Модели налогообложения в странах Юго-Восточной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:39, реферат

Описание работы

При схожести общих принципов налогообложения и структуры налоговых систем этих двух быстроразвивающихся государств региона, из которых одно – Сингапур – относится к первому поколению «азиатских тигров», а второе - Таиланд – к их второму поколению, каждая из налоговых систем имеет свою специфику, обусловленную политическими и социально-экономическими факторами. В прошлом налоговая система Сингапура формировалась под воздействием налогового законодательства и налоговой практики Великобритании, чьей колонией страна была в течение длительного периода

Работа содержит 1 файл

Налогообложение.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

МОДЕЛИ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  В СТРАНАХ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ  АЗИИ 

(на  примере Сингапура  и Таиланда) 

   При схожести общих принципов налогообложения  и структуры налоговых систем этих двух быстроразвивающихся государств региона, из которых одно – Сингапур – относится к первому поколению «азиатских тигров», а второе - Таиланд – к их второму поколению, каждая из налоговых систем имеет свою специфику, обусловленную политическими и социально-экономическими факторами. В прошлом налоговая система Сингапура формировалась под воздействием налогового законодательства и налоговой практики Великобритании, чьей колонией страна была в течение длительного периода. Сказывались также структура и открытость экономики, что определяло с самого начала определенный уровень либерализма налогообложения. В королевстве Таиланд налоговая система складывалась в условиях независимости, более низкого уровня социально-экономического развития и более закрытого характера экономики, и поэтому ей свойственна большая инерционность.

   Законодательной основой налогообложения в Сингапуре являются Закон о подоходном налоге, Закон о стимулах для расширения экономической деятельности (освобождение от подоходного налога), Закон о налоге на собственность, Закон о налоге на товары и услуги, Закон о налоге на наследство, Закон о гербовых сборах, Закон о частных лотереях, Закон о налогах на азартные игры и тотализаторы. В Таиланде главным законом, определяющим налоговый режим, является Налоговый кодекс. Его дополняют Закон о налоге на доход от операций с нефтью, Закон о таможенных пошлинах, Закон об акцизах, Закон о местном налоге на развитие и Закон о налоге на дома и землю. 

Прямое  налогообложение

   В Сингапуре к прямым налогам относятся  налог на доход физических лиц, или  индивидуальный подоходный налог (individual income tax), налог на доход юридических лиц, т.е. на прибыли (доход) компаний, или корпоративный налог (его называют в нашей экономической литературе также и корпорационным налогом) (corporate income tax), налоги у источника (withholding taxes), поимущественный налог (property tax). В Таиланде к прямым налогам, помимо указанных, относится также налог на доходы от операций с нефтью (petroleum income tax).

   Подоходное  налогообложение  физических лиц

   (индивидуальный  подоходный налог)

   С точки зрения подоходного налогообложения большое значение имеет статус физического или юридического лица.

   В Сингапуре подоходное налогообложение  физических лиц основывается на территориальном принципе. Физическое лицо определяют в качестве налогоплательщика исходя из принципа резидентства, и все налогоплательщики разделены на три категории: налоговый резидент, налоговый нерезидент и необычный налоговый резидент (not ordinarily resident – NOR).

   Физическое  лицо считается резидентом, если постоянно  проживает в Сингапуре и лишь временно выезжает из страны либо оно физически пребывает и работает в Сингапуре (за исключением директоров компаний) не менее 183 дней в календарном году, предшествующему году налогообложения1. Если физическое лицо живет и работает в Сингапуре в течение трех последовательных лет, оно также считается налоговым резидентом в течение этих трех лет, если даже количество дней, проведенных в стране в первый и третий годы, меньше 183 дней. В настоящее время налоговый резидент уплачивает налог только с дохода, извлеченного из источников в Сингапуре. Он имеет право на персональные скидки, вычитаемые из валового дохода.

   Физическое  лицо считается налоговым нерезидентом, если проживает в Сингапуре менее 183 дней в календарном году. Оно уплачивает налог только с дохода, извлеченного из источников в Сингапуре, освобождается от налога на доход, перечисленный в Сингапур из-за рубежа, и не имеет права на персональные налоговые скидки2.

Сумма подоходного налога определяется пропорционально числу дней его пребывания в Сингапуре в календарном году и только с той части дохода, которую он заработал в Сингапуре. Необычный резидент пользуется льготным налоговым режимом в течение пяти лет и не платит налог на доход, полученный до прибытия в Сингапур3. По мнению официальных лиц, введение нового налогового статуса должно способствовать притоку в страну высококвалифицированных профессионалов и талантливых людей.

  Налогооблагаемая  сумма доходов физических лиц-резидентов исчисляется путем уменьшения валового дохода за счет вычетов и персональных скидок. Налоговым законодательством разрешены производственные и непроизводственные вычеты. Производственные вычеты имеют право производить лица, занимающиеся предпринимательством и профессиональной деятельностью. Из валового дохода они вычитают все связанные с получением дохода расходы, включая затраты на износ капитальных активов (за исключением земли и непромышленных сооружений).

  Налоговые ставки подоходного налога с физических лиц социально направленные и очень подвижные. Начиная со второй половины 80-х гг. XX в. они постоянно изменялись по двум направлениям – сокращение числа ступеней и понижение номинальных ставок. При такой динамике выигрыш получили и лица с низкими доходами, и лица с очень высокими доходами. Первые – потому, что при большом числе ступеней больше улавливаются низкие доходы.

  Налоговые нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных в Сингапуре, по фиксированной ставке 15% валового дохода или по прогрессивной шкале ставок, применяемой для резидентов,- в зависимости от того, какой налог выше. На таких же условиях взимается налог с доходов лиц, проживающих в Сингапуре более 60 дней, но менее 183 дней в календарном году и получающих доход из источников в Сингапуре. Лица, проживающие в Сингапуре не более 60 дней, освобождаются от уплаты подоходного налога. Директора компаний и профессионалы, оказывающие консультационные услуги, выплачивают налог по фиксированной ставке 20%.

  В целом налогообложение доходов  физических лиц в Сингапуре более  прогрессивное и более социально направленное, чем во многих других странах мира. Это проявляется, в частности, в том, что общая налоговая нагрузка у лиц с очень высокими доходами почти в 15 раз больше, чем у лиц с низкими доходами, тогда как в большинстве европейских стран и в США эта разница не превышает двух раз10.

  В Таиланде Налоговый кодекс разделяет  плательщиков индивидуального подоходного налога (personal income tax) на пять категорий:

  1. физические лица
  2. простые (незарегистрированные, неюридические) товарищества
  3. неюридические объединения частных лиц
  4. лица, умершие в течение налогового года
  5. лица с неразделенным имуществом

   Налоговый кодекс в понятие «доход» включает зарплату, премии (бонусы), денежные пособия, пенсии, денежный эквивалент предоставляемых  натуральных льгот, уплату работодателем подоходного налога за работника и любые другие денежные выплаты11. База налогообложения определяется путем уменьшения валового дохода за счет различного рода вычетов и налоговых скидок.

  Либерализация подоходного налогообложения физических лиц в последнее десятилетие идет двумя путями: введение и увеличение необлагаемого минимума и изменение промежуточных ставок для лиц со средними и высокими доходами

  Так же, как и в Сингапуре, проведенные  налоговые мероприятия способствуют снижению нагрузки на лиц с невысокими доходами, хотя, в отличие от Сингапура, в Таиланде инфляция снижает эффект таких мер. 

  Налогообложение доходов (прибылей) юридических  лиц

  (корпоративный  подоходный налог)

  Как в отношении налогообложения  доходов физических лиц, при обложении налогом прибылей юридических лиц учитывается резидентство.

  В Сингапуре оно определяется местом, где компания зарегистрирована как  юридическое лицо и где организовано управление ею и осуществляется контроль за ее деятельностью. Обычно это – место, где собирается совет директоров, контролирующий де-факто работу компании. Местные компании и дочерние предприятия иностранных компаний, зарегистрированные по сингапурским законам, считаются резидентами, а филиалы иностранных компаний – нерезидентами.

  Налогооблагаемый  доход – это валовая прибыль  минус производственные и непроизводственные вычеты. По налоговому законодательству компании разрешается вычитать:

  1. амортизационные начисления на капиталовложения в производственные здания, машины и оборудование
  2. повышенные амортизационные налоговые скидки (сроком на три года) на расходы, связанные с приобретением машины и оборудования всех видов, кроме автомашин, мотоциклов и легких грузовиков
  3. 100%-ные (в течение года) амортизационные скидки на капиталовложения в компьютеры, роботы, запасные генераторы, энергосберегающее оборудование, аппаратуру для контроля над загрязнением окружающей среды, автоматическое оборудование, автомашины на дизельном топливе
  4. чистые производственные убытки
  5. выплаты нерезидентам, включая иностранные дочерние предприятия, в форме процентов, роялти и ренты за аренду движимой собственности
  6. медицинские расходы.
  7. налог на товары и услуги (при определенных обстоятельствах)
  8. налог на иностранных рабочих
  9. налог на собственность14.

  В Сингапуре нет специального налога на прибыль от прироста капитала при его реализации. Такая прибыль облагается обычным корпоративным налогом.

  Налоговая система Сингапура нацелена на поддержание  высоких темпов экономического развития, и одним из инструментов стимулирования производственной деятельности частного капитала служат налоги, и в частности, корпоративный налог, который имеет не столько фискальное, сколько регулирующее значение как стимулятор расширения предпринимательской деятельности. В последние два десятилетия правительство регулярно понижает ставки корпоративного налога, чтобы создать благоприятный инвестиционный климат в стране и сохранить международную конкурентоспособность налоговой системы при привлечении иностранных инвестиций. Ставка корпоративного налога в Сингапуре единая для всех компаний – и резидентских, и нерезидентских. Она фиксированная и поддерживается на уровне, гораздо более низком, чем во многих странах.

  Либеральный характер налоговой системы Сингапура более всего проявляется в системе налоговых льгот, которые получает корпоративный сектор.

  В Таиланде обложению корпоративным  налогом подлежат частные и публичные компании с ограниченной ответственностью, созданные на основе тайских и иностранных законов, товарищества с ограниченной ответственностью, зарегистрированные простые товарищества, а также совместные венчурные компании, ассоциации и фонды.

  С какого дохода взимается налог, зависит  от того, является ли компания резидентской или нерезидентской. Компания, зарегистрированная как юридическое лицо на основе тайского законодательства, является резидентской и уплачивает налог с чистой прибыли, полученной как внутри страны, так и за рубежом. Иностранная компания, зарегистрированная на основе законов другой страны, считается резидентской, если имеет в Таиланде главный офис, филиал или другую форму бизнеса или имеет служащих по найму, агентов либо представителей. Место управления компанией и контроля над ее деятельностью, в отличие от Сингапура, значения не имеет. Такие компании уплачивают корпоративный налог только с чистой прибыли, извлеченной из источников в Таиланде либо полученной в связи с бизнесом в Таиланде. Однако для иностранных компаний, занимающихся международными перевозками, базой налогообложения считается не чистый, а валовый доход. Иностранные компании, вывозящие свои прибыли из Таиланда, также уплачивают налог с валовой суммы перевода. Иностранные компании, не ведущие бизнес в Таиланде, но извлекающие определенные виды дохода (вознаграждение за услуги, в том числе профессиональные, проценты, дивиденды, рента) из источников в Таиланде, уплачивают налог с валовой суммы; он взимается в форме налога у источника путем вычета по установленной законом ставке.

    Налог взимается с чистого дохода, который  равен валовому доходу за вычетом всех расходов, разрешенных Налоговым кодексом. В том числе:

  1. ординарные и необходимые производственные расходы, которые обычно разрешаются в установленных размерах
  2. проценты по кредитам
  3. все налоги, кроме корпоративного налога и налога на добавленную стоимость (НДС)
  4. чистые производственные убытки (разрешается переносить их вперед и вычитать из прибылей в течение 5 последующих лет)
  5. амортизационные начисления
  6. расходы на благотворительность, но не более 2% чистого налогооблагаемого дохода
  7. безнадежные долги
  8. взносы в резервный фонд
  9. представительские расходы – до 0,3% валовой прибыли, но не более 10 млн. бат
  10. выплаты филиалам иностранных компаний в форме роялти, плата за управленческие услуги, проценты, при условии, что эти услуги используются только в целях получения прибыли или для бизнеса в Таиланде21.

Информация о работе Модели налогообложения в странах Юго-Восточной Азии