Классификации налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Классификация, которую изучает наука, позволяет все разнообразие явлений свести к небольшому числу групп.
В зависимости от вида субъекта (налогоплательщика) различают налоги с организации и физических лиц.
Основные налоги с организаций: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог на имущество и др.
Основные налоги с физических лиц: налог на доходы физических лиц, налог на наследование и дарение и др.

Содержание

Введение 3
Косвенные и прямые налоги 5
Заключение 20
Использованная литература 21

Работа содержит 1 файл

35.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

  План 

 

   Введение

      Классификация, которую изучает наука, позволяет все разнообразие явлений свести к небольшому числу групп.

      В зависимости от вида субъекта (налогоплательщика) различают налоги с организации и физических лиц.

      Основные налоги с организаций: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог на имущество и др.

      Основные  налоги с физических лиц: налог на доходы физических лиц, налог на наследование и дарение и др.

      Разделение  налогов по этому основанию имеет  большое практическое значение, так  как позволяет установить правовой статус юридического или физического лица, перспективы их деятельности, организовать контроль за уплатой налогов.

      В зависимости от формы государственного устройства различают следующие  группы налогов:

      -  унитарном государстве - общегосударственные и местные;

       федеральном государстве - федеральные, региональные и местные.

      Федеральные налоги в России устанавливаются  НК РФ. Они обязательны к уплате на всей территории РФ.

      По  способу взимания или изъятия  налоги делятся на:

      - прямые - более активно воздействуют на процесс производства. К прямым налогам относятся те, которыми облагаются имущество, выручка, процесс извлечения прибыли или дохода. Прямые делятся на индивидуальные (налог на прибыль, подоходный налог) и целевые (земельный налог). Считается, что плательщиком прямых налогов является тот, кто получает прибыль;

       косвенные — к ним относятся те, которые связаны с процессом использования прибыли. Делятся на налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений (НДС), налоги потребительские (акцизы), таможенные пошлины.

      В зависимости от характера использования  денежных средств различают налоги общего назначения и целевые.

      Налоги  общего назначения - это денежные средства, поступающие в бюджет соответствующего уровня и расходуемые без их привязки к конкретным целям. Они записываются в федеральный бюджет или в бюджеты субъектов Федерации и местных органов власти общей массой.

      Целевые налоги образуют внебюджетные специальные фонды, расходуемые на строго определенные цели. Целевые налоги могут вводиться по ряду причин.

      Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью  уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен. Однако такие  налоги побуждают каждого контролировать государственные органы, расходующие  уплаченные налогоплательщиками суммы. Во-вторых, целевые налоги придают большую независимость конкретному государственному органу. В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость определенных затрат вызвана получением определенных доходов.

      Раскладочные (репарационные) налоги вызваны потребностью покрыть конкретный расход (например, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели); количественные (долевые, квотативные) налоги устанавливаются из возможности  налогоплательщика заплатить налог.

      В зависимости от того, закреплен ли налог на длительный период, за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или  ежегодно перераспределяется между  бюджетами с целью покрыть  дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.

 

   Косвенные и  прямые налоги

 

      Прямым  налог считается в том случае, если его окончательным плательщиком является владелец собственности или  обложенного объекта.

      В зависимости от объекта прямые налоги могут быть подоходные, с имущества  и т.д.

      Основные  прямые налоги в налоговой системе  РФ1:

    1) общий налог на доходы с физических лиц;

    2) налоги на отдельные виды доходов (заработная плата, предпринимательская прибыль и т.п.);

    3) налог на прибыль (доход) с организаций;

      Основными документами, определяющими порядок взимания налога на прибыль, являются Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 (с последующими изменениями) и Инструкция Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 10 августа 1995 г. № 37.

      Налог на прибыль является прямым налогом, т. е. его сумма целиком зависит  от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия.

      Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации — юридические лица, их филиалы и иные аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, а также компании фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства (иностранные юридические лица).

      Объектом  налогообложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

      Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

      В налогооблагаемую базу не включается стоимость передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям и организациям органами государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят предприятия, основных средств, нематериальных активов, иного имущества и денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы. Бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от нее суммы превышения доходов над расходами.

      Ставка  налога на прибыль предприятий и  организаций, зачисляемого в федеральный  бюджет, установлена в размере  11%. В бюджеты субъектов Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий, в том числе иностранных юридических лиц, по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами этих субъектов, в размере не более 19%. Прибыль, полученная от посреднических операций и сделок биржами, брокерскими конторами, банками, другими кредитными организациями и страховщиками, облагается налогом по ставкам не более 30%. При этом ставки налога на прибыль, установленные Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год могут быть изменены.

      налог на недвижимое имущество, которым облагаются земельные участки и строения. Эти налоги относят к категории  региональных (налог на имущество  организации - п.1 ст. 14 НК РФ) или местных (налог на имущество физических лиц - п.2 ст. 15 НК РФ). Ставки их невысоки и находятся в пределах 1-3% от стоимости имущества;

        налог с наследования или дарения;

        земельный налог - за использование земли в Российской Федерации.

      Косвенные налоги, их значение в налоговой системе  РФ

      Косвенные налоги - это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. Они не связаны с доходом или имуществом непосредственного плательщика - потребителя продукции - или услуги, и уклониться от него невозможно, так как практически весь объем продукции (услуг) широкого потребления содержит в себе косвенные налоги. Закон возлагает юридическую обязанность внесения этого налога в казну на предприятие после реализации продукции (услуг). К косвенным налогам относятся, например, налог на добавленную стоимость и налог с продаж; акцизы; таможенные пошлины и платежи и т. д.

      К преимуществам косвенных налогов  можно отнести следующее2:

      - анонимность налога, т.е. его изъятие связано с движением товаров (работ, услуг), а не с доходами физических и юридических лиц;

      - простота взимания налогов;

      - время реализации товаров (работ, услуг) и уплаты налога практически совпадает;

      - за потребителем не остается права выбора платить или не платить налог.

      Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все бульшая часть косвенных налогов.

      В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

      1) не учитывается материально-финансовое состояние налогоплательщика;

      2) тяжело платить налоги малоимущим слоям.

      Косвенные налоги выполняют две функции:

      - по оперативной мобилизации доходов граждан в государственную казну;

      - фискальную функцию - по регулированию экономики страны. Эта функция осуществляется методом стимулирования или сдерживания производства продукции по тем или иным направлениям и таким образом регулирует потребление. При этом централизация управления обеспечивает быстрое реагирование на экономические процессы.

      Косвенные налоги дают стабильный приток средств в бюджет. В бюджете 2000 г. доля косвенных налогов в налоговых доходах бюджета составила 85%.

      Налог на добавленную стоимость (НДС)

      Важным  элементом налоговой системы  является налог на добавленную стоимость (НДС), введенный Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г., действовавшим с изменениями и дополнениями3 до недавнего времени. Одновременно с 1 января 1992 г. был отменен налог с оборота, установленный еще во времена налоговой реформы 1930 г. и являющийся тогда основным источником государственного бюджета. Существующая в настоящее время система налогообложения значительно отличается от прежней, которая действовала до 31 декабря 1991 г. В НК РФ (часть вторая, гл. 21) закреплены основные положения об НДС.

      НДС — универсальный косвенный налог, в наибольшей мере отвечающий условиям рыночной экономики. Несмотря на сравнительно низкие ставки, он является одним из основных источников бюджетных доходов. В развитых странах НДС имеет широкое распространение, так как касается практически всех видов продукции. Ставка налога в этих странах находится в пределах 14-22%,а в среднем по ЕЭС - 18%.

        НДС представляет собой форму  взимания в бюджет части добавленной  стоимости, создаваемой на всех  этапах производства и реализации продукции. Рассчитывается он как произведение ставки налога на разницу между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и материальными затратами, отнесенными на издержки производства и реализации продукции.

      Плательщиками НДС являются4:

      • организации;

      • индивидуальные предприниматели;

      •лица, признаваемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации плательщиками  налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу  Российской Федерации.

Информация о работе Классификации налогов