Минимальный налог при упрощенной системе налогообложения: назначение, порядок исчисления и уплаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Минимальный налог не является дополнительным налогом, взимаемым при упрощенной системе налогообложения. Цель его уплаты — предоставить гарантии по социальному, пенсионному и медицинскому обеспечению сотрудникам, работающим у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее УСН). Именно поэтому уплаченную сумму минимального налога органы федерального казначейства распределяют только между государственными внебюджетными фондами.

Содержание

1. Теоретический вопрос
1.1 Минимальный налог при упрощенной системе налогообложения: назначение, порядок исчисления и уплаты.
2. Задача
2.2 Решение задачи
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

готовая контрольная.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

       Содержание

       1. Теоретический вопрос

       1.1 Минимальный налог при упрощенной  системе налогообложения: назначение, порядок исчисления и уплаты.

       2. Задача

       2.2 Решение задачи

       Список  используемых источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Теоретический вопрос

       1.1 Минимальный налог при упрощенной системе налогообложения: назначение, порядок исчисления и уплаты

       Согласно  пункту 6 статьи 346.18 Налогового кодекса  Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщик, который применяет  в качестве объекта налогообложения  доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Иными словами столкнуться с уплатой минимального налога могут только те налогоплательщики, которые выбрали объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

       Минимальный налог не является дополнительным налогом, взимаемым при упрощенной системе налогообложения. Цель его уплаты — предоставить гарантии по социальному, пенсионному и медицинскому обеспечению сотрудникам, работающим у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее УСН). Именно поэтому уплаченную сумму минимального налога органы федерального казначейства распределяют только между государственными внебюджетными фондами. В этом заключается отличие минимального налога от единого налога, который взимается при УСН и помимо внебюджетных фондов распределяется еще в региональные и местные бюджеты.

       Введение  минимального налога вызывает ряд вопросов и сомнений по поводу того, является ли он дополнительным платежом, либо это  лишь форма единого налога при УСН. С одной стороны минимальный налог - это не минимальная сумма единого налога, которую нужно заплатить в случае, если исчисленный налог меньше 1 процента суммы полученных доходов. Это дополнительный платеж, который уплачивается при возникновении подобных обстоятельств. Такой вывод следует из того, что данный платеж не засчитывается в счет будущих платежей по единому налогу, а разница между суммой минимального налога и суммой единого налога может быть учтена в составе расходов следующих налоговых периодов. С другой стороны минимальный налог является не дополнительным налогом помимо единого налога при УСН, а, по существу, лишь его формой. Точку в этом вопросе поставил Минфин Российской Федерации в письме от 29 декабря 2004 года №03-03-02-04/1/110: «Минимальный налог является не дополнительным налогом помимо единого налога, а по существу лишь формой единого налога. В этой связи, как указывает Минфин, в случае возникновения у налогоплательщиков обязанности по уплате минимального налога по итогам налогового периода, суммы ранее уплаченных ими за истекшие отчетные периоды квартальных авансовых платежей единого налога подлежат возврату этим налогоплательщикам, либо зачету в счет предстоящих им авансовых платежей по единому налогу за следующие отчетные периоды, или по согласованию с территориальными органами федерального казначейства зачету в счет предстоящих платежей минимального налога в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ». Аналогичная позиция высказана в письме Минфина Российской Федерации от 28 марта 2005 года №03-03-02-04/1/92.

       Чтобы узнать, минимальный или единый налог, исчисленный исходя из налоговой  базы, должен уплатить налогоплательщик, нужно определить:

       1) размер дохода, полученного за  год; 

       2) сумму единого налога, исчисленную  исходя из налоговой базы по окончании года;

       3) сумму минимального налога, умножив  размер полученного дохода на  ставку минимального налога.

       Затем нужно сравнить сумму минимального налога и сумму единого налога, исчисленного исходя из налоговой базы:

       - если сумма минимального налога больше - в бюджет перечисляется минимальный налог;

       - если наоборот - в бюджет перечисляется сумма единого налога.

       Минимальный налог – это обязательная сумма налога, которою «упрощенец» должен перечислить в бюджет по результатам работы за год. Если индивидуальный предприниматель получит убыток, то минимум, то есть 1 процент с доходов, придется все равно заплатить.

       В письме ФНС от 21 февраля 2005 года №22-2-14/224@ "О порядке применения упрощенной системы налогообложения" указано, что у налогоплательщиков по уплате налога обязанность возникает только в том случае, если по итогам указанного налогового периода исчисленная ими в общем порядке сумма единого налога окажется меньше исчисленной ими суммы минимального налога, либо отсутствует налоговая база (то есть получены убытки).

       Сумма минимального налога исчисляется в  размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы. Напомним, что для организаций доходами признаются доходы от реализации и внереализационные доходы, а для индивидуальных предпринимателей — поступления от предпринимательской деятельности (ст. 346.15 НК РФ). В состав доходов при УСН включаются также суммы полученных авансов в счет будущей отгрузки товаров (работ, услуг). При этом не признаются доходами поступления, перечисленные в статье 251 НК РФ.

         Налоговым периодом при уплате минимального налога признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

        Однако иногда налоговый период сокращается. Это происходит в случае принудительного перехода налогоплательщика с УСН на общий режим в соответствии с положениями пункта 4 статьи 346.13 НК РФ (например, если доходы превысили установленный лимит). Налогоплательщик обязан перейти на общий режим с первого дня квартала, в котором им было допущено нарушение.

      При этом налоговым периодом по единому  налогу будет уже не год, а квартал, полугодие или девять месяцев в зависимости от времени перехода на общую систему налогообложения (письмо Минфина России от 08.06.2005 N 03-03-02-04/1-138).

      Например, если доходы превысили лимит в  августе, то налоговый период по УСН  составит шесть месяцев. Так вот, при объекте доходы минус расходы  нужно будет рассчитать минимальный  налог за эти шесть месяцев.

      Обратим внимание: сам расчет нужно сделать по истечении девяти месяцев, то есть по окончании того отчетного периода, в котором произошел переход. И если минимальный налог окажется больше единого, придется платить именно минимальный. Срок - такой же, как и для перечисления авансовых платежей по единому налогу при "упрощенке"; в нашем примере это 25 октября.

      Единый  налог и минимальный - это ведь не одно и то же. У каждого свой КБК и, как уже говорилось, свой порядок распределения. Поэтому, к  сожалению налогоплательщиков, нельзя полностью зачесть произведенные авансовые платежи по единому налогу и по окончании налогового периода минимальный придется перечислять целиком, в сумме, полученной при расчете.

      Многие  налогоплательщики, не согласные с  таким положением, обращались в суд  и достигали желаемого результата. Самое важное, постановлением Президиума ВАС РФ от 01.09.2005 N 5767/05 подтверждено, что при УСН минимальный налог является особой формой единого. Поэтому совершенно правомерно зачесть в его уплату ранее перечисленные авансовые платежи по единому налогу.

      Естественно, налоговые органы и Минфин России должны были как-то отреагировать. И 28 декабря 2005 года Минфин России издал письмо N 03-11-02/83, в котором выразил согласие с решением ВАС РФ. Но не безоговорочное. Да, зачесть можно, но только частично. Весь минимальный налог поступает во внебюджетные фонды, единый - только в размере 10% (90% идет в бюджет субъектов РФ). Поэтому и зачесть можно лишь эти 10% .

      Оставшиеся  же 90%, а в случае отказа от зачета и все 100% суммы уплаченных авансовых платежей по единому налогу можно вернуть. Для этого следует подать заявление в налоговые органы, и через какое-то время сумма будет возвращена на расчетный счет организации или индивидуального предпринимателя. Но, как показывает практика, ждать придется долго, а первые авансовые взносы по единому налогу за следующий год нужно платить уже в апреле.

      Поэтому лучше всего (да и менее хлопотно!) учесть уплаченный единый налог в  авансовых платежах следующего года.

       Распространяется  минимальный налог на «упрощенцев», которые выбрали для себя объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные  на величину расходов» с дифференцированной налоговой ставкой 15 %. С 1 января 2009 года данная налоговая ставка может быть дифференцирована в пределах от 5 до 15% законодательными актами субъектов РФ (ст. 346.20).

       Налог исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.23 НК РФ. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

       В пункте 6 статьи 346.18 НК РФ сказано:

       "Налогоплательщик  имеет право в следующие налоговые  периоды включить сумму разницы  между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 настоящей статьи".

       Налогоплательщикам  следует быть внимательными: направить  указанную сумму на расходы можно  только в следующем налоговом  периоде. При наличии убытков  указанная разница увеличивает  сумму убытков, которые могут  быть перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 статьи 346.18 НК РФ.

       По  итогам каждого отчетного периода  налогоплательщики исчисляют сумму  квартального авансового платежа по налогу с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. В соответствии с изменением, внесенным абзацем пятым пункта 8 статьи 1 Федерального Закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ, минимальный налог при УСН уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

       Отметим, что до внесения изменений в статью 346.18 НК РФ, у налогоплательщиков возникал вопрос: о том, минимальный налог  необходимо уплачивать по окончании  квартала либо по окончании года, теперь Закон №101-ФЗ внес ясность.

       Срок  уплаты минимального налога по итогам налогового периода тот же, что и срок уплаты единого налога по итогам налогового периода. В соответствии с пунктом 7 статьи 346.21 НК РФ и подпунктами 1 и 2 статьи 346.23 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается:

       - налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

       - налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

       Как было сказано выше, налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее. Таким образом, указанные разницы включаются только при исчислении налоговой базы по итогам следующих налоговых периодов и главой 26.2 НК РФ не предусмотрено права включать такие расходы за какой-либо отчетный период в течение этих следующих налоговых периодов.

       Итак, если по итогам налогового периода  сумма минимального налога получилась больше суммы единого налога, то в бюджет налогоплательщик должен заплатить  минимальный налог. А что происходит с перечисленными в течение года авансовыми платежами по единому налогу? У единого налога и минимального налога при упрощенной системе налогообложения разные коды бюджетной классификации, ведь они распределяются органами казначейства по разным уровням бюджетной системы и разным нормативам отчислений.

       До 2005 года доходы от уплаты минимального налога в соответствии со статьей 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) распределялись органами федерального казначейства по уровням  бюджетной системы РФ по следующим нормативам отчислений:

Информация о работе Минимальный налог при упрощенной системе налогообложения: назначение, порядок исчисления и уплаты