Местные налоги: их место и роль в налоговой системе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида):
• федеральные;
• региональные;
• местные.

Работа содержит 1 файл

Местные налоги.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

Реферативный  обзор

по дисциплине: «Налогово-бюджетная система»

на тему: «Местные налоги, их место и роль в налоговой системе РФ» 
 
 
 
 
 
 

 

      В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида):

     • федеральные;

     • региональные;

     • местные.

     Таким образом, в налоговой системе  Российской Федерации выделяется группа платежей, именуемая местными налогами.

     Местными признаются налоги, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях МО  в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах.

     Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются  и вводятся в действие законами указанных  субъектов Российской Федерации.

     Устанавливая  местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в  нормативных правовых актах следующие  элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы. Другие элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Не могут устанавливаться местные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ. 1

     Местный налог - это устанавливаемый и вводимый в действие нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, в целях финансового обеспечения деятельности муниципального образования, обязательный денежный платеж, имеющий односторонний характер, подлежащий взиманию на территории муниципального образования на началах безвозмездности, безвозвратности и зачисляемый в бюджет или внебюджетный фонд муниципального образования.

     Характерными  особенностями местных налогов  РФ являются:

     • преобладание в местном налогообложении прямых налогов.

     • невысокая доля поступлений от местных налогов в местные бюджеты.

     Объектами обложения местных налогов являются статичные объекты: либо земельный  участок с периодически варьируемой  кадастровой стоимостью, либо определенное имущество, стоимость которого также не претерпевает существенных колебаний.

     Объектом  местных налогов не выступает  собственно производительная деятельность объектов предпринимательской деятельности как базовых элементов экономической  системы. В связи с чем местные  налоги играют второстепенную роль в процессе фискального перераспределения общественных ресурсов и не покрывают большую часть расходов муниципалитетов. Данное обстоятельство приводит к парадоксальной ситуации, когда население МО, фактически производящее основной прибавочный продукт экономики оказывается отстранено существующей налоговой системой от решения вопросов местного значения.

     Выход из сложившейся ситуации может заключаться  в установлении пропорциональной зависимости  между эффективностью производства и налогами, составляющими доходную часть муниципального бюджета, посредством использования потенциала существующей в РФ налоговой системы, с тем, чтобы у муниципальных образований были доходы, которые зависят от результатов деятельности муниципалитетов.2

     Исторический и зарубежный опыт функционирования местных бюджетов свидетельствует о том, что их финансовой основой выступает налоговая составляющая. Вместе с тем сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация не позволяет причислить местные налоги к значимым доходным источникам муниципалитетов. Фактически основной объем налоговых поступлений местных бюджетов формирует земельный налог, поступления от которого более чем в пять раз превышают платежи по налогу на имущество физических лиц.3

     До 2003 г. к местным налоговым поступлениям, кроме указанных выше налогов, также относились: лицензионные и регистрационные сборы, налог на содержание жилищного фонда, сбор за право торговли, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели, налог на рекламу. С 2003 г. был отменен налог на содержание жилищного фонда. К началу 2005 г. осталось всего два местных налога: это земельный налог и налог на имущество физических лиц.

     Сокращение  числа местных налогов позволило упростить процедуру планирования налоговых доходов, повысить его эффективность и качество. Небольшое число налогов упрощает процедуру автоматизации их планирования и прогнозирования.4

     По  данным Минфина России, местные налоги занимают 12,2 % в общем объеме собираемых налогов. Существуют и другие цифры: доля земельного налога в доходах бюджета составляет 3 %, а доля налога на имущество физлиц – 0,3 %. При этом, по ряду экспертных оценок, почти 80 % земли в России выведено из налогооблагаемой базы земельного налога, поскольку относится к федеральной собственности (земли запаса, лесной фонд, военные объекты и др.), что лишает муниципалитеты стабильного источника доходов от земельного налога.5

     Невысокая собираемость налогов связана и  с наличием значительного числа  льгот по налогообложению, укрупнением территориальных налоговых органов, незавершенностью работ по межеванию земельных участков, находящихся в общедолевой собственности, особенно в сельской местности, оформлением в собственность или в аренду всех земельных участков, отсутствием инвентаризационной оценки строений, помещений. Отрицательное влияние на поступление доходов оказывает то, что в России нет федерального закона, устанавливающего требования обязательной инвентаризации объектов недвижимости и методики ее оценки.6

     Весьма  перспективным, хотя и не бесспорным, направлением укрепления собственной  доходной базы муниципалитетов является введение местного налога на недвижимость. Данный налог объединит не только действующие местные платежи, но и обеспечит поступление в муниципальные бюджеты ныне регионального налога на имущество организаций. Так до 2005 г. данный налог зачислялся в местный бюджет по нормативу в 50 %. В этой связи введение налога на недвижимость существенно укрепит финансовые основы муниципалитетов.

     Одновременно с этим можно отметить резервы роста местных доходов и в дальнейшем развитии действующего законодательства. Практика показывает, что требует совершенствования порядок применения кадастровой оценки земли, поскольку введенные правила привели к существенным потерям для местных бюджетов. В отношении налога на имущество физических лиц перспективным направлением является переход на использование в целях налогообложения рыночной оценки имущества вместо применяемой сегодня инвентаризационной оценки.

     Представляется возможным увеличить число местных доходов путем перераспределения уже закрепленных Налоговым кодексом за субъектами РФ платежей в пользу местного уровня публичной власти. При этом перераспределить необходимо поступления от налогов, объект обложения которыми зависит от результатов деятельности МО, среди которых можно выделить налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц, а также налог на добавленную стоимость.7

     В конечном итоге укрепление системы  местных налогов позволит не только обеспечить рост доходной базы МО, но и создаст необходимые условия для выполнения ими всех расходных обязательств. 8

Информация о работе Местные налоги: их место и роль в налоговой системе РФ