФ также существуют и другие виды налоговых ставок для налога на прибыль: 
1. доходы от дивидендов и от участия в других организациях - 9 %; 
2. доход, полученный в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам - 15%; 
Из 24 % налоговой ставки налога на прибыль 6,5 % перечисляются в федеральный бюджет, 17,5 % - в бюджеты субъектов РФ. Органы субъектов РФ имеют право снижать налоговые ставки для отдельных налогоплательщиков (юридических и физических лиц), но не менее чем до 13 %. 
Налогообложение РФ - сложная система сбора и учета налогов и налоговых сборов. Чтобы знать все тонкости Налогового кодекса РФ, Нормативных актов РФ и законодательства РФ о налогах и сборах необходимо долгое изучение данной информационной ниши. Воспользовавшись услугами аутсорсинговой бухгалтерской компании по составлению налоговой отчетности, учетной политики предприятия и других видов бухгалтерских документов, можно оградить себя от потери времени и ответственности за ведение бухгалтерии.

Эволюция и роль налога на прибыль в налоговой системе РФ

Действующая налоговая система России в своей основе заимствована из современного опыта развитых рыночных стран. Ее особенность в том, что основными источниками доходов бюджета остаются налоги с предприятий. В 1995 г.налог на прибыль обеспечил 76% поступлений от прямыхналогов. На величину удельного веса налога на прибыль в первые годы проведения реформ оказывала влияние высокая рентабельность производства продукции ведущих отраслей народного хозяйства. Причиной такого явления была обвальная либерализация цен в 1991-1992 гг. Рентабельность производства в тот период достигала 50-60%. После снижения инфляции субъекты хозяйственной деятельности столкнулись с проблемами сбыта продукции из-за высокого уровня затрат. В 1996 г. рентабельность сократилась более чем в 3 раза. В 1997 г. реальная прибыль в промышленности была в 2-2,5 раза ниже, чем год назад. За 1996 и 1997 гг. резко снизилисьналогооблагаемая база и поступления налогов в бюджет от банков. Расплатой за финансовую стабилизацию стало падение доходов бюджета от налога на прибыль. В 1997 г. доля налога на прибыль в доходах бюджета составила 17,6%, а в бюджете на 1998 г. эта доля падает до 13,1%. Такая же тенденция складывается и в регионах. Так, например, удельный вес налога на прибыль в доходах бюджета Санкт-Петербурга составлял: в 1995 г. - 35,2%, в 1996 г. - 22,9%. 
Снижение в доходах бюджета удельного веса налога на прибыль экономически закономерно и отражает происходящие в экономике России процессы. Это подтверждает и опыт стран с устоявшейся рыночной экономикой. Рентабельность производства в 10 % развитых индустриальных стран считается вполне конкурентоспособной. Поэтому и доляналога на прибыль корпораций в бюджетах США, Франции, Германии, Дании при ставке, аналогичной нашей, находится в пределах 8-11%. 
Экономическая сущность налога на прибыль в том, что он является прямым налогом, т.е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода). Находясь в такой прямой зависимости, налог на прибыльвлияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала.  
Плательщики налога на прибыль. 
российские предприятия и организации (в том числе бюджетные), которые по законодательству Российской федерации относятся к юридическим лицам; 
филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет: 
коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала и получившие лицензию ЦБ РФ; 
Банк внешней торговли Российской Федерации; 
кредитные учреждения; 
Центральный банк Российской Федерации и его учреждения в части прибыли, получение которой не связано с регулированием денежного обращения; 
Сберегательный банк Российской Федерации и его филиалы; 
страховые организации, их филиалы, получившие лицензиюна осуществление страховой деятельности; 
малые предприятия по критерию, определенному Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ. 
К субъектам мытого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации , общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами мытого предпринимательства не превышает 25%. Кроме того, средняя численность работников за отчетный период не должна превышать: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях — 50 человек. Плательщиками налога на прибыль не являются: 
предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции. Исключение составляют сельскохозяйственные предприятия индустриального типа; Центральный банк РФ и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения; 
организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, согласно Федеральному закону от 29.12.95 г. № 222-ФЗ.  
Подоходные налоги строятся, как правило, по прогрессивной шкале. При более высоком доходе в качестве налога забирается не только более значительная сумма, но и большая часть дохода, чем при низком доходе. Прогрессивные налоги на доходы и на наследство относятся к прямым. Прямые подоходные налоги играют роль "автоматических стабилизаторов" экономики. В периоды спадов и сокращения доходов они уменьшаются автоматически, без коррекции налогового законодательства. Налог на прибыль— это прямые выплаты корпораций, вносимые в бюджет после погашения всех обязательств и определения годового дохода. 
Но население оплачивает еще и косвенные налоги — прежде всего акцизные сборы на некоторые товары и услуги. Обычно их взимают с продажи табачных изделий, спиртных напитков, косметики, кондитерской продукции, с некоторых транспортных услуг. Акцизы носят регрессивный характер, так как изымают у людей с относительно низким доходом большую его долю, чем у богатых. Одно дело, когда акцизыдействительно представляют собой плату "за грехи". ВРоссии XIX в. "питейный акциз" составлял более половиныакцизных сумм. Другое положение возникает при расширении состава товаров и услуг, облагаемых акцизами. Они превращаются в способ обирания людей, вынужденных полностью тратить доход на потребление. По своей сущности к акцизам как форме косвенного налогообложения примыкает налог с продаж или с оборота. В России кромеакцизов действует и такой вид косвенногоналогообложения, как НДС, который оплачивают при реализации товаров. В результате цены возрастают примерно на треть. В целом косвенное налогообложение, включающее кроме вышеназванных налогов еще и таможенные сборы, — дань прошлому. В США начала века вес косвенных налоговв общих налоговых поступлениях (федеральных и местных) находился на уровне 30%. Высок был удельный вес налогов на собственность (42%), в то же время подоходные налоги и сборы на социальное страхование тогда совсем не практиковались. После первой и особенно после второй мировой войны в США источниками федеральных доходов стали в значительной мере именно эти последние, между тем как в России доля косвенных налогов хотя и понижается, но продолжает оставаться преобладающей (51%).  
В странах Европейского союза введен единый для всех государств-участников налог на добавленную стоимость. Чтобы избежать двойного обложения, он взимается на местеокончательной реализации товара как национального производства, так и привезенного из других стран Сообщества. Налог на добавленную стоимость составляет 18—20% к продажной цене; 1,5% полученной суммы налога на добавленную стоимость каждый участник ЕС отчисляет в общий бюджет Союза. 
Практика показывает, что метод аналогий в хозяйственном строительстве вполне оправдан, и налоговый опыт стран ЕСможет быть использован в отношениях между странами СНГ.  
Кроме этих видов налогов существуют еще розничные сборы и пошлины (на право торговли, составление нотариальных документов, пошлины на экспорт-импорт). Задача состоит в установлении законодательного перечня всех этих налогов и сборов. 
Налоговые поступления — это главный источник государственных средств, и с этим нельзя не считаться. Но не следует забывать и того обстоятельства, что высокие налоги тормозят экономический рост. Снижение темпов роста производительности было заметнее всего в США и ряде других стран в 70-х гг. Эксперты связывают это с удорожанием государственного регулирования, которое обходится каждой семье в 7000 долл. в год (1995 г.) Высокиеналоги становятся прямо-таки убийственными для рыночной экономики, находящейся на стадии формирования. 
Налоговые системы разнообразны, но при их сопоставлении невозможно не обнаружить связи между размером общихналоговых поступлений и социальными достижениями. ВРоссии нормативное налогообложение всех видов и адресов составляет около 30% ВВП, хотя реальные объемы собираемых налогов значительно ниже. В 1996 г. они достигли критического уровня. Принятие Налогового кодексапозволит, по-видимому, придать российской налоговой политике стабильность и предсказуемость. Предполагается введение новых правил: приближение налогового сбора к источнику создания товара или услуги; налогообложениесделок; введение эффективного контроля за доходами физических лиц и другие меры. 
Перед странами СНГ стоит непростая задача нахождения компромисса между обременительностью налогов для населения и предпринимателей, с одной стороны, и получением достаточных финансовых средств для решения общегосударственных задач чрезвычайного характера — с другой. Желательными в этой связи являются отмена неправомерныхналоговых льгот, а также введение пошлин на экспортсырья и энергоносителей.
 
 

Заключение

В данной работе была исследована проблема налогообложения  прибыли предприятий. Налог на прибыль  является одним из важнейших федеральных  налогов и представляет собой  некоторую совокупность результатов деятельности предприятия помноженную на ставку процента. Как уже было сказано выше налог на прибыль является весьма эффективным инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо наоборот снижающим) их заинтересованность в развитии производства.

Также в работе я попытался отдельно рассмотреть методику определения  налогооблагаемой прибыли некоторых  предприятий и организаций. Так  были затронуты вопросы эффективности  снижения налогооблагаемой прибыли  сельскохозяйственных предприятий по двум методикам в зависимости от вида деятельности этих предприятий. Далее была попытка разработки методики определения налогооблагаемой прибыли предприятий осуществляющих свою деятельность за рубежом. Однако надо признать что эта часть работы оказалась проработанной наиболее слабо, так как согласно Инструкции ГНС РФ от 10.08.95г. №37 все нюансы предполагаемые предыдущими инструкциями и исследованием были учтены в данной (последней) инструкции.

В завершении исследования налогообложения прибыли предприятий была приведена методика определения финансового результата страховой организации, которая отличается особой сложностью расчетов и требовала дополнительных разъяснений Государственной Налоговой Службы Челябинской области.

Таким образом в заключении хотелось бы отметить следующее: На сегодняшний день можно по-разному судить о цивилизованности отношений отечественных предприятий и государства, но “дорогу осилит идущий”. И первые шаги уже сделаны. 

Список использованной литературы

1. Гончаренко  Л.И., Гончаренко М.А. К вам пришел  налоговый инспектор (справочное  пособие) / М: 1992 г.

2. Коровкин  В.В, Кузнецова Г.В. Налоговая  проверка предприятия / М: “ПРИОР”, 1994 г.

3. Налоги  в России (сборник нормативных  документов) / М: Юридическая литература, 1994г.

4. Налоговый  портфель / М: “СОМИНТЕК”, 1993 г.

5. Налогообложение:  Учебное пособие / М: ТОО Иннжиринго- Консалтнговая Компания “Дека”, 1993 г.

6. О  налоге на прибыль предприятий  и организаций. Закон РФ от 27.12.91г. #2116-1.

Информация о работе Эволюция налога на прибыль организации