Контроль налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических и практических аспектов осуществления налогового контроля за валютными экспортно-импортными операциями, а также предложений по совершенствованию методов повышение эффективности осуществления контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями в современных экономических условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…..…..3
1. Теоретические аспекты осуществления налогового контроля за валютными экспортно-импортными операциями…………...……….……....5
1.1. Сущность и методы контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями…………………………………….…5
1.2. Сущность валютных экспортно-импортных операций…………….…8
1.3. Нормативно-законодательная база осуществления контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями11
2. Анализ действующего порядка контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями ………………..….…..…14
2.1. Анализ валютных экспортно-импортных операций в РФ.… ………14
2.2. Анализ проведения контрольных мероприятий налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями.………… ……..…..…20
2.3. Повышение эффективности осуществления контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями..……..…...25
Выводы и предложения………………………………………..………..….....31
Список использованной литературы………………..….………………........33
Приложения……………………………………………………………….…..35

Работа содержит 1 файл

Копия Документ Microsoft Office Word.docx

— 175.54 Кб (Скачать)

Удельный  вес постановлений о назначении административного наказания, вступивших в законную силу, по частям статьи 15.25 КоАП РФ в общем количестве вынесенных постановлений по плановым проверочным мероприятиям.

Рис. 7

     - часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ - осуществление незаконных валютных операций;

     - часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ - невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

     - часть 5 статьи 15.25 КоАП РФ - невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

     - часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ - несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

     Анализ  результатов плановых проверочных  мероприятий показал, что наиболее распространенными во всех без исключения проверяемых отраслях являются нарушения, ответственность за которые предусмотрена  частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     По  результатам проведенных оперативных  проверочных мероприятий возбуждено 6 497 дел об административных правонарушениях  и вынесено 4 458 постановлений о  назначении административного наказания (табл. 3).

Таблица 3 Динамика количества проведенных оперативных (внеплановых) проверочных мероприятий

Год Проверено

организаций

Возбуждено  дел об административном правонарушении Вынесено  постановлений

о назначении административного  наказания

Взыскано  штрафных санкций (руб.)
2006 г. 2019 2819 2094 34 660 367
2009 г. 2031 3106 2308 94 882 113
2009 г. 5505 6497 4458 116 064 682
Рост  2009 г. по отношению к 2009 г. (%) +171 +109 +93 +22

     Из 4 458 постановлений о назначении административного  наказания, вынесенных в 2009 г. по результатам проведения оперативных проверочных мероприятий, большую часть составляют правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (рис. 9):

     Удельный  вес постановлений о назначении административного наказания по частям статьи 15.25 КоАП РФ, вынесенных по результатам проведения оперативных проверочных мероприятий (вступивших в законную силу)

     Рис. 9

     - по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ (несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок) вынесено 3 178 постановлений;

     - по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ (осуществление незаконных валютных операций) вынесено 357 постановлений;

     - по остальным частям статьи 15.25 КоАП РФ вынесено 355 постановлений.

     Таким образом, наибольший удельный вес в  общем количестве выявленных в ходе проведения оперативных проверочных мероприятий нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования составляют нарушения, ответственность за которые предусматривается частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

     По  результатам проведения ИФНС России оперативных проверочных мероприятий на основании сообщений, информации о нарушениях актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования взыскано административных штрафов на сумму 116 064 682 руб.

     Всего по итогам работы ИФНС России и его территориальных органов в 2009 г. проведено 6 937 плановых и оперативных проверочных мероприятий соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, почти 80% которых составляют оперативные проверочные мероприятия .

     Удельный  вес постановлений о назначении административного наказания по частям статьи 15.25 КоАП РФ, вынесенных по результатам проведения плановых и оперативных проверочных мероприятий в 2009 г. (без реализации протоколов агентов валютного контроля )

Рис.12

     Полагаем  возможным отметить, что по сравнению  с 2009 г. количество поступивших от налоговых органов протоколов значительно возросло, вместе с тем имеются территориальные органы ИФНС России, получившие за 2009 г. небольшое количество протоколов от налоговых органов . Практически не поступала информация от налоговых органов в республиках Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Тыва; в Чеченской, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республиках; Магаданской области. Вместе с тем в этих регионах резидентами ведется достаточно активная внешнеэкономическая деятельность, о чем свидетельствует информация о признаках и нарушениях требований актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также работа по выявлению и пресечению таких нарушений территориальными управлениями ИФНС России на региональном уровне.

     В 2009 г. территориальными управлениями ИФНС России были возвращены в налоговые органы в связи с допущенными существенными нарушениями при составлении протоколов либо отсутствием документов, необходимых для рассмотрения дел, 787 протоколов об административных правонарушениях, что составляет 20,2% от общего количества протоколов, поступивших в территориальные органы ИФНС России в отчетном периоде. В процентном отношении количество возвращенных в налоговые органы протоколов об административных правонарушениях к числу поступивших по сравнению с предыдущим периодом увеличилось на 0,4% и продолжает оставаться достаточно высоким.

     Одним из источников формирования ИФНС России доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации являются «Денежные взыскания (штрафы) за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля».

     Средства  от вышеуказанных источников, зачисляются  в федеральный бюджет в объеме 100%.

     Исполнение  ИФНС России по указанному доходу за 2009 г. составило 402,0 млн. руб. (в том числе по результатам проведения плановых проверочных мероприятий – 72,7 млн. руб., по результатам проведения оперативных (внеплановых) проверочных мероприятий – 116,1 млн. руб., по результатам реализации соглашений ИФНС России с ФНС России и ФТС России – 213,2 млн. руб.) (табл. 4).

     Таблица 4 Результаты контрольных мероприятий в валютной сфере за 2009 г.

Проверено организаций  Возбуждено  дел об административных правонарушениях Вынесено  постановлений о  назначении административного  наказания Взыскано  штрафных санкций (руб.)
по  плановым проверочным мероприятиям 1432 3053 2462 72 064 682
по  оперативным проверочным мероприятиям 5505 6497 4458 116 064 682
реализация  протоколов ФНС России и ФТС России 12741 - 7715 213 257 557
Итого 19678 9550 14635 402 014 750

     Следует отметить, что в 2009 г. ИФНС России в пределах своей компетенции также осуществлял контроль за соблюдением резидентами условий разрешений, выданных на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности):

     - Минфином России на сумму отсроченного  платежа 52,4 млн. долларов США  и 540,4 млн. евро;

     - ИФНС России на сумму отсроченного платежа 2 318,8 млн. долларов США.

2.3. Повышение эффективности  осуществления контроля  налоговых органов  за валютными экспортно-импортными  операциями

     Одним их условий функционирования современной системы контрольных органов является четкая формулировка целей и задач их деятельности, упорядочение государственных функций, описание контрольных процедур – регламентов контрольной деятельности.

     С 20 июня 2009 г. вступил в действие Административный регламент Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля, утвержденный приказом Минфина России от 06.11.2007 № 98н.

     Внедрение положений Административного регламента по валютному контролю представляет собой один из ключевых инструментов повышения качества исполнения государственной функции в валютной сфере. Его обязательным элементом является четкое соблюдение контрольно-административных процедур, исключающее возможность субъективизма при реализации контрольных полномочий.

     В течение 2009 г. ИФНС России во взаимодействии с территориальными управлениями проводился мониторинг практики применения Административного регламента по валютному контролю , показавший необходимость внесения ряда изменений и дополнений в указанный документ в целях его уточнения.

     Введение регламентации деятельности ИФНС России в валютной сфере направлено на реализацию идеи о публично-правовом характере отношений, которые возникают между гражданином, юридическим лицом, с одной стороны, и государством – с другой, обеспечение прав резидентов и нерезидентов, определение ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, должно обеспечить дебюрократизацию, предотвращение злоупотреблений и коррупции.

     Регламентация деятельности, в частности внесение уточнений в отдельные положения Административного регламента по валютному контролю , позволяет оптимизировать деятельность ИФНС России как органа валютного контроля и повысить эффективность контрольно-надзорной работы в валютной сфере.

     Обладая широкой сетью территориальных органов , расположенных практически во всех субъектах Российской Федерации, ИФНС России осуществляет функцию органа валютного контроля непосредственно и через свои территориальные управления.

     С сентября 2006 г. в рамках реализации положений приказов ИФНС России от 28.09.2006 № 108 и от 02.09.2008 № 212 в системе ИФНС России введен и успешно действует институт кураторства по валютному контролю.

     Целью его введения является повышение эффективности осуществления ИФНС России полномочий по контролю за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в частности путем:

     - оказания на местах территориальными управлениями - кураторами необходимой информационной и консультационной помощи территориальным управлениям ИФНС России по вопросам и проблемам, связанным с реализацией функций органа валютного контроля, в том числе с организацией и проведением проверочных мероприятий;

     - сбора и систематизации информации о типичных нарушениях валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также о проблемах, возникающих в области применения отдельных норм валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и при рассмотрении дел об административных правонарушениях, возбужденных по статье 15.25 КоАП РФ;

Информация о работе Контроль налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями