Косвенные налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 07:51, реферат

Описание работы

Цель и задачи данного исследования являются теоретическая актуальность и практическая значимость косвенного налогообложения (на примере акциза, таможенной пошлины и НДС), анализ действующего налогового законодательства и результаты практического применения косвенных налогов в России, и дальнейшее совершенствование механизма их использования.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

Суммарная ставка косвенных налогов для потребителя представляется как сумма уплаченных налогов физическим лицом или домашним хозяйством в определенный период времени.

Аккумуляция косвенных  налогов в бюджете и их преобладающий  характер в нем дает возможность  перераспределения бюджета государством в пользу малообеспеченных слоев населения. Кроме обеспечения функций самого государства, которое включает расходы на содержание аппарата управления, оборону и т.п. полученные средства идут и на социальные выплаты, культуру, образование, научные расходы, т.е. тем категориям граждан, которые не платят высоких косвенных налогов.

С увеличением дохода делается акцент на расходы непродовольственного характера и дорогостоящие услуги, так как именно в этой части  происходит усиление обложения косвенными налогами.

Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого  налогообложения. Они позволяют  более равномерно распределить налоговое  бремя между плательщиками.

Современные косвенные  налоги претерпели самые крупные  изменения в финансовой практике. Суммарные косвенные налоги приобрели черты налогов прогрессивных и пропорциональных.

Косвенные налоги являются более простыми для государства  с точки зрения их взимания, но также  и очень сложными для налогоплательщика  с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступление в казну напрямую не связано с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.

Тем самым косвенное  налогообложение обеспечивает устойчивость доходной базы государства, особенно в  условиях высоких темпов инфляции. Кроме того, косвенные налоги являются менее болезненными для налогоплательщика и как бы незаметны для него.

Самыми распространенными  примерами косвенного налогообложения  могут служить НДС, акцизы и таможенные пошлины.

 

 

 

II.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

 

Налог на добавленную стоимость (сокращ. НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров(работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС —косвенный налог, то есть надбавка к цене товара.

Налог на добавленную  стоимость (НДС) введен в России начиная с 1992 года. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ.

С 1 января 2001 г. порядок  обложения предприятий данным налогом  регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ (часть II).

В целях реализации положений  указанной главы Министерством  по налогам и сборам изданы «Методические  рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части  второй Налогового кодекса РФ», утвержденные Приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447.

Плательщиками налога на добавленную стоимость (по ст. 143 НК РФ) признаются:

- юридические лица;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Необходимо учесть, что  предприятие на законных основаниях может получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Право на освобождение согласно статье 145 НК РФ имеют предприятия  при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих предприятий без НДС и налога с продаж не превысила в совокупности два миллиона рублей. При этом размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

Следует заметить, что  освобождению не подлежат предприятия, реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.

Использование права  на освобождение от уплаты НДС осуществляется в уведомительном порядке. Налогоплательщик, использующий право на освобождение должен представить в налоговую инспекцию по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение. Все документы предоставляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщик использует право на освобождение. Освобождение дается на срок 12 месяцев и может быть продлено, если налогоплательщик продолжает соблюдать условия его предоставления. Форма уведомления, оформляемая при информировании налоговых органов об использовании права на освобождение, утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002г. № БГ-3-03/342 «О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». К документам, подтверждающим право на освобождение, относятся:

— выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

— выписка из книги  продаж,

— выписка из книги  учета доходов и расходов и  хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели)

— копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Следует учесть, что освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, не освобождает от обязанности:

— выписывать счета-фактуры  на стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) в общеустановленном  порядке. При этом в выставляемых счетах — фактурах сумма НДС не выделяется, а на счете делается надпись «Без налога (НДС)» (п.5 ст.168 НК РФ);

— ежемесячно представлять налоговые декларации в целях  контроля за показателями выручки от реализации товаров (работ, услуг);

— исполнять обязанности  налогового агента в соответствии со ст.161 НК РФ.

Если в течение периода, в котором налогоплательщики  используют право на освобождение (включая  период продления права на освобождение) от исполнения обязанностей налогоплательщика, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысит два млн. рублей, а также если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья (в рамках всей деятельности организации или индивидуального предпринимателя), то налогоплательщики, начиная с первого числа месяца, в котором имело место такое превышение или осуществлялась реализация вышеуказанных товаров, и до окончания периода освобождения, утрачивают право на освобождение. В связи с этим, начиная с первого числа месяца, в котором утрачено право на освобождение, возникает обязанность исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке.

Например, в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи налогоплательщиками НЕ признаются (пункт действует до 1 января 2017г.):

  1. организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр или
  2. иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, а также
  3. филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета
  4. организации, являющиеся официальными вещательными компаниями (в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации, совершаемых в течение периода проведения игр).

Объектом обложения НДС согласно статье 146 НК РФ являются следующие операции:

1. Операции по реализации  товаров (работ, услуг) на территории  РФ (в т.ч. предметов залога  и передача по соглашению о  предоставлении отступного или  новации), передаче имущественных  прав.

2. Операции по передаче  на территории РФ товаров (работ,  услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.

3. Операции по выполнению  строительно-монтажных работ для  собственного потребления;

4. Операции по ввозу  товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

5. Передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

Не признаются реализацией  товаров (работ, услуг), а, следовательно, не подлежат обложению НДС:

1. Операции, связанные с обращением российской и иностранной валютами;

2. Передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества правопреемнику при реорганизации предприятия;

3. Передача имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4. Инвестирование имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, вклады по договору простого товарищества, паевые взносы в фонды кооперативов;

5. Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из общества или в случае выдела его доли из общей собственности;

6. Передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

7. Передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, газовых и электрических сетей и прочих подобных объектов органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Местом реализации товаров, согласно статье 147 НК РФ, признается территория Российской Федерации, если при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

- товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:  

  1. работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (кроме воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ
  2. работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ
  3. услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
  4. покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ
  5. деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ. 

Документами, подтверждающими  место выполнения работ (оказания услуг), являются:

  1. контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  2. документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии со статьями 153-162 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При применении различных налоговых  ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. 

При определении налоговой базы выручка определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и  натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Налоговая база определяется в зависимости  от особенностей реализации:

  1. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг);
  2. Налоговая база при передаче имущественных прав;
  3. Налоговая база при получении дохода по агентским договорам, договорам поручения, комиссии;
  4. Налоговая база при осуществлении транспортных перевозок и услуг международной связи;
  5. Налоговая база при реализации предприятия как имущественного комплекса;
  6. Налоговая база при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд;
  7. Налоговая база при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  8. Налоговая база, определяемая налоговыми агентами;
  9. Налоговая база с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг);
  10. Налоговая база при реорганизации организаций.

Моментом определения  налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Налоговым периодом, следуя статье 163 НК РФ является квартал.

Что касается налоговых ставок, то в настоящее время действуют три ставки 10%, 18% и 0 %.

Ставка 0% применяется, в частности, при реализации:

- товаров на экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров;

- работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;

Информация о работе Косвенные налоги