Контрольная работа по "Налогам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

1. Каковы общие принципы налогообложения в РФ и их характеристика?
2. Освобождены ли филиалы от каких-либо обязанностей налогоплательщика?
3. Какая деятельность признается услугой для целей налогообложения?

Работа содержит 1 файл

контрольная по налогам.docx

— 21.14 Кб (Скачать)
  1. Каковы общие принципы налогообложения в РФ и их характеристика?

К основным принципам налогообложения  относятся:

  1. Принцип законности налогообложения;
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
  3. Принцип справедливости налогообложения;
  4. Принцип публичности налогообложения;
  5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
  6. Принцип экономической обоснованности налогообложения;
  7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
  8. Принцип определенности налоговой обязанности;
  9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
  10. Принцип единства системы налогов и сборов.

Основные критерии выявления  и включения принципов налогообложения  в вышеприведенную систему следующие:

  • Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
  • Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
  • В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.

Рассмотрим выделяемые в  настоящее время принципы налогообложения.

1. Принцип законности  налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип всеобщности  и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

В соответствии с этим принципом  каждый член общества обязан участвовать  в финансировании публичных затрат государства и общества наравне  с другими. Всеобщность налогообложения  состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга  лиц, соответствующего конкретным родовым  требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы  земельных участков), при этом налогообложение  строится на единых принципах.

Равенство налогообложения  вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед  законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения  рассматриваемого принципа развиваются  в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или  сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или  иному классу, социальной группе), расовых  или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между  налогоплательщиками.

В развитие этих положений  в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, а также налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности (государственная —  федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных  государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места  происхождения капитала.

3. Принцип справедливости  налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

Впоследствии данный принцип  был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без  упоминания о справедливом распределении  собранных налогов): «...При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика  к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения  понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его  возможностям».

4. Принцип публичности  налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).

5. Принцип установления  налогов и сборов в должной  правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

6. Принцип экономической  обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7. Принцип презумпции  толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности  налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства  экономического пространства Российской  Федерации и единства налоговой политики. Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

10. Принцип единства  системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

2. Освобождены  ли филиалы от каких-либо обязанностей  налогоплательщика?

Налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном  Налоговым Кодексом, филиалы и  иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности  этих организаций по уплате налогов  и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

 

 

3. Какая деятельность  признается услугой для целей  налогообложения?

Согласно п.5 ст.38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Существенным признаком  услуги в налоговом учете является то, что результат деятельности  реализуется и потребляется в процессе осуществления деятельности.

Следует также обратить внимание на другой квалифицирующий признак  услуги – отсутствие материального результата. Данный признак является основным, отличающим услугу от работы.

Есть виды деятельности, которые без сомнения являются в  целях налогообложения услугами, например:

  • услуги по хранению;
  • экспедиторские услуги;
  • услуги по перевозке;
  • образовательные услуги;
  • услуги телефонной связи;
  • услуги автостоянок;
  • посреднические услуги;
  • деятельность арендодателя по предоставлению имущества в аренду;
  • предоставление за плату объектов интеллектуальной собственности;
  • туристические услуги.

 

Используемая литература

    1. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики. Финансы, 2004 г. 
    2. Кузнецов Л. Д. Налоговый кодекс в вопросах и ответах. Налоги, 2003 г.
    3. Маклур Ч.Е. Налоговая политика для России. МЭиМО, 2003 г. 
    4. Налоговый кодекс РФ, Юрайт, 2006 г.
    5. Перов А.В., Толкушкин А.В., Налоги и налогообложение, Юрайт, 2005 г.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Налогам"