Налог как специфическая форма финансового платежа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….5
1 Экономическое содержание налогов………………………………….………7
1.1 Сущность и содержание понятия налог………………………………...…..7
1.2 Роль налогов в формировании государства………………………….….…10
1.3 Классификация налогов и их функции………………………………….….12
2 Налог как финансово-экономическая категория………………………….…16
2.1 Историческое развитие налога как средства платежа………………….….16
2.2 Роль налога как финансового платежа………………………………….….18
2.3 Методика разграничения налогов, сборов и других обязательных платежей. Их отличительные особенности………………………………….…26
3 Проблемы и пути совершенствования налогообложения в России………..29
Заключение…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 66.85 Кб (Скачать)

Налоговая емкость ВВП  должна быть оптимальной: “золотая середина”  определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования), исходя из потребности  государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики. В переходный период взаимовлияние  экономики и бюджета выражается в усилении инфляции при спаде  производства, либо в развитии  экономики на дефляционной основе и зависит от того, как организовано формирование государственных финансов и их расходование. [2]

 

    1. Классификация налогов и их функции

 

Функция налога — это  проявление его социально-экономической  сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют четыре основные функции:

Фискальная функция реализует  формирование единого фонда денежных средств государства. Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных задач, охраны природы и  др. Данная функция налогов в известной  степени первична по отношению ко всем остальным.

Распределительная (или перераспределительная) функция предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета (единого фонда денежных средств) часть созданного валового внутреннего  продукта перераспределяется из одних  отраслей экономики и регионов в  другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство.

Стимулирующая (или дестимулирующая) функция заключается в том, что  в процессе налогообложения формируются  относительно более благоприятные  и относительно менее благоприятные  сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция налогообложения  реализуется через систему налоговых  льгот и преференций, создающих  для некоторых видов деятельности более льготный режим.

Контрольная (иногда выделяемая) функция налогообложения, дающая возможность  соизмерения расходов государства  и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной  системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности  налоговой системы по обеспечению  необходимых для общества расходов.

Каждая из этих функций  отражает определенную сторону налоговых  отношений. Результативность налоговых  функций определяется ролью налогов, которая может быть как негативной, так и позитивной. Позитивной роль налогов будет тогда, когда потенциал налога как экономической категории реализован на практике и достигается относительно равенство между налоговыми функциями. [3]

Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование.

Законом "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации"  введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Данная система налогообложения включает в себя федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги.

В первую очередь различают  прямые и косвенные налоги, и в  основе такого деления могут лежать различные подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения  и взимания, платежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале XX в.

  1. По способу взимания различают:
  • прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода).
  • косвенные налоги (акцизы, пошлины) включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара,
  1. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, подразделяются на:
  • федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (ст. 13 НК РФ);
  • региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (ст. 14 НК РФ);
  • местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты (ст. 15 НК РФ).
  1. По целевой направленности введения налогов различают:
  • абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
  • целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
  1. По субъекту налогообложения (налогоплательщику) различают:
    • налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
  • смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юридические лица.
  1. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
  • закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или 'внебюджетный фонд;
  • регулирующие налоги — разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
  1. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
  • срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными тегами;
  • периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

 

 Таким образом, трехуровневая система  налогообложения наиболее рационально  и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налог как финансово - экономическая категория
    1. Историческое развитие налога как средства платежа

 

Налог не является начальной  формой аккумуляции денежных средств  бюджетом. Существовало много видов  поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены — государственные  имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии —  промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики.

Представление о сущности налогов и их месте в экономической  системе общества менялось по мере развития общественных отношений. Можно  выделить шесть этапов формирования представлений о природе налогообложения. На первых этапах налог выступал в  основном как экономическая категория  и только на последнем этапе налог  стал получать правовое содержание.

Одной из первичных форм налогообложения выступала дань с побежденного народа. Все имущество побежденной стороны переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу «война питает войну». Население поверженной страны обязывалось выплачивать содержание победителям. Иными словами, первый прообраз налогов - налог на побежденных.

В мирное время на самых  ранних ступенях государственной организации  общества система налогообложения  воспринималась как необходимое жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных требованиях общества. Уже в этих прообразах налогов угадывался их важнейший признак - обязательность. Кроме того, несмотря на неразвитость налогообложения того времени, уже выделяется один из элементов налога - ставка налога. В Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу», т. е. первая ставка налога на доход составила 10%^

В Древнем Египте и других восточных деспотиях налоги взимались  в качестве арендной платы за пользование землей, принадлежавшей главе государства^

В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров, подарков главе государства. Не случайно в Англии в средние века понятия «налог» и «дар» выступали почти синонимом. В Германии же название налогов было связано с просьбой со стороны государства уплатить налог.

В дальнейшем налог стал рассматриваться как помощь населения своему государству.

Однако в XVIII веке сформировалось представление о том, что налог  имеет не только экономическое, но и  правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться  как юридическая обязанность граждан перед государством. Так, в английском языке до сих пор некоторые налоги называют duty, т. е. долг, обязанность, во французском - impol, что означает принудительный платеж. Именно в таком значении понимание сути налогов сохранилось и до наших дней.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль налога как финансового платежа

 

Налоги являются исходной категорией финансов. Они возникают с появлением государства и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства. Наибольшего развития налоги достигли в развитых системах товарно-денежных отношений, оказывая влияние на их состояние.            

 В налогах исторически  формировались два принципа распределения  налоговой нагрузки (налогового  бремени):

1) принцип выгоды (полученных  благ);

2) принцип «пожертвований»  (платежеспособности).

В первом случае предполагается, что разные субъекты должны облагаться налогом пропорционально той  выгоде, которую могут ожидать  от деятельности государства: те, кто  получает больше благ и услуг от предлагаемых правительством общественных товаров, должны платить налоги, необходимые  для финансирования этих товаров  и услуг. Вместе с тем использование  этого принципа затруднительно в  отношении таких благ, как оборона, общественная безопасность, система  образования, и других видов услуг  государства. Этот принцип невозможно использовать в случае финансирования благотворительных пособий для  бедных, безработных.

Согласно второму принципу субъекты должны облагаться налогом  таким образом, чтобы «пожертвования»  были для них приемлемыми, то есть тяжесть налога должна быть поставлена в зависимость от конкретного  дохода и уровня благосостояния.

Данный принцип гласит: отдельные лица, предприниматели  и предприятия с более высокими доходами выплачивают более высокие  налоги - как в абсолютном, так  и в относительном выражении, чем те, кто имеет меньшие доходы. Суть этого принципа исходит из предложения, что каждая дополнительная часть  дохода влечет за собой все меньшее  приращение удовлетворения. Так происходит потому, что субъекты хозяйствования денежные средства тратят не одинаково: первые части полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары и услуги первой необходимости, то есть на товары и услуги, которые приносят наибольшую пользу или удовлетворение. Последующие части дохода тратятся на менее необходимые товары и услуги. Это означает, что деньги, изъятые путем налогов у бедного, составляют большую жертву, чем изъятые у богатого.

Таким образом, для сбалансирования  ущерба при получении доходов, которые  влекут за собой налоги, предусматривается, что они могут быть распределены в соответствии с величиной получаемых доходов.

Большинство специалистов предпочитает видеть в налогах лишь инструмент принуждения, используемый для финансового  обеспечения государственных расходов, выводя его за рамки рыночных отношений  в область исключительно императивных распределительных (перераспределительных) отношений. Отсюда, отрицание объективных  налоговых законов и государственного налогового менеджмента, т. е. отрицание  возможности управления налоговым  процессом и налогообложением на макроэкономическом уровне рыночными  способами.[6]

Информация о работе Налог как специфическая форма финансового платежа