Международное двойное налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Как известно, целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли (дохода), направляемые в последствии, в конечном итоге, на удовлетворение личных нужд и потребностей.
Такой вывод о цели предпринимательской деятельности мы делаем, прежде всего, из нашего законодательства, а именно из Гражданского кодекса Российской Федерации «Под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Цели международного сотрудничества в области налогообложения………………….5
1.1. Виды международных договоров……………………………………………………….8
1.2. Понятие международного договора…………………………………………………….9
2. Международное двойное налогообложение и основные методы его устранения……11
2.1. Устранение двойного налогообложения в Российской Федерации…………………15
2.2. Принципы налогообложения доходов иностранных организаций………………….17
2.3. Прибыль от коммерческой деятельности в другом государстве…………………….18
2.4. Действующие двусторонние соглашения……………………………………………..20
3. Оффшорные механизмы………………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………………...27
Расчетная часть……………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

     Первый  кодификационный акт в области  права международных договоров  был принят в 1928 году на конференции американских государств. Им явилась Гаванская конвенция о договорах, которая носила региональный характер, так как действовала лишь в Латинской Америке.

     С появлением Организации Объединенных Наций и созданием в ее рамках Комиссии международного права кодификация права международных договоров стала одной из главных задач, поставленных перед комиссией. Комиссия разработала проект статей о праве международных договоров, и на созванной под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968—1969 годах, была принята Венская конвенция о праве международных договоров. Эта конвенция, вступившая в силу в 1980 году, касается договоров, заключенных между государствами.

     Появление межправительственных международных  организаций и возрастание их роли в международных отношениях повлекли договорное оформление их отношений, как с государствами, так и между собой. В результате не только появилось большое число таких договоров, но была выработана определенная международная практика, касающаяся заключения, действия и прекращения данной категории договоров.

     Конвенции кодифицировали не все действующие  обычные нормы в области права  международных договоров. В частности, не подверглись кодификации обычные  нормы, касающиеся влияния войны  на международные договоры. Поэтому  наравне с договорными нормами продолжают действовать и обычные нормы.

 

Понятие международного договора

     Международный договор – это соглашение между  субъектами международного права относительно возникновения, прекращения, изменения  взаимных прав и обязанностей. Международный договор является типичной юридической формой установления сотрудничества между субъектами международного права.

     Существуют  различные наименования международных  договоров: пакт, трактат, конвенция, протокол, соглашение, декларация, договор –  эти различия не имеют юридического значения и на практике критерий их применения не выработан. Стороны при заключении договоров самостоятельно решают, которое название дать договору.

     Все субъекты международного права обладают правоспособностью заключать международные  договоры. Основные (суверенные) субъекты вправе заключать договоры практически по любому вопросу (предмету международно-правового регулирования), то правоспособность производных субъектов международного права ограничена их учредительными документами.

     В зависимости от субъекта, заключающего договор, различают три вида международных договоров:

  • межгосударственные, от имени государства,
  • межправительственные, от имени правительства,
  • межведомственные, от имени ведомств – органов исполнительной власти.

      Различают, также следующие виды договоров:

  • Соглашения, устанавливающие общие правила поведения субъектов международного права (устав ООН),
  • Соглашения, регулирующие конкретные отношения между государствами: договор об оказании взаимопомощи.

      Также международные договоры классифицируются: на политические, экономические и соглашения по культурным вопросам.

     К политическим договорам относятся: союзные договоры, договоры о взаимной помощи, пакты о не нападении, соглашения о нейтралитете, мирные договоры.

     Союзные договоры – это политическое соглашение, в силу которых заключающие их государства, договариваются об охране существующего политического положения (создание военного блока).

     Договоры  о взаимной помощи – это политическое соглашение, которое обязывает участников этих договоров оказывать друг другу определённую взаимную помощь.

     Пакты о ненападении – это политические соглашения, по которым страны обязуются  воздержаться от нападения на другое государство.

     Соглашение  о нейтралитете – это политический договор между государствами, который обязывает их не участвовать в войне в случаи её возникновения, между договорившимся государствами и третьими государствами.

     Мирный  договор – это политический договор, который прекращает состояние войны  и устанавливает между государствами  политические, экономические и иные отношения.

     Экономические соглашения – это договоры между  субъектами, которые устанавливают  определённый режим в сфере международно-экономических  отношений.

     Международные договоры могут заключаться как  в письменной, так и в устной форме. В отношении устных договоров нормы международного права представлены международными обычаями.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Международное двойное налогообложение и основные методы его устранения

     Доходы, извлекаемые в одной стране и  затем переводимые в другую (предпринимательские прибыли, дивиденды, проценты, роялти и т.д.), обычно облагаются налогами в обеих странах в соответствии с их законодательством. Если налогообложение таких доходов не координируется налоговыми властями обеих стран, может возникнуть «избыточное» по сравнению с национальными законами (двойное) налогообложение.

     Международное двойное налогообложение — это  обложение сопоставимыми налогами в двух государствах (или более) одного налогоплательщика в отношении  одного объекта за один и тот же период времени, в результате чего возникают идентичность налогового платежа, тождественность объекта налогообложения, субъекта налогообложения и сроков уплаты налогов.

     Двойное (т.е. излишнее) налогообложение сдерживает деловую активность предпринимателя и способствует повышению цен на товары и услуги, а также может привести к нежелательным изменениям в перемещении капиталов из одной страны в другую и общему снижению эффективности использования капиталов.

     Осложнения  с двойным налогообложением связаны  с тем, что многие государства в своей налоговой политике стали применять прогрессивные налоговые ставки, т.е. повышение размера налога в зависимости от увеличения объекта обложения. Применение прогрессивных налоговых ставок обычно объясняется требованиями «налоговой справедливости» и имеет своей целью обложение по более высоким ставкам получателей особо высоких доходов или собственников капитала в особенно крупных размерах (по налогам на сделки прогрессия ставок применяется крайне редко). Поэтому прогрессивные ставки характерны только для налогов с общей суммы доходов или имущества налогоплательщика, т.е. конкретно для подоходных налогов, для налогов на состояния (на общую сумму имущества) и для налогов на дары и наследства. Естественно, что при применении прогрессивных налоговых ставок в состав налогооблагаемых доходов (имущества) необходимо включать и доходы, получаемые за рубежом (имущество, находящееся за рубежом). И налогоплательщики с иностранными доходами (имуществом) получат преимущество перед налогоплательщиками, которые все свои доходы получают (имеют имущество) только внутри своей страны.

     Подавляющее большинство стран, претендующих тем  или иным образом на обложение  налогами зарубежной деятельности своих  граждан, одновременно предусматривают  и соответствующие меры, чтобы смягчить или полностью устранить возникающее для них в результате такой практики двойное налогообложение. Для них выход видится в одном – уменьшить свои налоговые претензии. Для смягчения (или устранения) эффекта двойного налогообложения, как правило, используют методы устранения двойного налогообложения. Методы устранения международного двойного налогообложения приведены на рис. 1.

Рис. 1. Методы устранения двойного налогообложения

     Применяют как односторонние меры избежания  двойного налогообложения, связанные с нормами внутреннего налогового законодательства, так и многосторонние меры, реализуемые с помощью соответствующих международных соглашений и конвенций.

Используются  следующие основные методы:

  • распределительный метод (принцип освобождения) – это метод исключения из налогооблагаемой базы доходов, полученных за рубежом (имущества, находящегося за рубежом);
  • метод налогового кредита (зачет уплаченных за рубежом налогов в счет уменьшения обязательств налогоплательщика по уплате налогов своей стране);
  • метод налоговой скидки – это вычет из налогооблагаемой базы расходов на уплату иностранных налогов;
  • иногда применяется также метод отсрочки обложения иностранных доходов до момента их ввоза в страну постоянного местонахождения налогоплательщика.

     В соответствии с распределительным  методом (принципом освобождения) государство  А не облагает налогом доход, который  по соглашению облагается в государстве  Б. В договорах между сторонами  перечислены соответствующие виды доходов и объектов, которые подпадают под налоговую юрисдикцию.

     Налоговый зачет (кредит) означает, что государство  А исчисляет взимаемый им с  резидента налог на основе совокупного  дохода, включая доход, полученный в  государстве Б. Далее из собственного налога вычитаются суммы налогов, уплаченных в другом государстве.

     Налоговая скидка уменьшает на сумму уплаченного  за рубежом налога налогооблагаемую базу, т.е. уплаченный налог рассматривается  как расход, вычитаемый из суммы  доходов, подлежащих налогообложению.

     Первый  и второй методы применяются для расчета обязательств налогоплательщика по уплате налогов на доходы и имущество.

     Налоговая скидка обычно применяется при обложении  налогами на дары и наследства и  является самым невыгодным для налогоплательщика.

     Налоговые соглашения могут вносить изменения в применение этих методов либо предусматривать замену метода в соответствии с законодательством на другой метод, более льготный для налогоплательщика (согласно общему правилу налоговые соглашения не могут использоваться в целях ухудшения условий налогообложения для налогоплательщика, и если так все же случается, то налогоплательщик всегда имеет право выбора между внутренней нормой и нормой, предусмотренной налоговым соглашением).

     Многие  развивающиеся государства представляют различные налоговые льготы в целях привлечения капиталов из других стран: полное освобождение от налогов в течение льготного периода, снижение налоговых ставок и т.д. Однако эти льготы могут быть сведены на нет, если в стране, из которой экспортируются капиталы, не будут приняты соответствующие корректирующие меры.

   В странах-экспортерах капитала, применяющих  метод «налогового кредита» в  отношении налогов, уплаченных за рубежом, из налоговых обязательств компаний и граждан вычитаются лишь налоги, реально оплаченные за рубежом, и результатом льготы, предоставленной развивающейся страной, будет автоматическое увеличение остаточной доли налогов, подлежащей уплате в стране-экспортере капитала (таким образом, лишение этих компаний и граждан полученной льготы). Поэтому эффективность льгот, предоставляемых развивающимся странам в целях привлечения иностранного капитала, в значительной степени зависит от позиции налоговых органов стран-экспортеров капитала.

     Промышленно развитые страны, заинтересованные в  экспорте капитала, применяют метод «налогового кредита» и метод освобождения иностранных доходов от налогообложения, являются основными.

     Страны, применяющие метод «налогового  кредита», демонстрируют, таким образом, свое «беспристрастие» в отношении  налогов, взимаемых за рубежом. Действительно, налогоплательщики стран с более высокими налоговыми ставками, получающие доходы из стран с более низкими налоговыми ставками, будут выплачивать в своей стране (в отношении указанных доходов) только сумму превышения налогов своей страны над налогами другой страны. Если же доходы налогоплательщиков за рубежом облагаются по более высоким ставкам, чем в своей стране, то какого-либо возмещения или компенсации на них не предусматривается. Таким образом, применение метода «налогового кредита» означает, что данная страна в своей налоговой политике придерживается принципа нейтралитета по отношению к капиталовложениям своих граждан и компаний за рубежом: не стремится их поощрять, но и воздерживается от дискриминирующих мер против них. Этот метод применяется преимущественно в англосаксонских странах: США, Великобритании и др.

Информация о работе Международное двойное налогообложение