Методика проверки правильности исчисления, полноты и уплаты налога на доходы физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности методики проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДФЛ как составляющей налогового контроля.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

определить место НДФЛ в бюджетной системе Российской Федерации;
изучить понятие и порядок исчисления НДФЛ;
рассмотреть порядок проведения камеральных и выездных налоговых
проверок НДФЛ;
исследовать проблемы поступления НДФЛ в бюджет;
сформулировать предложения по совершенствованию механизма
проведения налоговых проверок

Содержание

Введение……………………………………………………. ..3

Глава 1. Сущность налога на доходы физических лиц и порядок его исчисления

1.1 Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
Российской Федерации…………………………. ..5

1.2 Понятие и порядок исчисления налога на доходы физических лиц .6

Глава 2. Проведение налоговой проверки правильности исчисления,

полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц

2.1. Методика проведения камеральной налоговой проверки налога

на доходы физических лиц 12

2.2. Методика проведения выездной налоговой проверки налога на
доходы физических лиц 24

2.3.Проблемы и пути совершенствования механизма проведения

налоговых проверок 34

Заключение 38

Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсач просина2007.docx

— 1.66 Мб (Скачать)

чеки, квитанции  банка о перечислении денег на счет), копия свидетельства о рождении ребенка (если вычет делается на обучение ребенка) или копия распоряжения о назначении опеки (если речь идет об обучении подопечного));

3) вычетов  на лечение (проверяется заявление  на предоставление вычета; справка  о доходах; копии договора на оказание услуг по лечению или документов, подтверждающих лечение (например, товарные чеки, кассовые чеки); справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы по форме, утвержденной совместным Приказом МНС России и Минздрава от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256; копия лицензии медицинского учреждения на оказание соответствующих медицинских услуг; платежные документы, подтверждающие факт внесения платы за лечение; копия свидетельства о браке, если налогоплательщиком оплачены услуги по лечению своего супруга (супруги); копия свидетельства о рождении налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены услуги по лечению своего родителя; копию свидетельства о рождении ребенка налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены услуги по лечению своего ребенка в возрасте до 18 лет). Налоговым органом при проверке вычета проверяется, включены ли данные медицинские услуги и медикаменты в перечень медицинских услуг, перечень медикаментов или перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001г. №201.

    Перечень  и порядок предоставления имущественных  налоговых вычетов

установлен  в  ст.220  НК РФ.  Налоговые  органы  проверяют обоснованность

применения  вычета, наличие заявления на получение  вычета, справку о доходах,

а также:

  • документы,  подтверждающие  право  собственности  на  жилье  (например, 
    договор купли-продажи (в котором обязательно должна быть установлена цена 
    сделки);   акт   о   передаче   квартиры   или   свидетельство   о  регистрации   права 
    собственности   на   квартиру   (при   приобретении   квартиры);   свидетельство   о 
    регистрации права собственности на жилой дом (при приобретении жилого дома));
  • документы,   подтверждающие   приобретение   прав   на  строящееся   жилье 
    (например, договор долевого участия в строительстве; акт о передаче квартиры или
  •  

свидетельство о регистрации права собственности  на квартиру (при строительстве (приобретении) квартиры); свидетельство о регистрации права собственности на жилой дом (при строительстве (приобретении) жилого дома));

  - документы, подтверждающие оплату  расходов на покупку (строительство)  жилья (расписка продавца в получении денег; документы, подтверждающие уплату процентов по целевому кредиту (займу), израсходованному на приобретение (строительство) жилья; квитанции к приходным ордерам; платежные поручения; товарные и кассовые чеки; выписка банка о перечислении денег со счета; акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца); заявление о распределении размера вычета (только при покупке имущества в совместную собственность).

     Имущественный налоговый вычет переноситься на последующие налоговые периоды, и в связи с этим необходимо установить, не утрачено ли право собственности налогоплательщика на приобретенное жилье. Налогоплательщик обязан каждый год предоставлять в налоговый орган все необходимые документы для получения вычета.

      Перечень  и порядок предоставления профессиональных налоговых вычетов 
установлен в ст.221 НК РФ. При проверке обоснованности применения 
налоговых вычетов проводиться проверка налоговых деклараций, заявления на 
представление вычета и документов, подтверждающих расходы, связанные с 
непосредственным извлечением дохода (договоры, платежные поручения, чеки 
ККТ, приходные кассовые ордера, таможенные декларации, приказ о 
командировке, проездные документы, отчет о выполненной работе в 
соответствии с договором). Указанные налогоплательщики реализуют право на 
получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного 
заявления налоговому агенту. При отсутствии налогового агента 
налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых 
вычетов путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с 
подачей налоговой декларации по окончании налогового периода. 
Профессиональный налоговый вычет не предоставляется физическим лицам, 
осуществляющим предпринимательскую деятельность,         но         не

 

      

зарегистрированным  в установленном действующим  законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

     В случае выявления камеральной налоговой  проверкой ошибок в налоговой  декларации или противоречий, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ.

     При камеральных проверках налоговые  органы проводят большую работу, которая является непосредственной подготовкой к посещению налоговым инспектором налогоплательщика при выездной проверке. Именно камеральные налоговые проверки являются тем звеном, усилив которое, налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы. Но результативность камеральной проверки по сравнению с выездной остается низкой.[21, с.24]

     Рисунок 1. Сравнение суммы доначисленного НДФЛ по результатам проверок исчисленного индивидуальными предпринимателями  и другими лицами, занимающимися  частной практикой, а также физическими  лицами в отношении отдельных видов продукции, в Рязанской области по состоянию на 1

октября 2010 года1.

     По  результатам контрольной работы налоговых органов доля выявленных нарушений в ходе камеральных налоговых проверок НДФЛ,  исчисленного

 

     

    индивидуальными предпринимателями и другими  лицами, занимающимися частной практикой, а также физическими лицами в отйошении отдельных видов продукции, в Рязанской области по состоянию на 1 октября 2009 года составила 15%.

   Рисунок 2. Доля выявленных нарушений  в ходе камеральных  налоговых проверок НДФЛ, исчисленного ИП и другими лицами, занимающимися частной  практикой, а также  физическими лицами в отношении отдельных  видов продукции  в Рязанской области  по состоянию на 1 октября 2010г.2

                                    

      Методика  проведения выездной налоговой проверки налога на доходы

физических  лиц

     В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые  органы проводят выездные налоговые проверки. В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В соответствии со ст. 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

     Процесс проверки налога на доходы физических лиц состоит из следующих этапов:

          1. До выхода работников налоговых  органов на предприятие -предпроверочный анализ (подготовительный этап), при котором составляется программа проведения выездной налоговой проверки.

 

          

     2. Проведение  выездной  налоговой  проверки  на  предприятии,   где 
подлежат  проверке  учетные  регистры  бухгалтерского  и  налогового  учета, 
относящиеся к данному налогу.

    3. Оформление акта выездной налоговой проверки.

     4. Вынесение    решения    о    привлечении    налогоплательщика    или 
налогового агента к налоговой ответственности иди о отказе в привлечении к 
ответственности и направление требования об уплате налога.

     Предпроверочный анализ - это автоматизированный процесс  анализа первичной информации о налогоплательщике и отбор налогоплательщиков для выездных проверок.

     Результативность  документальных проверок во многом определяется подготовительными мероприятиями, предшествующими выходу в организацию, основанными на анализе информации, полученной из многочисленных источников, так как предпроверочный анализ должен быть всесторонним. В связи с этим, налоговые инспекции до составления плана выездных налоговых проверок формируют информационные ресурсы о налогоплательщиках, состоящих на налоговом учете, используя сведения из внутренних и внешних источников (см. Приложение 8). По результатам работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках налоговые органы формируют «Досье» на каждого из них, состоящего на налоговом учете, и осуществляют предварительный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок[25,с.36]. Средние доначисления на одну выездную проверку по целенаправленному отбору в 3 раза превышают данный показатель по прочим проверкам.

     В ходе активной борьбы с уклонением от уплаты налогов налоговые органы накопили достаточное количество информации о схемах уклонения от налогообложения и схемах минимизации налоговых обязательств. Эти сведения рассылаются в территориальные налоговые органы в обзорах «для служебного пользования» с квартальной периодичностью[20, с.35]. Также налоговые органы пользуются своей внутренней информационной базой по известным им схемам уклонения, которая постоянно пополняется. К таким схемам можно отнести:

 

     

  • выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже 
    среднего   уровня   по   виду   экономической   деятельности   в   субъекте 
    Российской Федерации;
  • доход работника по предыдущему месту работы был значительно выше;
  • в  анкете  на получение  кредита работники указали  доход в размере, 
    превышающем официальную заработную плату [40, с. 155];
  • отражение   в   бухгалтерской   или   налоговой   отчетности   убытков   на 
    протяжении нескольких налоговых периодов;
  • отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов 
    за определенный период;
  • опережающий   темп   роста   расходов   над   темпом   роста   доходов   от 
    реализации товаров (работ, услуг);
  • отражение     индивидуальным     предпринимателем     суммы     расхода, 
    максимально   приближенной   к   сумме   его   дохода,   полученного   за 
    календарный год.

      Для проведения документальных проверок по соблюдению законодательства по налогу на доходы физических лиц разработаны программы проведения документальной проверки. Программа проведения проверки - это перечень вопросов, которые должны быть затронуты в процессе проверки.

    В базовую  программу включены следующие вопросы:

  • выполнение предложений по акту предыдущей проверки;
  • соответствие установленным требованиям порядка ведения налогового 
    учета по форме № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на 
    доходы физических лиц»;
  • соблюдение порядка предоставления налоговых льгот физическим лицам 
    на основании соответствующих документов;
  • соблюдение формы, полноты и своевременности представления сведений 
    по   форме   2-НДФЛ,   в   том   числе   в   случаях   перерасчетов   по   налогу   за 
    предшествующие      годы;      осуществлении      выплат      после      увольнения, 
    невозможности     удержания     налога     у     источника     получения     дохода; 
    предоставлении стандартных налоговых вычетов;
  •  

     - правильность определения налоговой базы физических лиц, применения 
налоговых льгот и ставок налогообложения в разрезе основных работников, 
совместителей, лиц, получавших выплаты на основании договоров гражданско- 
правового характера;

     - соблюдение   своевременности   и   полноты   перечисления   в   бюджет 
удержанных сумм налога на доходы физических лиц.

     При составлении программы проверки наряду с изучением материалов предыдущей проверки проводится анализ информации, содержащейся в налоговой отчетности - сведениях о доходах и удержанных суммах налога.

     Сведения  налоговой отчетности используются по совокупности с анализом данных соответствующих форм годовой бухгалтерской отчетности организации, раскрывающих движение капитала, денежных и заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, других показателей, характеризующих итоговые результаты хозяйственных операций, проведение которых предполагает получение доходов физическими лицами, участвующими в их совершении либо в распределении полученных финансовых результатов.

     По  результатам анализа налоговой  и бухгалтерской отчетности, а  также с учетом другой имеющейся  информации определяется окончательный  перечень вопросов, подлежащих выездной налоговой проверке в конкретной организации. Программа документальной проверки утверждается руководителем инспекции или его заместителем.

Информация о работе Методика проверки правильности исчисления, полноты и уплаты налога на доходы физических лиц