Коррупция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:24, реферат

Описание работы

Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность. Меры по борьбе с коррупцией. Правовая помощь и защита, внедрение института омбудсмена.

Работа содержит 1 файл

КОРРУПЦИЯ.docx

— 23.40 Кб (Скачать)

Коррупция  - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

Государственные должностные лица - Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам.

Иностранные должностные лица - должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

Имущество - недвижимые и движимые вещи (включая деньги и ценные бумаги), в том числе имущественные права, установленные гражданским законодательством Республики Беларусь.

Близкие родственники - родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки.

Члены семьи - супруг (супруга), близкие родственники, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом.

Свойственники - близкие родственники супруга (супруги).

Законодательство о борьбе с  коррупцией основывается на Конституции  Республики Беларусь и включает в  себя настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, а также международные договоры Республики Беларусь.

 Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции,  и коррупционные правонарушения  устанавливается Кодексом Республики  Беларусь об административных  правонарушениях, Уголовным кодексом  Республики Беларусь и иными  законодательными актами Республики  Беларусь.

Субъектами коррупционных  правонарушений являются:

 государственные должностные  лица;

 лица, приравненные к государственным  должностным лицам;

 иностранные должностные лица;

 лица, осуществляющие подкуп  государственных должностных или  приравненных к ним лиц либо  иностранных должностных лиц.

Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения следующих мер:

 планирования и координации  деятельности государственных органов  и иных организаций по борьбе  с коррупцией;

 установления ограничений, а  также специальных требований, направленных  на обеспечение финансового контроля  в отношении государственных  должностных лиц в целях предотвращения  проявлений коррупции и их  выявления;

 обеспечения правовой регламентации  деятельности государственных органов  и иных организаций, государственного  и общественного контроля и  надзора за этой деятельностью;

 совершенствования системы  государственных органов, кадровой  работы и процедуры решения  вопросов, обеспечивающих защиту  прав, свобод и законных интересов  физических и юридических лиц;

 восстановления нарушенных  прав, свобод и законных интересов  физических и юридических лиц,  ликвидации иных вредных последствий  правонарушений, создающих условия  для коррупции, и коррупционных  правонарушений;

 установления правовых запретов  в целях разграничения служебных  (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных  интересов государственных должностных  и приравненных к ним лиц;

недопущения финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения  деятельности государственных органов  и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных  законодательством Республики Беларусь;

 проведения криминологических  исследований коррупционной преступности  в целях ее оценки и прогноза  для выявления предпосылок и  причин коррупции и своевременного  принятия эффективных мер по ее предупреждению и профилактике;

 сочетания борьбы с коррупцией  с созданием экономических предпосылок  для устранения причин коррупции.

 Борьбу с коррупцией осуществляют  органы прокуратуры, внутренних  дел и государственной безопасности.

Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, решают стоящие  перед ними задачи самостоятельно и  во взаимодействии между собой, с  иными государственными органами и  организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь.

Коррупция в России 

Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый  вред стране. Это явление появилось  не вчера и представляет собой  серьезную опасность.

В сегодняшней России коррупция  проявляется в весьма разнообразных  формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания.

Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность  рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает  доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое  неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции  в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над  жизнедеятельностью государства.

Коррупция в России, да и не только в России, пронизывает все слои общества: органы власти, предпринимателей, общественные организации, тем самым  неся негативные последствия как для общества, так и для государства в целом.

Наиболее ощутимые удары наносит  она по экономической безопасности страны. В результате продажности  чиновников, недобросовестного исполнения ими служебного долга теневая  экономика (криминальная и полулегальная) дает почти 40 процентов всего валового внутреннего продукта. В сферу  ее деятельности вовлечено на постоянной основе более 9 миллионов россиян. Такой  вот масштаб сегодня.

Коррупция также приводит к тому, что нарушаются конкурентные механизмы  рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. В результате - снижение эффективности  рынка и дискредитация идеи рыночной конкуренции.

Коррупция породила мощный рост организованной преступности. По оценкам МВД России, организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50 до 85 процентов банков. Практически  ни один сектор экономики не защищен от ее воздействия.

Именно коррупция, пронизавшая  все этажи российской власти, стала  одним из главных препятствий  в борьбе с организованной преступностью. Вот почему есть все основания  говорить о серьезнейшем кризисе  законности и правопорядка в стране.

К наиболее тяжелым последствиям коррупция  приводит в ходе избирательного и  бюджетного процессов. Политическая коррупция  начинается с выборов, коррупция  в ходе выборов приводит к недоверию  властям (как избранным, так и  нанятым, которые берут пример с  народных избранников) и к дискредитации  института выборов как общедемократической  ценности. Коррупция в бюджетном  процессе приводит как к разворовыванию бюджетных денег, так и к потере привлекательности страны для своих  и иностранных инвесторов.

Что же касается социальной сферы, то здесь результатами коррупции можно  назвать:

отвлечение колоссальных средств  от целей общественного развития (и, как следствие, обострение бюджетного кризиса, снижение способности власти решать социальные проблемы);

рост имущественного неравенства, т. к. коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение  средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества;

увеличение социальной напряженности  в обществе, бьющей по экономике  и угрожающей политической стабильности в стране.

 

 

Меры по борьбе с коррупцией.

Коррупция в России процветает и будет процветать, коли серьезно разбалансирована вся система управления и утрачен контроль за исполнением принятых решений. Безответственность, расхлябанность стали обычным явлением практически во всех структурах власти. На низком уровне находится исполнительская дисциплина в самом правительстве. Ответы на простейшие обращения по разрабатываемым законам приходится ожидать от правительства по полгода и больше. С таким отношением к делу страну вряд ли можно вывести из кризиса, преодолеть преступность.

Коррупция неизбежна, коли ныне действующая  Конституция устранила всякий парламентский  контроль за исполнительной и судебной властью. В Совете Федерации нет  ни одной структуры, которая могла  бы рассматривать жалобы и заявления  на действия руководителей и судей, а также Генеральной прокуратуры. Не выработана четкая система не только отчетов, но даже предоставления информации о проделанной ими работе.

Реальная борьба с коррупцией возможна лишь на основе осуществления комплекса  согласованных мер. Эти согласованные, скоординированные меры должны быть направлены, главным образом, на устранение причин и условий возникновения  коррупции и, кроме этого, на смягчение  ее последствий.  Одни из таких наиболее насущных мер - законодательное закрепление  и систематизация представлений  о коррупции, определение ключевых направлений борьбы с ней, выработка  стратегии и тактики противодействия  ей и организация профилактической деятельности, внесение соответствующих  подсказанных практикой изменений  в законодательство.

 На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

1.   Общественное осознание  опасности коррупции и ее последствий

2.   Предупреждение и предотвращение  коррупции (Хорошее управление)

3.   Верховенство закона и  защита прав граждан. 

В рамках данных стратегий деятельность, причем согласованная деятельность всех 3-х секторов (власти, бизнеса  и общественных организаций) осуществляется по следующим направлениям:

В рамках первой стратегии - это:

·     Общий анализ ситуации и выработка антикоррупционной  стратегии

·     Антикоррупционное  гражданское образование

·     Построение антикоррупционных  коалиций

·     Свободный доступ к  информации и независимые СМИ

В рамках второй стратегии - это:

·     Прозрачная власть, прозрачные процедуры

·     Общественное участие  в процессах предотвращения коррупции

·     Уменьшение вмешательства  государства в дела общества

·     Кодексы этики для  политиков, чиновников, предпринимателей

·     Снижение административных барьеров для предпринимателей и  внедрение конкурсности

В рамках третьей стратегии - это:

·     Сильная и независимая  судебная власть

·     Неукоснительное исполнение законов 

·     Законодательство, не допускающее возможность появления  коррупции, и общественная экспертиза

·     Правовая помощь и защита, внедрение института омбудсмена.

От органов власти здесь требуется  законодательное обеспечение этих стратегий и направлений, готовность для того, чтобы стать прозрачными  перед обществом (под прозрачностью  мы понимаем - открытость, понятность и  возможность влияния), а также  наличие политической воли исполнять  законы, быть прозрачными, взаимодействовать  с общественными организациями  и бизнесом как с партнерами.

Главная задача для структур гражданского общества заключается в осуществлении  общественного участия в процессе подготовки, обсуждения, принятия и  контроля исполнения властных решений.

Предотвращать и предупреждать  коррупцию гораздо эффективнее, чем бороться с ее последствиями. Действия властей в этом направлении  на сегодняшний день представляются крайне неэффективными: отсутствует  политическая воля, действия их случайны и непоследовательны.

Информация о работе Коррупция в России