Налог как экономическая категория. Природа налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, в данной курсовой работе мы ставим цель: раскрыть экономическую сущность налогов и объяснить их природу. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
1. рассмотреть историю возникновения налогов в первой части работы;
2. во второй части работы основного блока разобрать экономическую природу, понятие и признаки налогов, а также их функции;
3. в третьей определить влияние налогов на развитие экономики России.

Содержание

Введение 3
1. История возникновения налогов 5
2. Экономическая природа, понятие и признаки налогов, их функции 13
3. Влияние налогов на развитие экономики России 20
Заключение 27
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

+Курсовая Назипова.docx

— 64.74 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  образования и  науки российской

     федерации

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

     вЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

     «Казанский  Государственный

     Финансово – Экономический Институт» 
 

Кафедра       финансов 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине     Теория и история налогообложения 

     Тема:   «Налог как экономическая категория. Природа налогов» .  
 
 
 
 

Автор курсовой работы                             Назипова Л.А. 

Группа                                                                     429   

Научный руководитель                                                              Дюдина Н.П.                
 
 
 
 
 

Казань 2011

     Содержание 

Введение                    3 

1. История возникновения налогов                5

2. Экономическая  природа, понятие и признаки  налогов, их функции        13

3. Влияние  налогов на развитие экономики  России           20

Заключение                                             27                                                                              

Список  используемой литературы                                                                        30         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     История налогов насчитывает тысячелетия. Возникновение  налогов относят  к периоду становления первых государственных образований, когда  появляется товарное производство, формируется  государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в  содержании государства и его  институтов было обусловлено возникновение  налогообложения.

     В Новое и Новейшее время значение налогообложения неуклонно усиливалось: развивающиеся национальные капиталистические  общества требовали постоянного  увеличения средств на проведение экономических  и социальных реформ.

     В настоящее же время налоги – это  необходимое звено экономических  отношений в обществе. Этим объясняется  актуальность данной  темы, так как  налоги – это основной источник доходов государства. Кроме финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно–технического прогресса. Государство  способно стимулировать или сдерживать деловую активность, путем изменения  налоговых ставок, предоставления или  отмены налоговых льгот, что способствует экономическому развитию страны.

     Без знания функционирования налогов трудно себе представить руководителя и  ведущих специалистов современной  фирмы. В высших учебных заведениях России впервые в 1999–2000 учебном  году появилась специальность «Налоги  и налогообложение». Без людей, владеющих  этой специальностью, не сможет эффективно работать ни одно предприятие, не сможет обойтись государство. Именно поэтому  в государственные стандарты  подавляющего большинства экономических  специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов  и налоговых систем России и других стран.

     Наша  налоговая система молодая: создана  в 1990 году. Тем не менее, она постоянно  совершенствуется, государство стремится  к тому, чтобы налоги были разумными  и посильными для налогоплательщиков.

     Для того чтобы более подробно разобраться  в данной теме автор познакомился с трудами известных в мире экономистов, таких как Д. Риккардо, С.Ю. Витте, С. Фишер. Были изучены взгляды  на природу налогов и экономистов  России, таких как А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.

     Объектом  данного исследования являются налоги. При этом предметом  исследования является влияние налогов на современную  экономику России.  Таким образом, в данной курсовой работе мы ставим цель: раскрыть экономическую сущность налогов и объяснить их природу. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:

     1. рассмотреть историю возникновения  налогов в первой части работы;

     2. во второй части работы основного  блока разобрать экономическую  природу, понятие и признаки  налогов, а также их функции; 

     3. в третьей определить влияние  налогов на развитие экономики  России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. История возникновения  налогов
 

     История зарождения практики налогообложения  насчитывает не одно тысячелетие. Первые свидетельства о налогообложении  дошли до наших дней из XIII–XII вв. до н.э.. В то время в Вавилоне стал взиматься первый в истории подушный налог. Такими же древними являются упоминания о практике взимания поголовного налога в Персии и Китае, а также использования земельного налога первыми династиями египетских фараонов.

     С появлением первых государственных образований налоги стали выступать значимым источником образования централизованных финансов. Стоит отметить, что очень часто процесс зарождения налогов объясняется многими авторами именно возникновением института государства. При этом упускается из виду тот факт, что различные формы регулярных сборов, податей, даней и других платежей, которые имеют налоговую природу, возникли задолго до появления государства в его классическом понимании. Они возникли на самых ранних этапах формирования первых государственных образований (общин, объединении племен, городов–государств, княжеств, графств и т.д.). Сборы налогов обеспечили им возможность содержания регулярного войска, аппарата управления, общественной инфраструктуры, во многом способствуя наделению этих образований традиционным набором функций государства.

     С тех пор значение налогов многократно  усилилось. Ни одно государство за всю  историю существования этого  института не обходилось, не обходится, да и в дальнейшем не будет обходиться без налогов и налогообложения.

     Итак, первоначально налоги существовали как бессистемные платежи, которые  носили преимущественно натуральную  форму. Поданные несли повинности личного  характера, такие как барщина  или участвовали  в походах, а  также уплачивали налоги продовольствием, снаряжением для армии. По мере развития и укрепления товарно–денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму.

     Одной из первых организованных налоговых  систем, которая во многом находит  свое отражение и в современном  налогообложении, является налоговая  система Древнего Рима, развитие которой  в IV–III вв. до н. э. привело к возникновению как общегосударственных, так и местных налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. Несколько веков в провинциях Римской империи не существовало государственных фискальных органов, устанавливающих и собирающих налоги. Метрополия использовала откупную систему, когда взимание налогов осуществлялось специальными людьми – откупщиками, которые обеспечивали свой доход за счет собранных налогов, что не могло не приводить к массовым злоупотреблениям и налоговому произволу. [16]

     Постепенно  развитие государственных институтов Рима привело к проведению императором  Августом Октавианом существенной налоговой реформы, в результате которой была отменена откупная система по прямым налогам, по косвенным она была сохранена, но установлен строгий контроль за деятельностью откупщиков.  Впервые стали использоваться элементы налогового планирования, когда для каждой общины в провинции посредством оценки ее налогового потенциала устанавливалась сумма налогов, которую ей следовало собрать. Регулировать налогообложение стали специально созданные финансовые учреждения, осуществляющие контроль за планированием и процессом сбора налогов общинами.

     Доминирующим  источником дохода служил поземельный  налог, составлявший в среднем одну десятую доходов землевладельца с земельного участка. Облагалась налогом  и другая собственность: недвижимость, различные ценности, живой инвентарь (крупный рогатый скот, рабы). Каждый житель уплачивал единую подушную подать. В Римской империи были установлены  и первые косвенные налоги: налог  с оборота  –  1%, в том числе  налог с оборота при торговле рабами – 4%; налог на освобождение рабов  – 5% от их рыночной стоимости; акцизы на внутреннее потребление по ставке 1%, в том числе акцизы на соль; таможенные пошлины – в среднем 5%. Общее количество налогов доходило до двухсот, охватывая самые разнообразнейшие, подчас экзотические, предметы обложения. Например, такими экзотическими платежами являлись сбор за ярлык для ослов, сбор за прикладывание печати, сбор на золотой венок, налог на отхожие места и др. [17]

     Финансовая  система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались «данью». Дань взималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.

     Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение  получил так называемый «мыт»  – пошлина, взимаемая при провозе  товаров через заставы у городов  и крупных селений.

     Эпоха реформ Петра I (1672–1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые. В 1724 г. взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог.

     В период правления Екатерины II (1729–1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 г. по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: Экспедиция государственных доходов, Экспедиция ревизий, Экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать – процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался «по совести каждого». [16]

     Интересно отметить, что многие принципы определения  объектов налогообложения и подходы  по установлению тех или иных налоговых  сборов сохранились до наших дней. Например, сборы на содержание сборщиков  налогов и на содержание тюрьмы для  недоимщиков в современных условиях очень напоминают формирование фонда социального развития налоговой службы. Все последующие зарубежные практики налогообложения в основном повторяли налогообложение Древнего Рима, зачастую копируя далеко не лучшие ее моменты.

     Так, в Европе XVI–XVIII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели разовый характер. В практике сбора налогов вновь произошел возврат к откупной системе, основное налоговое бремя ложилось обычно на людей третьего сословия – сельских жителей и горожан недворянского происхождения.  Доминирующими же были поземельный налог, налог со строений, подушные (поголовные) налоги, акцизы, таможенные пошлины, коммунальные и местные налоги. Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

     Именно  в конце XVII – начале XVIII вв. наступает новый период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства. Данный период в развитии налогообложения обусловлен появлением первых налоговых теорий и формированием первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль стали играть акцизы, которые взимались со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

     В это время произошли чрезвычайно важные перемены в экономической жизни Европы: товарный строй хозяйства полностью вытеснил натуральный, значительно возросли потребности государства, что привело к необходимости изыскивать новые источники государственных доходов. В европейских странах оформляется так называемая модель административного государства, возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых. Государство берет на себя реализацию фискальной функции: устанавливает квоту налогообложения, организует процесс сбора налогов, более или менее регламентируя его организацию.

Информация о работе Налог как экономическая категория. Природа налогов