Классические принципы налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете это опасно для федеративного государства. Поэтому упорядочение финансовой поддержки субъектов РФ и межбюджетных отношений в целом является важным условием дальнейшего углубления экономических реформ и укрепления российской государственности на основе принципов демократии и федерализма.

Содержание

Содержание.
Введение ………………………………………………………….……….2
1. Бюджетное регулирование и его основные методы …………...……..3
2. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации ………8
3. Инструменты бюджетного регулирования, применяемые органами
государственной власти субъектов РФ ……………………..………..11
3.1 Налоги, как инструмент бюджетного регулирования ……………….11
3.1.1 Транспортный налог ……………………………..……………11
3.1.2 Налог на имущество организаций …………………… ………..13
3.1.3 Налог на игорный бизнес ……………………………………16
3.2 Налоговые льготы …………………………………………..…………17
Заключение ……………………………………………………………..20
Список литературы …………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

КР 2 готовая.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение            ………………………………………………………….……….2

1.  Бюджетное регулирование и его основные методы           …………...……..3

2.  Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации    ………8

3. Инструменты бюджетного регулирования, применяемые органами  
государственной власти субъектов РФ               ……………………..………..11

3.1 Налоги, как инструмент бюджетного регулирования         ……………….11

    3.1.1 Транспортный налог           ……………………………..……………11

    3.1.2 Налог на имущество организаций            …………………… ………..13

    3.1.3 Налог на игорный бизнес             ……………………………………16

3.2 Налоговые  льготы          …………………………………………..…………17

Заключение               ……………………………………………………………..20

Список литературы                  …………………………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный  процесс не сопровождается соответствующим  расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете это опасно для федеративного государства. Поэтому упорядочение финансовой поддержки субъектов РФ и межбюджетных отношений в целом является важным условием дальнейшего углубления экономических реформ и укрепления российской государственности на основе принципов демократии и федерализма.

     С другой стороны отсутствие эффективных стимулов повышения доходности территориальных бюджетов привело к появлению большого числа хронически дотационных территорий. Плановое выравнивание территориальных (в том числе республиканских) бюджетов за счет дотаций и субвенций создало у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы.

     Цель  данной контрольной работы рассмотреть  процесс бюджетного регулирования, способы его осуществления, а так же раскрытие инструментов бюджетного регулирования, применяемых органами  
государственной власти субъектов РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.  Бюджетное регулирование и его основные методы.

     БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ -, согласно законодательству РФ, являясь составной частью бюджетного процесса, представляет собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

     Существует  четыре группы методов бюджетное регулирование:

     1) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;

     2) перераспределение самих бюджетных  источников;

     3) безвозмездная помощь, оказываемая  нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих;

     4) ссуды, выделяемые одним бюджетам  из средств других.

     Процесс бюджетного регулирования начинается с того, что все виды государственных  расходов распределяются по различным  звеньям и уровням бюджетной  системы. Например, устанавливается, что судебная система будет финансироваться за счет федерального бюджета, а школы – будут содержаться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Одновременно все виды бюджетных доходов также распределяются по различным звеньям бюджетной системы. Например, устанавливается, что налог на добавленную стоимость будет зачисляться в доход федерального бюджета, налог на недвижимость – в доход  бюджетов субъектов Российской Федерации, налог на рекламу – в доход местных бюджетов.

     Соответственно  этому доходы подразделяются на федеральные, субъектов Российской Федерации и местные. Эти доходы Бюджетный кодекс Российской Федерации именует «собственными» доходами соответственно федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета. Ранее в теории бюджетного права такого рода доходы именовались «постоянно закрепленными», что, на наш взгляд, более точно выражало их суть.

     Для понимания сущности бюджетного регулирования  необходимо раскрыть значение таких  категорий, как «профицит бюджета» и «дефицит бюджета».

     Профицит  бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами.

     Дефицит бюджетаэто превышение расходов бюджета над его доходами.

     Дефицит бюджета является отрицательным  фактором, профицит – рассматривается  как положительное явление, поскольку оно свидетельствует о финансовом благополучии государства и нормальной организации бюджетного планирования.

     Смысл бюджетного регулирования заключается  в следующем.

     При разработке бюджетов на очередной год, на всех уровнях бюджетной системы  производится подсчет ожидаемых доходов и планируемых расходов каждого из бюджетов. Проблем не возникает, если доходы превышают расходы, т.е. ожидается профицит бюджета. Тогда в пределах допустимого можно несколько увеличить расходы. Сложности возникают, когда доходы не покрывают расходов (дефицит бюджета), что является более типичной ситуацией. Решить эту проблему в принципе можно двумя путями: увеличить доходы или уменьшить расходы. Для федерального бюджета главными способами увеличения доходов выступает либо увеличение размера налоговых поступлений (путем введения новых налогов или увеличения налоговых ставок по уже существующим), либо размещение государственного займа (как внутреннего, так и внешнего). Конечно, в распоряжении государства остается и такой способ, получения дополнительного бюджетного дохода, как эмиссия. Но все эти способы увеличения бюджетных доходов имеют известные пределы: увеличение налогового бремени приводит к замедлению темпов экономического развития, вызывает раздражение, а то и прямое сопротивление общества; займы чреваты тем, что их нужно рано или поздно возвращать (да еще с процентами), и тогда они превращаются из дохода в расход, увеличивая нагрузку на бюджет; эмиссия дезорганизует денежную систему, порождают инфляцию, обесценивает национальную денежную единицу. Поэтому для федерального бюджета в данной ситуации наиболее приемлем такой метод бюджетного регулирования, как сокращение бюджетных расходов.

     Несколько в другом положении находятся  бюджеты субъектов Российской Федерации  и местные бюджеты: закрепленных за этими бюджетами доходов заведомо не хватает для покрытия их расходов. Собственно в разграничение доходов и расходов между федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации  и местным бюджетом заложен именно этот принцип. Возможности же по увеличению собственных доходов у этих бюджетов весьма невелики.

     Поэтому включается «в работу» механизм бюджетного регулирования, который заключается  в том, что каждый вышестоящий  бюджет передает часть своих доходов  нижестоящему бюджету, обеспечивая тем самым его сбалансированность. Доходы, выделенные вышестоящим бюджетом для сбалансирования нижестоящего бюджета, получили название «регулирующих доходов».

     Обычно  в качестве регулирующих доходов  используется передача нижестоящему бюджету (полностью или частично) тех налогов, которые являются закрепленными за вышестоящими бюджетами.

     Так, федеральный бюджет уступает бюджету  право на зачисление денежных сумм, собранных на территории данного  региона в результате уплаты налогов, отнесенных к федеральным. В этом случае федеральный налог становится регулирующим доходом бюджета субъекта Российской Федерации. Отметим, что практика бюджетной деятельности «подсказала» какие из видов федеральных налогов наиболее удобно использовать в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, т. е. наработаны определенные стандарты при использовании налогов в роли методов бюджетного регулирования.

     Аналогичным образом осуществляется бюджетное  регулирование в связке «бюджет  субъекта Российской Федерации – местный бюджет»: бюджет субъекта Российской Федерации  уступает местному бюджету право на зачисление денежных сумм, собранных на территории данного муниципалитета в результате уплаты налогов, отнесенных к налогов субъектов Российской Федерации. В этом случае  налог субъекта Российской Федерации становится регулирующим доходом местного бюджета. Кроме того, бюджет субъекта Российской Федерации  может передать местному бюджету доходы, которые получит от федеральных налогов, переданные бюджету субъекта Российской Федерации в качестве регулирующего дохода. В результате будет иметь место вторичное перераспределение федеральных налогов, с преобразованием их из регулирующего дохода  бюджета  субъекта Российской Федерации в регулирующий доход местного бюджета.

     Таким образом, бюджетное регулирование, выражая взаимодействие различных  видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, охватывает следующие  явления: а) структуру доходов и  расходов бюджетов различных звеньев; б) принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами; в) порядок сбалансирования (уравнивания) доходных и расходных частей каждого бюджета.

     Цель  бюджетного регулирования – обеспечение надлежащего взаимодействия всех компонентов бюджетной системы, сбалансирование каждого его элемента и всей системы в целом с тем, чтобы данный механизм нормально функционировал и бесперебойно работал.

     Методами  бюджетного регулирования являются:

     а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную  систему;

     б) установление собственных (постоянно  закрепленных) доходов для каждого  звена бюджетной системы;

     в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие  в целях сбалансирования последних. Данные налоги принято именовать  «регулирующие налоги»;

     г) сбалансирование нижестоящего бюджета  путем оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия);

       д) межбюджетное кредитование  в виде в виде бюджетного кредита или бюджетной ссуды;

     е) сокращение бюджетных расходов, включая  секвестирование.

     Такова  в общих чертах схема бюджетного регулирования с вытекающим из этого  распределением доходов нижестоящих  бюджетов на собственные (закрепленные) и регулирующие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.    Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

       В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

  1. налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
  2. налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
  3. транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

       В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  1. налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  2. налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;
  3. налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;
  4. налога на наследование или дарение - по нормативу 100 процентов;
  5. акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов; 
           акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
  6. акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 60 процентов;
  7. акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;
  8. акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;
  9. налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
  10. налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
  11. налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
  12. регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
  13. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 30 процентов;
  14. сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
  15. единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90 процентов;
  16. единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
  17. государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:
  18. по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;
  19. за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;
  20. за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;
  21. за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации.

Информация о работе Классические принципы налогообложения