Министерство по налогам и сборам Республике Беларусь в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование особенностей и проблем деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и определение направлений ее развития.

В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи:

- охарактеризовать теоретические основы и особенности функционирования Министерства по налогам и сборам;

- рассмотреть состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;

- определить направления развития налоговой системы в соответствии с зарубежными тенденциями.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы организации деятельности налоговых органов 6
1.1 Эволюция налоговых органов Республики Беларусь 6
1.2 Структура налоговых органов Республики Беларусь 9
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь и роль налоговых органов в реализации налоговой политики 12
3 Проблемы и пути совершенствования деятельности налоговых органов 21
3.1 Зарубежный опыт организации функционирования налоговых служб 21
3.2 Пути и проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь 25
Заключение 29
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

мнс-1.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

     Кафедра финансов и финансового менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ РАБОТА 

     по  дисциплине: Теория финансов

     на  тему: Министерство по налогам и сборам Республике Беларусь в системе управления финансами 
 
 
 
 
 
 

     Студент                       

     ФФБД, 3-й курс, ДФФ-3              Т.Э. Шуб 

                                    

     Руководитель             

     ассистент                             В.В. Шевцова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     МИНСК 2010

     РЕФЕРАТ 

     Курсовая работа: 34 с., 3 рис., 1 табл., 30 источников. 

         МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ, НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА 

     Объект  исследования – функционирование Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

     Предмет исследования – практика выполнения задач Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

     Цель  работы: исследование особенностей и  проблем деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и определение направлений ее развития.

     Методы  исследования: сравнительного анализа, синтеза, табличный, группировки.

     Элементы  научной новизны: дана оценка деятельности Министерства по налогам и сборам и обоснованы предложения по ее совершенствованию.

    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические  и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Налоговая система – важнейшая составляющая финансовой системы любого государства, поскольку налоги являются основным источником наполнения казны и, соответственно, государственных расходов.  В каждом современном государстве налоги являются его основными доходами, которые используются для обеспечения деятельности страны. За счёт этих средств финансируются мероприятия, направленные на реализацию социальной политики, общегосударственные расходы, расходы на развитие национальной экономики, окружающей среды. Именно поэтому финансовая стабильность экономики Республики Беларусь невозможна без проведения эффективной налоговой политики.

     Государственное регулирование связано с решением таких вопросов, как обеспечение достаточных и стабильных поступлений налогов и сборов в казну страны, снижение налоговой нагрузки на экономических субъектов, что позволит увеличить доходную часть бюджета.

     Министерство  по налогам и сборам играет в этом процессе ключевую роль. Оно непосредственно проводит и реализует налоговую политику государства, контролирует соблюдение налогового законодательства и пресекает любые нарушения в этой сфере. Являясь главным проводником налоговой политики, ведёт учет уплаченных налогов и сборов. Министерством разрабатываются предложения, направленные на совершенствование налоговой системы Беларуси и приближение её к мировым стандартам. Для этого осуществляется принятие нормативных актов и заключение международных соглашений, которые позволят упростить как внутреннее, так и международное налогообложение, что в свою очередь укрепит внешнеэкономические связи и интеграционные процессы в регионе.

     Целью курсовой работы является исследование особенностей и проблем деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и определение  направлений ее развития.

     В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие  задачи:

     - охарактеризовать теоретические основы и особенности функционирования Министерства по налогам и сборам;

     - рассмотреть состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;

     - определить направления развития налоговой системы в соответствии с зарубежными тенденциями.

     Объект  исследования – функционирование Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

     Предмет исследования – практика выполнения задач Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

     При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: сравнения, табличный, синтеза, анализа, группировок.

     При написании курсовой работы использовались законодательные и нормативные акты, учебная и монографическая литература, материалы периодических изданий по теме исследования, а также материалы статистических справочников и электронные ресурсы.

     Теоретические основы осуществления деятельности Министерства по налогам и сборам широко освещены в учебной и периодической зарубежной и отечественной литературе. Здесь можно отметить таких авторов как С.И. Адаменкова, М.В. Романовский, Е.Ф. Киреева, Н.Е. Заяц и т.д. В своих трудах эти и другие авторы уделяют внимание правовой базе, регулирующей его функционирование, даётся общая характеристика налоговой системы и её особенностей в различных странах, порядок уплаты основных налогов юридическими, физическими лицами и порядок контроля за этим процессом, пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.

 

      1 Теоретические  основы организации  деятельности налоговых  органов 
 

    1. Эволюция  налоговых органов  Республики Беларусь
 
 

       Государственная налоговая служба  в республике создана постановлением  Совета Министров БССР от 02.04.1990 № 78 в системе Министерства финансов БССР. В неё входили Главная государственная налоговая инспекция Минфина БССР и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах.

     В 1994 г. Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров Республики Беларусь и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств. А через три года была преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, который вошёл в систему республиканских органов государственного управления, подчинённых Правительству Республики Беларусь. В 1999 г. при Государственном налоговом комитете Республики Беларусь создан Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий [11].

     Указом  Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 № 516 Государственный налоговый  комитет преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС), а Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий в департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий МНС без прав юридического лица. C 16 августа 2004 г. департамент преобразован в управление контроля за подакцизными товарами главного управления организации контрольной деятельности. В 2009 году было создано главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий (рис.1).

     МНС – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику и осуществляющий регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. 

       

     

       
 
 

     

       
 

       
 
 

     Рисунок 1 – Эволюция налоговых  органов в Беларуси

     Примечание  – Источник: собственная разработка. 

     МНС является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет в банке, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. Содержание центрального аппарата МНС и инспекций осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на их финансирование.

   Деятельность  налоговых органов в республике регламентируется:

  • Конституцией Республики  Беларусь;
  • Налоговым кодексом Республики Беларусь;
  • Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»;
  • Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь;
  • Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства по налогам и сборам от 28.12.2001 № 136 [11].

     В настоящее время МНС возглавляет министр по налогам и сборам – Полуян В. Н., назначаемый и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Министр имеет четырёх заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

     В компетенцию министра входят:

  • руководство деятельностью государственных налоговых органов страны;
  • организация международного сотрудничества в области налоговой политики;
  • взаимодействие с Национальным собранием Республики Беларусь, Администрацией Президента Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и другими органами государственного управления страны;
  • общее руководство идеологической работой;
  • вопросы кадровой политики, прием и увольнение работников центрального аппарата и начальников инспекций Министерства по налогам и сборам;
  • организация финансирования налоговых органов;
  • проведение информационно-разъяснительной работы в системе налоговых органов [6].

     В целях реализации полномочий МНС  в административно-территориальных единицах Республики Беларусь создаются инспекции МНС Республики Беларусь по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, являющиеся территориальными органами МНС.

     Руководители  территориальных органов МНС  Республики Беларусь назначаются министром Республики Беларусь по налогам и сборам. Инспекции МНС по городам, районам и районам в городах являются самой массовой структурной единицей системы государственных налоговых органов. Эти подразделения представляют собой управленческие структуры, которые организуют и контролируют процесс сбора налога. Они также являются юридическим лицом, от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, исполняют обязанности, выступают в суде.

     Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек: Министр (председатель коллегии), заместители Министра, входящих в нее по должности, а также руководители структурных подразделений аппарата МНС и другие работники налоговых органов. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии обязательны для исполнения всеми инспекциями МНС, их структурными подразделениями и проводятся в жизнь постановлениями МНС либо приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии, возникших при принятии решений, Министр проводит в жизнь свои решения, докладывая о них Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии могут сообщить свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.

Информация о работе Министерство по налогам и сборам Республике Беларусь в системе управления финансами