Малое предпринимательство как субъект налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:59, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение наиболее выгодной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать малое предпринимательство
2. рассмотреть существующие системы налогообложения для малого предпринимательства, выделить достоинства и недостатки этих систем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Малое предпринимательство как субъект налогообложения……………...5
2. Общепринятая система налогообложения…………………………………..7
3. Упрощенная система налогообложения……………………………………..9
4. Система единого налога на вмененный доход……………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников…………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Содержани1.docx

— 46.76 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Малое предпринимательство  как субъект налогообложения……………...5

2. Общепринятая система  налогообложения…………………………………..7

3. Упрощенная система  налогообложения……………………………………..9

4. Система единого налога  на вмененный доход……………………………...14

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованных источников…………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в  экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни  населения является развитие малого предпринимательства.

Малое предпринимательство  обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без  которых немыслима его высокая  эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и  сравнительно быстро окупаться, создавать  атмосферу конкуренции, ту среду  и дух  предпринимательства, без  которых рыночная экономика невозможна.

Предприятия малого бизнеса  являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой  и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий  способствует обеспечению занятости  населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование  экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных  фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку  перелив ресурсов в сферу малой  экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота.

Малое предпринимательство  способно быстро реагировать на изменение  спроса. Небольшие размеры малых  предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру  рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки  номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.

Однако малое предпринимательство  имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал  сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к  определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

Опыт зарубежных стран  свидетельствует о том, что  без  весомой государственной поддержки  невозможно обеспечить  развитие  малого предпринимательства быстрыми  темпами.

Одной из форм поддержки  малого предпринимательства является возможность перехода организаций  и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения, а также  на систему единого  налога на вменённый доход.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований, так же малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах.

Целью данной работы является определение наиболее выгодной системы  налогообложения для субъектов  малого предпринимательства.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. охарактеризовать малое предпринимательство

2. рассмотреть существующие системы налогообложения для малого предпринимательства, выделить достоинства и недостатки этих систем.

 

    1. Малое предпринимательство как субъект налогообложения

Малыми предприятиями  в соответствии с Федеральным  законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» являются внесенные  в единый государственный реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).[2]
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот  пятидесяти человек включительно для  средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;[2]

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов)  за предшествующий календарный  год не должна превышать предельные  значения, установленные Правительством  Российской Федерации для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства. [2]

Значение малого бизнеса  в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика  ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Становление и  развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике  – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта; во всех развитых странах  на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Поэтому абсолютное большинство  развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В России развитие малого предпринимательства  определено в качестве приоритетной задачи экономической политики –  обеспечения развития малого предпринимательства  и повышение конкурентоспособности  продукции, базовые направления  которой отражаются в ежегодном  Послании Президента РФ Федеральному Собранию.

Развитие малого предпринимательства  на региональном уровне является одним  из условий полноценной интеграции экономики России в мировую экономику. Вместе с тем экономика многих регионов по уровню развития малого предпринимательства  не готова к вступлению во Всемирную  торговую организацию. В этой связи  чтобы предотвратить рост безработицы  в машиностроении, легкой, пищевой  и других отраслях промышленности необходимо развивать малое предпринимательство, причем, прежде всего в сфере высоких  технологий и производства товаров  и услуг, комплектующих изделий  и деталей с высокой добавленной 

В современной мировой  экономике насчитывается примерно 50 миллионов разнообразных предпринимательских  структур, из которых 68% относятся к  малому бизнесу. В условиях углубления процессов разделения труда под  влиянием глобализации количество малых  фирм постоянно растёт. Можно проследить следующую закономерность: чем больше эффективно работающих конкурентоспособных  малых предпринимателей в промышленности, строительстве и инновационной  сфере, тем больше вклад сектора  малого предпринимательства в ВВП  и выше темпы экономического роста. В связи с этим укрепление экономического и инновационного потенциала государства  начинается, в первую очередь, с локальных  рынков, способствующих росту благосостояния населения.[6]

В зарубежных странах малое  предпринимательство является главной  сферой занятости населения.

Малый бизнес имеет ряд  преимуществ. Именно он формирует конкурентную сферу, создает дополнительные рабочие  места, оперативно внедряет передовые  достижения, перестраивает производство в зависимости от соотношений  спроса и предложения, не требует  повышенных первоначальных затрат. Увеличение количества малых предприятий, повышение  их эффективности – не самоцель, а реальный шаг на пути формирования рыночной среды, обеспечения условий  для экономического роста и на этой основе повышения благосостояния россиян.

    1. Общепринятая система налогообложения

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из налогового кодекса и  принятых в соответствии с ним  федеральных законов о налогах  и сборах (п.1 ст. 1 НК РФ). При этом наряду с федеральными налогами могут  устанавливаться также региональные и местные налоги. Совокупность налогов  и сборов, установленных НК РФ и  иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами, следует считать общим режимом налогообложения.

Общий режим налогообложения малого бизнеса был по существу оформлен с выходом в свет постановления правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

Хотя субъекты малого бизнеса  облагаются общими налогами, как и все остальные предприятия, в то же время в целях стимулирования более быстрого их развития им предоставлялись специальные налоговые льготы по основным налогам. Однако в целом эта система налогообложения не может удовлетворить малый бизнес. Можно выделить следующие факторы, определяющие негативное отношение предпринимателей предприятий малого бизнеса к этой системе:

- совокупный процент налогов, которые платит предприятие, непомерно велик. Чрезмерно высокие налоги в массовом порядке толкают плательщиков на нарушение закона;

- заполнение огромного количества форм отчетности, которые сдаются в разное время в разные организации, отсюда — неумышленные ошибки в ведении учета и отчетности;

- непомерно большое число налогов, уплачиваемых с различных налогооблагаемых баз;

- плохая проработка  законов. Имеющаяся противоречивость  законодательной базы влечет    возможность неоднозначного толкования законов, вследствие чего предприниматели и бухгалтеры  совершают  ошибки  при  исчислении  налогов  без умысла что-то скрыть;

- постоянные изменения в законодательной базе. Столь частые изменения в налоговом законодательстве оказываются для малого бизнеса зачастую просто фатальными — предприниматели не успевают следить за ними.

- отсутствие адекватных официальных статистических данных о налоговых поступлениях от разных категорий налогоплательщиков — малых, средних и крупных не позволяет оценить эффективность общепринятой системы налогообложения при ее применении субъектами малого предпринимательства, равно как и провести ее сравнение со специальными налоговыми режимами, действующими в отношении малого предпринимательства.

В целях справедливости и равенства налогообложения малые предприятия, применяющие традиционную систему налогообложения, должны иметь налоговые льготы по налогу на прибыль, НДС, ЕСН. Это положение необходимо применить к малым предприятиям: в сфере инновационной деятельности; в сфере НИИОКР собственного производства.

Таким образом, можно сделать  вывод, что общепринятая система  налогообложения – это наиболее неблагоприятные условия для  работы малых предприятий.

    1. Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система  налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.[7]

Положительная сторона данного  налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения, в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее следует отметить, что в соответствии с опубликованным Письмом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156 общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, все же не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета.

Упрощенная система налогообложения  для налогоплательщиков существенно  снижает налоговую нагрузку по сравнению  с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы  частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и  индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.[8]

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения  организациями и индивидуальными  предпринимателями, заключается в  том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим  налоговым режимом.

Информация о работе Малое предпринимательство как субъект налогообложения