Косвенные налоги в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:58, лекция

Описание работы

Косвенные налоги в России действуют с 1992 г. За это время произошло огромное количество изменений в механизме исчисления и уплаты как НДС, так и акцизов. Но все проблемные вопросы косвенного налогообложения пока еще не разрешены. Требуется проведение дальнейшего реформирования взимания косвенных налогов.

Работа содержит 1 файл

Проблемы и пути совершенствования.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ В  РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ  ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

Косвенные налоги в России действуют с 1992 г. За это время произошло огромное количество изменений в механизме исчисления и уплаты как НДС, так и акцизов. Но все проблемные вопросы косвенного налогообложения пока еще не разрешены. Требуется проведение дальнейшего реформирования взимания косвенных налогов.

Налоговая реформа  является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Пройдя довольно длительный и противоречивый путь развития, вся налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Важнейшим результатом налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста. Вместе с тем современная налоговая система России не приспособлена к реализации принципа налоговой автономии: велика роль косвенных налогов, которые трудно преобразовать в региональные или местные, наиболее фискальные налоги (к которым относятся именно косвенные налоги) сконцентрированы в федеральном бюджете.

Исторический опыт развития и трансформации налоговых систем в рамках региональной интеграции дает возможность рассматривать НДС в качестве одного из основных инструментов налоговой гармонизации на международном уровне. Следует обратить внимание на совершенно не пригодную для копирования практику многих стран Европейского союза, применяемых до пяти различных ставок НДС. Множественность ставок уменьшает возможности пополнения бюджета за счет НДС и делает налог мощным регулятором экономики.

В современных условиях выделяются положительные и отрицательные стороны отечественной практики применения одного из самых современных налогов - НДС. Все проблемы с НДС можно условно разделить на два блока:

- трудности для  бизнеса, связанные с уплатой  этого налога;

- рост расходов  государства, связанных с возвратом НДС.

При уплате НДС компания должна отвечать не только за себя, но и за своих контрагентов. Для крупной  компании с большим количеством  поставщиков это невозможно. Ситуация с уплатой НДС серьезно ухудшилась, когда налогоплательщика лишили возможности выбирать, платить НДС по отгрузке товара или по оплате. При возврате НДС, особенно по экспортным операциям, компании тратят огромное количество времени, сил, денег на адвокатов. Сейчас вокруг возмещения НДС выстроилась целая преступная индустрия. Фирмы-однодневки, ничего не производящие и тем более не экспортирующие, получают из бюджета огромные деньги в счет возврата НДС. Некоторые даже считают НДС самым коррупционным налогом России.

Налог на добавленную  стоимость - один из сложных налогов  по администрированию. На его обслуживание уходит около 60% рабочего времени. Налоговые инспекции продолжают наращивать инструменты контроля. Бизнес, в свою очередь, увеличивает необходимые для работы с НДС инструменты. Это ведет только к росту затрат для обеих сторон. Кроме того, НДС содержит значительную криминогенную и коррупционную составляющие, связанные с принципом возвратности НДС. Для борьбы с такими явлениями многие экономисты предлагают изменить администрирование НДС, связанное с тем, что начислять НДС надо на другую налогооблагаемую базу без переходного начисления входящего и исходящего НДС.

Даже в действующем  механизме исчисления и уплаты НДС  имеется множество спорных моментов. Очень заботит обязанность уплачивать НДС сельскохозяйственных производителей, не перешедших на уплату ЕСХН. Многие (если не большинство) сельскохозяйственных организаций сумму НДС постоянно возмещают из бюджета, так как их выручка от реализации намного меньше потраченных средств на ведение хозяйства. Было бы целесообразнее вообще предоставить 100-процентную льготу для таких налогоплательщиков по опыту зарубежных стран.

Другим немаловажным моментом является сама ставка НДС, так  как 18% - это очень большой размер налоговой нагрузки. Если учесть, что НДС увеличивает цену товара (работы, услуги), то можно было бы ее снизить одним лишь изменением ставки налога. Но применение и снижение ставки НДС в Российской Федерации порождают много трудностей, следовательно, назрела необходимость законодательного реформирования налога.

Альтернативой предложению  о снижении ставки НДС может быть принятие решений, касающихся устранения барьеров, приводящих к временному необоснованному изъятию средств  из оборота организации. Речь идет о  сокращении срока принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений. В целях стимулирования инвестиционных процессов, а также совершенствования (упрощения) системы применения НДС целесообразно применять при осуществлении капитальных вложений общий порядок вычета НДС как по материальным ресурсам, приобретаемым для работ капитального характера, так и по суммам НДС, уплачиваемым строительным организациям, производящим все виды подрядных работ. Данная мера станет действенным средством, стимулирующим увеличение объемов капитальных вложений в экономику страны и поддержание темпов экономического роста.

Среди других мер, направленных на совершенствование механизма  взимания НДС, предлагается осуществить:

- совершенствование  механизма применения нулевой  ставки для экспортеров;

- сокращение количества льгот по НДС;

- уточнение особенностей  применения НДС при реорганизации  организации.

Остается актуальной проблема администрирования НДС, связанная  с многочисленными неправомерными случаями возмещения налога с использованием фирм-однодневок. Для решения этой проблемы предлагалось даже ввести специальные НДС-счета. Однако минусов у системы НДС-счетов больше, чем плюсов, так как в случае ее применения из хозяйственного оборота организации необоснованно изымаются денежные средства. Необходимо разрабатывать новые информационные технологии, которые бы позволили налоговым органам своевременно получать информацию о движении сумм налога по обычным банковским счетам, анализировать ее и оперативно принимать решение о проведении проверок.

На основе проведенного анализа проблем косвенного налогообложения в России и изучения зарубежного опыта можно выделить некоторые направления совершенствования механизма взимания косвенных налогов в ближайшее время в целях оптимизации фискальной политики России:

- внести изменения в гл. 21 Налогового кодекса РФ, касающиеся ужесточения механизмов применения налоговых вычетов по НДС;

- изменить механизм  расчета налогооблагаемой базы  НДС, основанной на отрицании переходного начисления входящего и исходящего НДС;

- сократить перечень  подакцизных товаров (исключить  из числа подакцизных товаров  слабоалкогольные напитки (до 25% содержания спирта));

- усовершенствовать  механизм применения вычетов по акцизам;

- усилить контроль  за оборотом табачных изделий;

- совершенствовать  налоговое администрирование косвенных  налогов. 

Список литературы 

    1. Князев В.Г., Черник Д.Г. Налоговые  системы зарубежных стран. М.: ЮНИТИ, 2001. 124 с.

    2. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2001. 432 с.

    3. Мещерикова О.Ф. Налоговые системы  развитых стран мира. М.: ЮНИТИ, 2006. 205 с. 

Э.Н.Замалетдинова

К. э. н.,

старший преподаватель

кафедры экономической  теории

Институт  экономики, управления и права

г. Казань

Подписано в печать

07.02.2011

Информация о работе Косвенные налоги в России